Напоминание

Родителям - об игре: игра – это серьёзно!


Автор: Флегентова Алена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка – детский сад № 24"
Населённый пункт: г.Биробиджан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родителям - об игре: игра – это серьёзно!
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» Консультация для родителей Родителям - об игре: игра – это серьёзно! Воспитатель: Флегентова А.И. - Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое платье с вышивкой. - Нельзя!
- Я не испачкаю! А платье можно и выстирать! - И будет оно уже не новое, а старое. - Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад? - Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти… Не правда ли, знакомая всем картина. Наверняка каждый из присутствующих хотя бы раз наблюдал её в жизни и, конечно, считал себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но это зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой – куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образцовые люди, не можем предложить нашим детям примеры поведения, достойные подражания? В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последнее десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, всё меньше уделяя внимания нашим детям. Большинство родителей считают, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, - бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие письма и счёта она не имеет жизненного необходимого результата. Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определяются с этой деятельностью». Неправда! Мы в своё время учились у старших братьев и сестёр, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. Редко у кого есть многодетные семьи, или семьи с двумя детьми. А если повезло с братом и сестрой, то старшие отгораживаются от младших наушниками с «убойной музыкой», компьютерами и т.д…Цепь преемственности прервана. В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка, мы чаще всего заполняем время игры занятиями в разны кружках и школах, на всю неделю. А выходные мы стараемся, чтобы наши дети находили себе «тихие» занятия, перепоручаем своих детей телевизору или компьютеру. Действуя по принципу «лишь бы не мешали». Так как же научить девочки готовить пельмени, если мама не разрешает возится с мукой; как научится стирать, если даже носовой платок отправляют в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую? Так мы облегчая жизнь себе, мы осуждаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах появления заботы о детях. Если дошкольник, не наиграется вволю, значит, многое мы ему недодадим, многое ему будет не хватать во всей его дальнейшей жизни. Игре принадлежит важная роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества личности ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра очень важна для подготовки ребёнка к будущему, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
От игры – к работе
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка – то же, что для взрослого его работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в
развитии игры и в постепенном переходе к работе. В самом младшем возрасте ребёнок в основном играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. В хорошо организованной семье эти функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложную работу: сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и имеющую значение для всей семьи. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью и более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации, когда игра кажется настолько интереснее работы, что хочется отложить её и поиграть. Если такое происходит, значит, воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях осуществляется неправильно, родители допустили какие – то перегибы. Отсюда уже видно, насколько большое значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это люди, которые слишком активно гонятся за удовольствиями, забывают о работе ради хорошей весёлой компании. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, которые не были правильно преобразованы в рабочие, а это значит, что они плохо воспитанные и это воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.
Что делать? Как вернуть игру детям?
Сначала нам взрослым нужно остановится и вспомнить своё детство. Что любили, чем и во что играли. Кого-то в детстве привлекали лужи. Как хотелось прошлёпать по этому «морю», найти в нем самое глубокое место! И как мы обижались, а маму, когда она нас оттаскивала за руку от зеркальной тайны лужи. Поэтому нужно всегда надевать на детей не промокаемую одежду и обувь. И дать возможность пошлёпать по лужам, иначе, как ребёнку познавать окружающий мир, если не проверить на себе?! Мы взрослые, привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А может стоит от неё отказаться? Попробуйте, только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребёнку выступить осведомлённым и знающим человеком. Представьте, ребёнок сажает вам на колени игрушку и говорит: - Ты теперь медвежонок! - Хорошо, - соглашайтесь вы. – Я медвежонок. - Ты есть хочешь? – Хочу! - Нет, - говорит ребёнок. – Скажи: «Не хочу!» Не стесняйтесь, капризничайте: «Не хочу!» И вам повезёт! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой: - Как не хочу?! Не будешь есть – не вырастишь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить. Такая игра, кроме удовольствия от общения с ребёнком, даст вас сведения о ваших взаимоотношениях, семейных ритуалах, мерах поощрения и наказания, применяемых
вами к малышу. Это информация бесценна, так как поможет лучше понять ребёнка, найти «золотой ключик» к детской душе. Ребёнок – это маленький исследователь. Ему всё интересно, всё что можно увидеть, услышать, попробовать на вкус, пощупать, а желательно ещё порвать и сломать. Но на самом деле ничего странного в этом нет. Как узнаешь, что книжка рвётся, а дверца действительно закрывает шкафчик, если не изучишь этот вопрос на собственном опыте? Мы с вами уже хорошо понимаем, что теоретические знания– вовсе не самая сильная сторона детской психики. При этом мы сами уже давно миновали период эмпирического познания мира, и нам кажется странной такая страсть ребёнка к разного рода небезопасным и накладным для семейного бюджета экспериментам. Но без них не обойтись, теорию ребёнок не услышит, она не станет его опытом, а, следовательно, и его полноценным знанием о жизни, и слава богу, что ребёнку всё интересно делать самому. А вот, например, пример другого рода. Две сестры, Люда и Света и соседская девочка Маша. Играли в дочки матери. Девочки кубиками отгородили себе комнату, украсили её, сделали дверь. Девочки играли дружно,им было весело, это очень важно. Но тут вмешался папа...«Какой же это папа?» Это же наша Светочка, и стены ваши, вовсе не стены, а просто кубики. Девочки обижены. Для них такое грубое вмешательство в мир детской игры – кощунство. И г р ы н а бытовые темы очень важны, формируют такие качества, как забота о товарище, внимание к нему, воспитывают нежность и ласку. «Мама, не надо сюда становиться! Здесь глубокая речка», - просит девочка пятилетнего возраста. «Какая ещё речка? Не выдумывай» - слышит она в ответ. И мир игры снова разрушен. Девочка обиженна нежеланием матери разделить её замысел, понять игру. Зато, как дети радуются, когда взрослые принимают участие в их играх. Важно, играя с детьми, разделить их чувства, мысли, восторг, без которых настоящая игра невозможна. С раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом – игра. В дошкольном возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе. Большое место в этом отводится играм. Они воспитывают в детях целенаправленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца – всё, что так необходимо в будущем. Уважаемые взрослые. Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на тайну, желание, любовь и внимание. И это право призвано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте будем помнить об этом. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять в игру вместе с нашими детьми. «Я пришёл из детства, как из страны»,- писал Антуан Сент – Экзюпери. Нам, взрослым следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для предшествующих туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе.


В раздел образования