Игровой эксперимент "Как победить недобрые чувства"
Автор: Воробьева Ирина Владиславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Верх - Чебулинский детский сад "Рябинка" Населённый пункт: пгт.Верх - Чебула Наименование материала: конспект Тема: Игровой эксперимент "Как победить недобрые чувства" Раздел: дошкольное образование
Цели: расширение представление о базовых эмоциях.
Задачи:
1.
Расширять представления детей о базовых эмоциях (радость, злость,
гнев).
2. Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение
снимать эмоциональное напряжение.
3.
Расширять у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях.
4.
Развивать внимание к соответствующим переживаниям.
Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики с чистой водой, тру-
бочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звездочки -
пайетки, воздушные шарики, картинки с изображениями двух мальчиков (ве-
селого и злого), поднос, булавка.
Ход эксперимента
Педагог - психолог. Доброе утро!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было
хорошее настроение.
Педагог - психолог. Ребята, мы сегодня будем говорить о настроении. И я
предлагаю вам на несколько минут превратиться в волшебников. Каждому из
вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.
Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас
особо не беспокоит, наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на
эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Ко-
гда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радост-
ным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они блестят и пе-
реливаются, как вода в этом стакане. (Бросает блестки в стакан и трубочкой
размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же покол-
довать. Вот здесь на подносе наша общая большая радость, берите немного
звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите
волшебную палочку и устройте салют. (Детей выполняют задание.) Смотри-
те, как весело сверкают звездочки! Понюхайте, может, водичка пахнет радо-
стью? У вас получились замечательные веселые салюты!
Но бывает, ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам на-
строение, тогда и мысли наши становятся неприятными и грустными, похо-
жими на темную, мутную воду. (Опускает кусочек глины или черной краски
в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало пе-
чальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ.
(Дети называют способ, бросая в стаканчик ведущего по одной блестке.)
Посмотрите,
как
заметно
улучшилось
настроение
благодаря
вашим
стараниям.
А
случается
и
такое:
кто-то
ругается,
ссорится
и
сжимает
кулаки.
Челов
испытывает
злость,
гнев. (Опускает кисточку с красной
краской в стакан прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная.)
Именно такого цве становится лицо злого человека. Внутри человека кипит,
бурлит
злость. (П
дагог
показывает,
как
сделать
водоворот:
мешать
трубочкой или выдуваю воздух в воду, образуя пузыри.) Вспомните, когда вы
злились,
из-за
чего
эт
случалось? (Дети
высказываются)
Что
можно
сделать, чтобы победить эт недобрые чувства?
Педагог. Ребята, говорят, чтобы быть здоровым, нужно находиться в хс
рошем настроении. Давайте об этом порассуждаем. Садитесь на стульчики
послушайте стихотворение «Что с тобой?». В нем говорится об одном маль
чике. После того как вы прослушаете стихотворение, нужно будет показат его
на картинке, выбрав из двух вариантов.
Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид -
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой? Что с тобой?
Ты как шарик надувной!
Как вы думаете, про которого мальчика шла речь в стихотворении?
Дети показывают) Какими словами вы могли бы описать его настроение,
его
состояние? (Злой,
сердитый,
обиженный,
надутый,
рассерженный,
х м у р ы й ,
н еприятный,
недовольный,
недобрый,
а г р е с с и в н ы й ,
недружелюбный.) А теперь давайте обратим внимание на его лицо и позу.
Они какие-то необычные. (Брови нахмуренные, взгляд из-под бровей, зубы
сжаты, губы плотно сжаты, руки сжаты в кулаки, воинственная поза.) Как
вы думаете, почему у него такое настроение? (Его кто-то обидел, ударил,
не дал конфет пли он заболел и т. д.) А теперь давайте посмотрим на
второго мальчика. Какими словами вы могли бы описать его настроение, его
состояние? (Веселый,
радостный,
ликующий,
довольный,
улыбающийся,
приятный, добрый, доброжелательный.) А что вы можете сказать о его
лице,
позе? (Глаза веселые, прищурены, рот улыбается, подпрыгивает от
радости.) Как вы думаете, почему у этого мальчика настроение? (У него
день рождения, кто-то угостил вкусной конфетой и т. д.)
Как вы думаете, много ли друзей у обидчивых людей? Почему? А приятно
ли общаться с сердитым человеком? А с каким человеком приятно общаться?
(Ответы детей.)
Давайте вернемся к герою нашего стихотворения. У мальчика скопилась
злость, обида, раздражение, го есть неприятные чувства. А так ведь и забо-
леть недолго, так как болезни нападают на тех, у кого плохое настроение.
Давайте проведем такой эксперимент. Я буду надувать шарик и предлагаю
вам представить, что внутри этого шарика находятся неприятные чувства. Их
надо выпустить. (Психолог прокалывает иголкой шар, который с шумом ло-
пается.) Если так выпускать свою злость, то есть драться, обзываться, кри-
чать, то можно напугать или разозлить окружающих. А теперь надуем шари-
ки и будем понемногу выпускать из него воздух, то есть злость, обиду, раз-
дражение. Вы заметили, что шарики становится меньше? А это значит, что и
неприятные чувства уменьшаются, не причинив никому вреда. Дети, а что вы
можете предложить, чтобы победить недобрые чувства? (Потанцевать; мед-
ленно сосчитать до 10 и обратно; встать под душ; слепить что-нибудь из
пластилина;
разорвать
старую
газету
на
мелкие
кусочки;
изо
всех
сил
сжать кулаки, а затем медленно разжать их и т. д.)
Педагог. Что нового вы узнали сегодня о настроении, состоянии человека?
Чему научились? Каждый ребенок или взрослый может обидеться или рас-
сердиться на кого-нибудь. Но не надо забывать, что неприятные чувства не
должны быть долго внутри человека, их надо умело выпускать. Выпускать
так, чтобы не причинить боль окружающим. И тогда человек будет здоровым.
Ведь хорошее настроение - основа здоровья. И я вам желаю никогда не терять
веселое настроение. На прощание встанем в круг, поставим свои кулачки в
единый столбик, затем громко крикнем: «Всем - всем до свидания!»