"Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"(обобщение опыта работы).еа
Автор: Патракеева Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №29 "Сказка" Населённый пункт: г.Ковдор, Мурманская область Наименование материала: Статья Тема: "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"(обобщение опыта работы).еа Раздел: дошкольное образование
.
(обобщение опыта работы)
2016 г.
Патракеева Т.А.
г. Ковдор. МАДОУ № 29.
« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений, по-
нятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и лю-
бознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного
развития.»
В.А.Сухом-
линский .
В
настоящее
время
наблюдается
критическая
ситуация
в
развитии
ре
-
чевой
активности
раннего
возраста
,
что
обусловлено
рядом
негатив
-
ных
факторов
,
влияющих
на
речевую
функцию
:
ухудшение
состояния
здоровья
детей
;
существенное
сужение
объема
,
живого
общения
роди
-
телей
и
детей
;
глобальное
снижение
уровня
речевой
культуры
в
обще
-
стве
;
недостаточное
внимание
педагогов
к
речевому
развитию
ребен
-
ка
.
Важнейшей
предпосылкой
совершенствования
речевой
деятельности
детей
является
создание
эмоционально
благоприятной
ситуации
,
ко
-
торая
способствует
возникновению
желания
активно
участвовать
в
ре
-
чевом
общении
.
И
именно
игровая
деятельность
помогает
создать
та
-
кие
ситуации
,
в
которых
развивается
речь
детей
.
Я
работаю
с
детьми
раннего
возраста
на
протяжении
4,5
лет
.
Наблюдая
за
тем
как
развивается
речь
детей
,
как
играют
малыши
,
я
сделала
вы
-
вод
о
том
,
что
дети
перестали
общаться
между
собой
с
помощью
речи
,
не
вступают
в
диалог
.
Многие
дети
совершенно
не
умеют
играть
,
переносить
действия
с
од
-
ного
предмета
на
другой
использовать
в
игре
предметы
–
заместители
.
Проблема
многих
детей
пришедших
из
дома
в
детский
сад
,
это
недо
-
статочно
развитая
речь
.
Сегодня
вопросы
развития
правильной
речи
очень
актуальны
,
т
.
к
.
развитие
речи
является
одной
из
важнейших
задач
воспитания
детей
.
Благодаря
речи
малыш
познает
окружающий
мир
,
накапливает
знания
,
расширяет
круг
представлений
о
предметах
,
вы
-
ражает
свои
потребности
,
высказывает
свои
чувства
и
переживания
.
Наша
задача
–
помочь
детям
развивать
речь
.
Речь
можно
развивать
разными
способами
:
устная
форма
,
мелкая
моторика
,
а
также
при
по
-
мощи
игры
.
Игра
-
ведущая
деятельность
ребенка
.
Побеседовав
с
родителями
и
проводя
небольшой
опрос
,
наблюдая
за
общениями
взрослых
и
детей
,
я
решила
начать
работу
над
развитием
речи
детей
в
игре
.
В
2012
году
я
выбрала
для
исследования
тему
: «
Игровая
деятельность
как
средство
развития
речи
детей
раннего
возраста
»,
определила
для
себя
цель
и
задачи
по
данной
теме
.
Цель:
Развитие
речи
детей
раннего
возраста
посредством
игровой
деятель
-
ности
.
Для
решения
цели
поставила
в
своей
работе
следующие
задачи
:
целенаправленно
обогащать
словарь
детей
;
развитие
активной
речи
;
формировать
:
потребности
детей
в
общении
с
взрослыми
и
сверстни
-
ками
при
помощи
речи
понимание
речи
окружающих
без
наглядного
сопрово
-
ждения
способности
понимать
произведения
русского
поэти
-
ческого
фольклора
и
произведения
художественной
литературы
поддерживать
у
детей
познавательное
отношение
к
окружа
-
ющей
действительности
побуждать
детей
к
разнообразным
действиям
с
предметами
,
направленными
на
ознакомление
с
ними
.
Образовательную
деятельность
строю
на
основании
:
требований
программы
«
От
рождения
до
школы
»
под
редакцией
Н
.
Е
.
Вераксы
,
Т
.
С
.
Комаровой
,
М
.
А
.
Васильевой
.
Руководствуюсь
нормативными
документами
:
Указом
президента
РФ
от
01.06.2012
г
.№761 «
О
национальной
стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012-2017
годы
».
Федеральным
законом
РФ
от
29.12.2012
г
.№273-
ФЗ
«
Об
образо
-
вании
в
Российской
Федерации
».
Приказом
Минобрнауки
РФ
«
Об
утверждении
федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования
».
Санитарно
-
эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
Сан
-
ПиНа
.
Свою
работу
по
данной
теме
я
начала
с
изучения
методической
литера
-
туры
,
передового
опыта
коллег
,
что
помогло
мне
выстроить
собствен
-
ную
концепцию
речевого
сопровождения
детей
раннего
возраста
че
-
рез
игровую
деятельность
.
Чтобы
повысить
эмоциональное
настроение
детей
сделала
новое
оформление
раздевалки
и
групповой
комнаты
.
Большое
внимание
уделяю
организации
предметно
-
развивающей
сре
-
ды
.
Понятие
предметно
-
развивающая
среда
определяется
как
,,
си
-
стема
материальных
объектов
деятельности
ребенка
,
функционально
моделирующая
содержание
его
духовного
и
физического
развития
,,
(
С
.
Л
.
Новосёлова
).
В
группе
оформила
пространственную
среду
таким
образом
,
чтобы
обеспечить
простор
для
всех
видов
деятельности
детей
с
учётом
без
-
опасности
,
эстетики
,
наглядности
,
доступности
,
требованиям
ФГОС
к
развивающей
предметно
-
развивающей
среде
.
Размещение
оборудования
по
секторам
(
центром
развития
)
позволяет
детям
объединиться
подгруппами
по
общим
интересам
.
В
группе
есть
кукольный
уголок
,
уголок
ряженья
,
физкультурный
,
книжный
;
стеллаж
для
игрушек
,
центр
сенсорного
развития
,
конструирования
из
крупно
-
го
строителя
,
мягкие
модули
,
центр
отдыха
,
центр
для
игр
с
водой
и
,,
космическим
песком
,,.
Работа
над
выбранной
темой
ведется
по
трём
направлениям
:
работа
с
детьми
работа
с
родителями
работа
с
педагогами
Работа
с
детьми
:
Обучение
детей
строится
на
основе
программы
«
От
рождения
до
школы
».
Основной
формой
развития
является
игровая
мотивация
.
Свою
деятельность
выстраиваю
поэтапно
с
учетом
возраста
детей
.
При
подборе
игр
учитываю
особенности
умственного
развития
детей
,
а
так
-
же
их
интерес
к
различным
играм
.
При
организации
игр
использую
сюрпризные
моменты
:
через
героя
,
которому
нужно
помочь
,
различные
атрибуты
.
Игры
включаю
в
образовательную
деятельность
,
в
совмест
-
ную
деятельность
,
в
индивидуальную
работу
.
Опираясь
на
целевые
ориентиры
,
составила
картотеки
для
рабо
-
ты
с
детьми
раннего
возраста
:
дидактические
игры
сюжетно
-
ролевые
игры
хороводные
игры
музыкально
-
дидактические
игры
игры
с
водой
пальчиковые
игры
театрализованные
игры
в
мл
.
гр
.
подвижные
игры
Разработала
перспективное
планирование
дидактических
игр
,
занятий
со
строительным
материалом
(
по
книге
А
.
Н
.
Фроловой
).
Составила
перечень
дидактических
материалов
на
группе
.
Изготовила
дидактические
игры
:
«
Белочка
и
шарики
», «
Помоги
мишке
», «
Бабочки
и
цветы
», «
Найди
пару
», «
Петушок
», «
Снежинка
», «
Разноцветное
солнышко
», «
Помоги
матрёшкам
найти
дорожку
к
своему
домику
», «
Шагаем
пальчиками
»,
«
Накорми
мишку
,
зайку
», «
Большой
-
маленький
», «
Цветочная
полянка
» ,
«
Сухой
бассейн
»,
пособия
для
рисования
манкой
и
песком
.
Для
уголка
ряженья
сделала
большую
и
маленькую
матрешки
,
сшила
юбочки
.
Реставрировала
кукольную
кроватку
-
качалку
,
книжный
уголок
.
Сшила
2
комплекта
постельного
белья
для
кукольной
кроватки
.
По
-
полнила
султанчиками
,
мячами
,
шапочками
для
подвижных
игр
-
физ
-
культурный
уголок
.
Изготовила
атрибуты
к
играм
: «
Парикмахерская
», «
Больница
».
Приобрела
«
космический
песок
».
Работа
с
родителями
:
В
свою
работу
активно
подключаю
родителей
.
Для
пополнения
развивающей
среды
привлекаю
родителей
(
на
добро
-
вольной
основе
).
В
уголке
для
родителей
пишу
благодарности
родите
-
лям
за
добрые
дела
для
группы
,
перечисляю
кто
,
что
принёс
,
кто
,
что
сделал
.
Этот
список
висит
весь
год
,
что
является
хорошим
стимулом
для
родителей
.
Приносят
игрушки
,
игры
,
книги
,
качели
,
горки
,
домики
.
Учитывая
,
что
ребёнок
большую
часть
времени
проводит
в
детском
саду
,
и
родители
не
имеют
возможности
наблюдать
за
его
достижения
-
ми
,
чтобы
родители
наглядно
видели
,
чем
мы
занимаемся
в
детском
саду
,
провожу
видеосъёмки
,
делаю
фотографии
режимных
моментов
,
занятий
,
игровой
деятельности
,
развлечений
,
праздников
и
размещаю
на
сайте
нашей
группы
«
Малышок
».
Ежегодно
наши
родители
участвуют
в
выставках
детского
сада
: «
Ново
-
годняя
игрушка
, «
Новогодняя
стенгазета
».
Раз
в
квартал
родители
по
-
казывают
кукольные
спектакли
для
детей
.
С
целью
обогащения
знаний
родителей
о
воспитательной
работе
с
детьми
в
детском
саду
в
2015
году
,
провела
3
семинара
-
практикума
:
Настольно
-
печатные
игры
Подвижные
игры
Игры
с
красками
Провела
:
мастер
–
класс
для
родителей
«
Нетрадиционные
техники
рисования
» («
Бабочка
»-
в
технике
монотипия
),
консультацию
«
Изго
-
товление
игрушек
из
бросового
материала
,
родительское
собрание
на
тему
:»
Игра
в
жизни
ребенка
».
Подготовила
консультации
для
родителе й
:
«
Роль
развивающих
игр
для
детей
раннего
возраста
»
«
Игрушка
в
жизни
ребенка
»
«
Игрушка
для
современного
развития
»
«
Пальчиковые
игры
в
жизни
ребенка
2-3
лет
»
«
Развивающие
игры
на
кухне
»
«
Влияние
пальчиковых
игр
на
умственное
развитие
ребенка
»
«
Как
приучить
малыша
к
новой
игрушке
»
«
Как
привлечь
малыша
к
уборке
игрушек
»
«35
игр
для
развития
мелкой
моторики
»
«
Дидактические
игры
как
средство
сенсорного
развития
де
-
тей
раннего
возраста
»
«
Игры
с
ребенком
2-3
лет
в
домашних
условиях
».
Организовала
выставку
авторских
игр
и
пособий
для
родителей
,
с
це
-
лью
познакомить
с
вариантами
дидактических
игр
для
детей
раннего
возраста
и
показать
их
значение
на
всестороннее
развитие
детей
.
Благодаря
родителям
,
в
группе
обновили
,
уголок
для
кукол
,
информа
-
ционные
стенды
родительского
уголка
в
раздевалке
.
Работа
с
педагогами
.
Во
взаимодействии
с
педагогами
стараюсь
использовать
разнооб
-
разные
формы
:
провела
открытое
занятие
«
Путешествие
на
автобусе
»
для
педаго
-
гов
д
/
с
«
Чебурашка
»
открытое
занятие
«
Прогулка
в
сказочный
лес
»
для
педагогов
рай
-
онного
МО
опытом
работы
делилась
3
раза
с
педагогами
раннего
возраста
на
районном
МО
с
педагогами
своего
детского
сада
выступила
с
презентацией
на
семинаре
«
Реализация
образова
-
тельной
программы
дошкольного
образования
в
условиях
введе
-
ния
ФГОСДО
»
в
г
.
Мурманске
,
в
ГАУДПОМО
,
Институт
развития
об
-
разования
.
2
раза
участвовала
в
районных
конкурсах
«
Дидактические
игры
и
пособия
».(1-
ое
место
2014
г
)
познакомила
педагогов
своего
сада
со
своими
авторскими
ди
-
дактическими
играми
и
пособиями
.( 2
выставки
)
Результаты
работы
по
данной
теме
:
Дети
:
Умение
самостоятельно
играть
в
игры
Повышение
уровня
развития
речи
у
детей
Умение
обращаться
за
помощью
к
взрослым
Развитие
мелкой
моторики
Развитие
познавательной
активности
,
творческих
способностей
Родители
:
Активность
,
вовлеченность
Сближение
с
детьми
,
родителями
,
педагогами
группы
Интерес
к
событиям
,
происходящим
в
детском
саду
Повышение
уровня
знаний
об
играх
детей
раннего
возраста
Воспитатель
:
Новые
знания
о
развитии
речи
детей
раннего
возраста
Укрепление
отношений
с
родителями
Повышение
самообразования
Свой
опыт
работы
по
данной
теме
обобщила
на
педсовете
в
виде
сооб
-
щения
и
фотовыставки
.