"Воспитание интереса к народному творчеству у дошкольников, путем ознакомления с русской матрешкой"
Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 22 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: статья Тема: "Воспитание интереса к народному творчеству у дошкольников, путем ознакомления с русской матрешкой" Раздел: дошкольное образование
Воспитание интереса к народному творчеству у дошкольников, путем
ознакомления с русской матрешкой.
Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС
является
сотрудничество дошкольного
учреждения
с
семьей,
приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,
учёт
этнокультурной
ситуации
развития
детей,
амплификация
детского
развития и т. д. С конца ХХ века в последнее воскресенье осени в России
отмечают
один
из
самых
трогательных
праздников
-
День
Матери.
Это
праздник не только для мам, он олицетворяет образ Родины-матери, Земли-
матушки,
традиции
русского
народа.
Одним
из
символов
материнства
является образ Матрёшки. Именно эта расписная куколка – яркая, красивая,
знакомая
и
любимая
с
детства
является
талисманом
семьи
и
символом
материнств.
Целенаправленное
ознакомление
детей
с
яркой,
самобытной,
не
похожей ни на одну игрушку мира – русской матрешкой. Это одна из частей
формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и
традициях.
Знакомя
детей
с
русской матрешкой,
уделяем
внимание
духовному
воспитанию,
формируем
творчески
развитую
личность,
способствуем
повышению
уровня познавательных
способностей
детей,
развиваем воображение, эстетический вкус.
Нельзя
считать
себя
культурным,
интеллигентным
человеком
без
знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение
детей
к
народной
культуре,
народному
искусству
является
средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная
культура,
должна
стать
неотъемлемой
частью
души
ребенка,
началом,
порождающим личность.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о
ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Это значит
приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем
отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема,
которой
направлен проект:
К а к
п о я в и л а с ь матрешка?
К а к и е
бывают матрешки?
Цель:
Воспитание интереса к истории России, к истокам русской народной
к у л ь т у р е ,
н а р о д н о м у
т в о р ч е с т в у
н а
п р и м е р е
р у с с к о й
национальной матрешки.
Задачи:
1.
Обогащать знания детей о русской матрешке.;
2.
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
3.
Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
4.
Знакомить родителей и детей с историей создания русской матрешки;
5.
Реализовывать
совместный
творческий
замысел
детей,
родителей,
педагогов, поощрять проявление инициативы;
6.
Воспитывать
бережное, почтительное отношение к труду народных
мастеров матрёшечников;
7.
Развивать сенсорные навыки детей, давать представление о цветовой
гармонии;
8.
Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие и творческие
способности;
9.
Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный
запас средствами фольклора;
10.Развивать
эмоционально-познавательный
интерес
к
культурному
наследию России;
11.Формировать
основы
национального
самосознания
и
любви
к
Отечеству;
Материалы
и
оборудование: видео
презентации
по
теме
проекта;
оборудование для показа презентаций; аудиомагнитофон; развивающие игры
по теме; изобразительные материалы; заготовки для росписи; физкультурные
пособия
и
оборудование;
оборудования
и
пособия
для
занятия
по
математическому
развитию;
мольберт;
стенды
для
выставки
детского
творчества; фотоматериалы, иллюстрирующие
технологию изготовления и
росписи
матрешек;
русские
матрешки
(3-5-7-местные);
альбомы
и
репродукции с изображением матрешек.
Музыкальные
произведения:
«Матрешка»
(муз.
Т.
Варовиной,
сл.
В.
Семернина); «Русские матрешки» (муз. З Левиной, сл. З.Петровой); «Пляска
с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской); русские народные
мелодии.
Стихотворения:
Л.
Соловьев
«Матрешка»,
Г.
Лагздынь
«Семь
красавиц
расписных»,
И.
Ломова
«Матрешка»,
С.
Маршак
«Восемь
кукол
деревянных», К. Липатова «Наша матрешка».
Содержание:
1.
Знакомство с народной игрушкой-матрешкой.
2.
Оформление фотоальбомов «История русской матрешки», «Такие
разные матрешки».
3.
Заучивание стихотворений о матрешке.
4.
Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе»,
«Разрезные
картинки»,
«Залатай
платочек»,
«Из
чего
сделано?»,
«Угадай на ощупь».
5.
Раскраски разных видов и форм матрешек.
6.
Создание картотеки «Стихи и загадки о матрешках».
7.
Просмотр видеопрезентации об истории возникновения
и развития
матрешечного дела.
8.
Интегрированное занятие «Круглолицая матрешка»;
9.
Занятие по познавательному развитию «Матрешка, как символ семьи,
материнства. Виды матрешек».
10.Занятие
по
познавательному
развитию
«Знакомство
с
русской
матрешкой».
11.Занятие по физической культуре «В гости к матрешкам».
12.Разучивание танца «Мы веселые матрешки».
13.Музыкальное занятие «Спляшем и споем с матрешками».
14.Мастер-класс по изготовлению плоскостных матрешек для детей и
родителей.
15.Занятие
по
продуктивной
деятельности:
«Ах
матрешечка-матрешка,
хороша – не рассказать!», «Веселые матрешки», «Украсим сарафаны
матрешек» (декоративное рисование с натуры).
16.Выставка детского творчества «Наша русская матрешка».
17.Консультации для родителей.
18.Разработка и изготовление «Семейных матрешек» совместно родителей
и детей.
19.Оформление стенгазеты «Народные промыслы: русские матрешки».
20.Проведение совместного с родителями праздника к Дню матери
«Русская матрешка – символ материнства»;
Формы организации детей:
- продуктивная деятельность;
- занятия по познавательному развитию;
- занятия по физической культуре;
- музыкально-художественная деятельность;
- работа в уголке творчества;
- самостоятельная деятельность детей в центрах активности;
-
беседы,
чтение
русских
народных
потешек,
стихотворений
о
матрешке;
- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен,
частушек;
-
просмотр
видео
презентаций
о
народных
промыслах,
истории
возникновения и развития матрешечного дела;
- выставка детского рисунка;
- выставка семейных поделок по теме проекта;
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративные;
- игровые;
- демонстрационные;
- словесные: подражание, диалог, беседы, отгадывание загадок, чтение
художественных произведений;
- дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;
- общение и совместная деятельность взрослых с детьми;
- оформление выставки детского творчества;
- создание коллекций;
-
метод
двигательной
активности
(физкультурные
минутки,
пальчиковые гимнастики и динамические паузы);
- слушание музыкальных фольклорных произведений;
Предполагаемый результат: дети проявляют любознательность, активность;
сформирована
предметно-развивающая
среда
и
условия
для
обогащения
разнообразной
художественной
деятельности
детей;
создана
модель
взаимодействия
педагогов
и
семьи
в
художественно-эстетическом
и
познавательном развитии детей; проявляется эмоционально-познавательный
интерес
детей
к
русской
народной
игрушке
и
к
культурному
наследию
России,
расширены
представления
о
быте
своих
предков;
дети
бережно
относятся,
проявляют
любовь
к
своей
Родине,
родному
дому,
старшему
поколению; уважают труд мастеров-матрешечников, знают этапы создания
русской матрешки, различают её виды, особенности.