"Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм"
Автор: Бирюля Юлия Борисовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ДОУ № 477 Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм" Раздел: дошкольное образование
«Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста,
имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм»
Актуальность проблемы.
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной
личности.
В
соответствии
с
«Концепцией
дошкольного
воспитания»
основой
воспитания
и
обучения в дошкольном детстве является овладение речью.
В
данном
документе
отмечено,
что
дошкольное
детство
особенно
сензитивно
к
усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-
6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних
возрастных этапах.
В
настоящее
время
в
языковой
практике
прослеживается
утрата
лучших
речевых
традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет
за собой и упадок общей культуры.
В
речевой
деятельности
это
выражается
в
увеличении
лексики
со
сниженной
эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Язык
–
важнейшая
часть
общенациональной
культуры,
поэтому
не
случайно
в
настоящее время ученые – лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не
допустить разрушение речевой культуры.
Культура речи – это сравнительно молодая область в науке о языке. Несмотря на то, что
эта наука возникла в России только в XX в., учение об эффективности речи и ее качествах
существовало еще с античных времен.
Долгое
время
культура
речи
рассматривалась
только
в
аспекте
владения
нормами
русского
литературного
языка,
но
возрождение
интереса
к
риторике
способствовало
смещению акцентов в сторону изучения речевых жанров, речевого поведения. Термин
«Культура речи» многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении
и это наука о качестве пользования языком.
Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное.
В
дошкольной
педагогике
культуру
речи
принято
понимать
как
совокупность
коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают
осознанное
усвоение
выразительно-изобразительных
средств
речи
и
уместное
их
использование
в
собственной
речи.
Таким
образом,
воспитание
культуры
речи
предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,
грамматическими,
синтаксическими),
но
и
совершенствование
процесса
реализации
выразительных средств языка в живом речевом общении.
В
дошкольной
педагогике
исследования
Сохина
Ф.А.
доказывают,
что
ребенок
самостоятельно не может овладеть речевой нормой, а в коррекционной педагогике это еще
осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста,
которое характеризуется своей многоаспектностью нарушения речевой деятельности, что
подтверждается
многочисленными
исследованиями
как
психолого-педагогическими,
психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.
На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста,
имеющими речевые нарушения, речью правильной, выразительной, логичной, точной.
Поэтому введением элементов культуры речи в коррекционно-педагогическую систему
воспитания
будет
оказывать
безусловное
влияние
на
духовный
мир
ребенка
и
будет
способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.
Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает нам
фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы
русской речи. Ученые неоднократно подчеркивали огромные возможности различных
фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания ее культуры.
Художественная
сила
малых
фольклорных
форм
(пословиц,
поговорок,
потешек)
заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и
ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен,
выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы, сравнения. В основе многих
пословиц
и
поговорок
лежит
метафора
(переносное
значение
слова).
Она
служит
средством
достижения
наибольшей
экспрессивности,
живописности.
Все
это
делает
пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом. Все это определяет выбор в
поиске средств, воспитания культуры речи старших дошкольников, имеющих речевые
нарушения.
У
детей
с
общим
недоразвитием
речи,
по
данным
исследования,
отмечается
несформированность
чувства
языка,
неспособность
к
построению
развернутого
высказывания,
инертность
в
выборе
языковых
средств,
обусловленных
недостатками
когнитивно (умственной) – речевой деятельности; обнаруживаются недостатки понимания
и
употребления
малых
фольклорных
форм,
обусловленных
низким
уровнем
представлений
об
окружающем
мире,
недостаточностью
мыслительных
операций,
недостаточной сформированностью когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.
Поэтому воспитание культуры речи по средствам малых фольклорных форм можно
рассмотреть в русле общего коррекционно-речевого развития.
С этой целью можно выделить задачи по следующим направлениям:
1.
Знакомить
детей
с
наиболее
типичными
произведениями
малых
фольклорных
жанров;
2. Развивать внимание и интерес к малым жанрам фольклора (загадкам,
пословицам, поговоркам, потешкам…);
3. Формировать их эстетическое восприятие;
4. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного
смысла загадок, пословиц, поговорок;
5.
Формировать
готовность
к
восприятию
и
освоению
малых
фольклорных
форм,
развивать представления о жанрах фольклорных произведений;
6.
Формировать
представления
о
языковых
средствах,
вычленять
в
фольклорных
произведениях;
7. Обучать адекватному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в
различных ситуациях.
Решение данных задач поможет детям:
-повысить уровень культуры речи, преодолеть каждому ребенку речевой дефект;
-развить его личностные качества и активизировать вербальные средства обучения;
-познакомить
с
произведениями
малых
фольклорных
форм
и
их
языковыми
и
художественными особенностями;
-научиться
понимать
и
выделять
художественные
и
смысловые
средства
малых
фольклорных жанров;
-сформировать
навыки
правильного
звукопроизношения,
речевого
слуха
и
фонематического восприятия;
-развить грамматические и семантические компоненты языковой способности;
-сформировать связную речь;
-развить выразительность речи, психические процессы;
-адекватно
использовать
образные
выражения
пословиц
и
поговорок
в
различных
ситуациях.
Перспективный план предполагает работу по нескольким направлениям:
- русские народные загадки;
- русские народные пословицы и поговорки;
- русские народные считалки;
- русские народные подвижные и малоподвижные игры, игры- хороводы;
- русские народные пальчиковые игры и пальчиковые игры на материале русских
народных потешек и песенок.
Все
направления
связаны
одной
лексической
темой.
Ниже
приведены
таблицы
примерного
тематического
планирования
в
старшей
логопедической
группе
на
один
учебный год:
Перечень русских народных считалок по лексическим темам.
Лексическая тема
Название считалки
Дом и его части
«За морями, за горами, за дремучими лесами...»;
«Стенка, стенка, потолок...»
Домашние животные
«Шла коза по мостику...»;
«Шел баран по крутым горам...»,
«Шла собака через мост...»
Продукты питания
«За стеклянными горами...»;
«Стакан, лимон, выйди вон...»
Игрушки
«Кукла-мукла, где была...?»
День Защитника Отечества
«Аты-баты, шли солдаты...»
Дикие животные
«Заяц белый, куда бегал...?»
Домашние птицы
«Петушок, петушок, покажи свой кожушок…!»
Зимующие птицы
«Среди белых голубей скачет шустрый воробей...»;
«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть»
Фрукты
«Катилось яблочко в круг огорода, кто подымет – тот
воевода...»
Насекомые
«Раз, два, три, полетели комары..»; «Божья коровка,
улети на небо..»
Город. Улица
«Я куплю себе дуду и по улице пойду..»
Одежда
«Раз, два – булава, три, четыре – шубу сшили...»;
«Шел
солдатик
из
больницы,
нашел
белы
рукавицы...»
Перелетные птицы
«Летел лебедь по синему небу...»
Мебель
«Таня,
Ваня,
что
под
нами,
под
железными
столбами…?»;
«Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван..»
Профессии
«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король,
королевич...»
Деревья
«А на острове Буяне темный лес растет...»
Посуда
«Вышел
месяц
из
тумана,
вынул
ножик
из
кармана...»; «Минчик – минчик мой мизинчик, анчик –
анчик мой стаканчик..»
Новогодний праздник
«Я поеду в маскарад, посмотрю на свой наряд...»
Овощи
«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик...»;
«Маша сеяла горох...»
Транспорт
«Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге...»;
«В гараже стоят машины...»
Цветы
«Шла старушка мимо рынка...»
Части тела
«Шла собака через мост...»
Обувь
«На золотом крыльце сидели...»
Зимние забавы
«Раз, два, три, четыре – выплывает белый месяц...»
Мамин праздник
«Как у нас семья большая...»
Зима
«Ты мороз, мороз, мороз...»
Моя семья
«Как у нас семья большая...»;
«Мальчик-пальчик...»
Рыбы
«Ниточка,
иголочка,
красная
стеколочка,
рыба
карась...»
Весна
«Гори, гори ясно...»
Перечень пальчиковых игр по лексическим темам.
Лексическая тема
Пальчиковая игра
Овощи
«Мальчик-пальчик...»
Фрукты
«Ладошки»
Осень. Деревья
«Большаку – дрова рубить»
Части тела
«Раз,
два,
три,
четыре,
пять,
хотят
все
пальчики
спать...»
Одежда
«Раз,
два,
три,
четыре,
пять,
хотят
все
пальчики
спать...»
Обувь
«Вот они сапожки...»
Подготовка к зиме
«Сидит белка на тележке…»
Перелетные птицы
«Ласточка»
Зимующие птицы
«Сорока-белобока...»
Домашние птицы
«Жили у бабуси два веселых гуся…»
Дикие животные
«Сидит белка на тележке...»
Домашние животные
«Пошел котик на торжок...»;
«Идет коза рогатая...»
Зима
«Раз, два – булава...»
Новогодний праздник
«Белка прыгала, скакала, а на елку не попала…»
Зимние забавы
«Ты мороз, мороз, мороз...»
Игрушки
«Эй, Ванюша, посмотри…»
Посуда
«Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире...»
Продукты питания
«Сорока, сорока, где была?..»
Транспорт
«Шла машина темным лесом...»
День Защитника Отечества
«Шли большие корабли...»
Моя семья
«Мы по лесенке бежали...»
Профессии
«Большаку – дрова рубить...»
Весна
«Иди весна, иди красна...»
Мебель
«Раз, два, три, четыре, пять... »
Дом и его части
«Чтобы дом построить новый...»
Город. Улица
«Ты умница, разумница...»
Насекомые
«Жук жуку жужжал...»
Рыбы
«Жил да был один налим...»
Цветы
«Как у нас на нашей грядке…»
Перечень народных подвижных игр по лексическим темам .
Лексическая тема
Подвижная игра
Овощи
«Капуста»
Фрукты
«Воевода»; «Золотые ворота»
Осень
«Краски»; «За малиной»
Части тела
«Ловишка в кругу»; «Жмурки»
Одежда
«Клубок»; «В цепи»
Обувь
«Жучок-паучок»; «Ловушка»
Перелетные птицы
«Гуси и волк»; «Пчелки и ласточки»
Домашние птицы
«Птицелов»; «Гуси и волк»
Дикие животные
«У медведя во бору»; «Олень – золотые рога»
Домашние животные
«Кот и мыши»; «Козлик»
Зима
«Два мороза»; «Метелица»
Новый год
«Баба Яга»; «Жмурки»
Зимние забавы
«В льдинку»
Игрушки
«Бубен»
Посуда
«В горшки»; «В кувшинчики»
Продукты питания
«Кострома»; «Пирог»
Транспорт
«Лодочка качается»
День Защитника Отечества
«Воевода»
Мамин день
«Ляпка»
Моя семья
«Ягоды»
Профессии
«Птицелов»; «Стадо и пастух»
Мебель
«Прятки»
Дом и его части
«В уголки»
Город. Улица
«Ловишки в кругу»
Насекомые
«Пчелки и ласточка»
Рыбы
«Рыбаки и рыбы»; «Водяной»
День Космонавтики
«Заря, заряница»
Перечень пословиц по лексическим темам.
Лексическая
тема
Пословица
Осень
Осенью серенькое утро, красненький денек;
Осень запасиха, зима подбериха;
Холоден сентябрь, да сыт.
Весна
Красна весна, да голодна;
В марте курица напьется из лужицы;
Апрель с водой, май с травой.
Зима
Зима не лето, в шубу одето;
Береги нос в большой мороз;
Январю – морозы, февралю – метели.
Овощи
Лук от семи недуг;
Каждому овощу свое время;
Кому вершки, а кому корешки.
Фрукты
Яблоко от яблони недалеко падает;
Дерево ценят по плодам, а человека по делам;
Спелое яблоко само с дерева валится.
Части тела
Сытый голодному не товарищ;
Языком болтай, рукам волю не давай;
На то два уха, чтоб больше слушать.
Одежда
Своя рубашка ближе к телу;
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным;
По одежке встречай, по уму провожай.
Обувь
Кулик да гагара – два сапога пара;
Нужда научит кузнеца сапоги тачать.
Перелетные
птицы
И журавль тепла ищет;
Сокол выше солнца не летает;
Красна птица пером, а человек умом.
Зимующие
птицы
Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал;
Как птица живет: не сеет, не жнет;
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Домашние
птицы
Гусь козлу не брат;
Курицу яйца не учат;
Драчливый петух жирен не бывает.
Дикие животные
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет;
Овцы целы, а волки сыты;
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Домашние
животные
Для свиньи нет хуже, чем двор без лужи;
Корову не накормишь, молока не надоишь;
Козла спереди бойся, коня – сзади.
Продукты
питания
Маслом кашу не испортишь;
Не красна изба углами, красна пирогами;
Не солоно хлебавши.
Посуда
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Мамин день
При солнце тепло, а при матери добро;
Лучше матери друга не сыщешь.
Семья
С в о я
с е м ь я
–
с а м ы е
в е р н ы е
д р у з ь я ;
У семи нянек дитя без глаза;
В гостях хорошо, а дома лучше.
Профессии
Скучен день до вечера, коли делать нечего;
Труд человека кормит, лень портит;
Без топора - не плотник, без иглы – не портной.
Дом и его части
Изба крепка затвором, а двор – забором;
Хорошей хозяйкой дом стоит.
Мебель
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
Транспорт
Тише едешь – дальше будешь.
Игрушки
Игра игрою, а дело делом;
В игре да в попутье людей узнают;
Юн с игрушками, а стар – с подушками.
Подготовка
к
зиме
Натаскала белка орехов в дупло: будет ей в зиму тепло;
Не для лета изба рубится, для зимы.
Деревья
Руби дерево крепкое, гнилое само упадет;
Искру туши до пожара, беду отводи до удара;
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Насекомые
Муравей не велик, а горы копает;
Люди рады лету, а пчела – цвету;
Из мухи делают слона.
Рыбы
Щука умерла, да зубы целы;
Бьется, как рыба об лед;
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Цветы
Где цветок, там и медок;
Цветы тому не милы, у кого очи гнилы.
Город. Улица.
И на нашей улице будет праздник;
Где родился, там и пригодился;
Всякому мила своя сторона.
День Защитника
Отечества
Сам погибай, а товарища выручай;
За край свой насмерть стой;
Кто за Родину горой – тот герой.
Русские народные загадки по лексическим темам.
Лексическая
тема
Русские народные загадки
Овощи
Ни окошек, ни дверей, полна горница людей (огурец);
Сидит девица в темнице, коса - на улице (морковь);
Алый сапог в земле горит (свекла).
Фрукты
Без окошек, без дверей – шестеро людей (яблоко).
Осень. Деревья
Зимой и летом одним цветом (сосна);
Что летом и зимой в рубахе одной (елка);
Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки (рябина);
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает
(дерево).
Части тела
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы);
Два брата через грядку смотрят, да не сойдутся (глаза);
Полон хлевец белых овец (зубы);
Тонок, долог, в траве не видать (волос).
Одежда
День деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной (рубашка);
Весь свет обшила, сама нагая ходила (игла).
Обувь
Две дороги пришло – в обеих пошел (сапоги);
Кто ходит сидя? (башмаки).
Перелетные
птицы
Мать, отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду, чужим
сбуду (кукушка);
Рук нет, а строить умеет (птица).
Зимующие
птицы
Мальчишка
в
сером
армячишке
по
дворам
шныряет,
крохи
подбирает (воробей).
Домашние
птицы
Идет старик на поле, сто шуб на себе, а тело видно (петух);
Родится без ног и без головы, а как подрастет – вырастут и ноги, и
голова (курица).
Дикие
животные
Вертлява, а не бес (белка);
Всем пригнетыш (медведь);
Из-под кустика хватыш (волк);
Мала, а никому не мила (мышь).
Домашние
животные
Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька (кошка);
Сидит кошка на окошке, - и хвост, как у кошки, а все не кошка (кот);
Днем молчит, ночью ворчит (собака).
Зима
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет (снег);
Сам
Самсон,
сам
мост
мостил,
без
топора,
без
клинья,
без
подклинья (мороз).
Новый год
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят
(месяцы);
Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).
Зимние забавы
В лесу иду – две меты кладу, из лесу иду – две другие кладу
(лыжи);
Два волка бежат, оба на небо глядят (лыжи).
Игрушки
Без ног, а бегает (мяч).
Посуда
Сидит курочка на золотых яичках (сковорода);
Шла свинья из Саратова, вся исцарапана (терка);
Без рук, без ног – лапшу крошит (нож).
Продукты
питания
Сидит на ложке, свесив ножки (лапша);
Чиста, да не вода, клейка, да не смола, бела, да не снег, сладка, да
не мед, от рогатого берут и живулькам дают (молоко);
Нашел я шар, разбил его, увидел серебро и золото (яйцо).
Транспорт
Трещит,
а
не
кузнечик,
летит,
а
не
птица,
везет,
а
не
лошадь
(самолет);
Еду, еду – ни дороги, ни следу (лодка).
День
Защитника
Отечества
Стоит черепаха – стальная рубаха, враг в овраг – да еще где враг
(танк);
Шесть ног, две головы (воин на лошади).
Моя семья
Одного отца, одной матери, а ни тому, ни другому не сын (дочь).
Профессии
Временем распеваю, временем собираю, сам сыт бываю и людей
кормлю (пахарь).
Весна
Прилетела Пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья
(весна);
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет (лед);
Что вверх корнем растет? (сосулька).
Мебель
Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят
(стол);
С ногами – без рук, с боками – без ребер, с сиденьем – без живота,
со спиной – без головы (стул).
День
Космонавтики
Выйду
на
крыльцо,
взгляну
на
поведь:
стоит
сивый
жеребец
(месяц);
Что видно только ночью? (звезды);
Из
какого
ковша
не
пьют,
не
едят,
а
только
глядят
(созвездие
Большая Медведица).
Д о м
и
е г о
части
Не шагает, а ходит (дверь);
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся (окна);
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Город. Улица
Никого не родила, а все матушкой зовут (земля).
Насекомые
Не птичка, а с крыльями (бабочка);
Не по рыбам, а сети расставляет (паук);
Черный ворон с рогом - а не бык, об шести ног – без копыт (жук).
Рыбы
Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушел (рыбаки, рыба,
вода в ячейках невода);
Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл (ерш).
Цветы
Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит (мак).