Напоминание

"Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"(обобщение опыта работы).еа


Автор: Патракеева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Сказка"
Населённый пункт: г.Ковдор, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"(обобщение опыта работы).еа
Раздел: дошкольное образование





Назад







Игровая

деятельность

как

средство

развития

речи

де

-

тей



раннего

возраста

.
(обобщение опыта работы) 2016 г. Патракеева Т.А. г. Ковдор. МАДОУ № 29.
« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений, по-

нятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и лю-

бознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного

развития.»

В.А.Сухом-

линский
. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии ре - чевой активности раннего возраста , что обусловлено рядом негатив - ных факторов , влияющих на речевую функцию : ухудшение состояния здоровья детей ; существенное сужение объема , живого общения роди - телей и детей ; глобальное снижение уровня речевой культуры в обще - стве ; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребен - ка . Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации , ко - торая способствует возникновению желания активно участвовать в ре - чевом общении . И именно игровая деятельность помогает создать та - кие ситуации , в которых развивается речь детей . Я работаю с детьми раннего возраста на протяжении 4,5 лет . Наблюдая за тем как развивается речь детей , как играют малыши , я сделала вы - вод о том , что дети перестали общаться между собой с помощью речи , не вступают в диалог . Многие дети совершенно не умеют играть , переносить действия с од - ного предмета на другой использовать в игре предметы – заместители . Проблема многих детей пришедших из дома в детский сад , это недо - статочно развитая речь . Сегодня вопросы развития правильной речи очень актуальны , т . к . развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей . Благодаря речи малыш познает окружающий мир , накапливает знания , расширяет круг представлений о предметах , вы - ражает свои потребности , высказывает свои чувства и переживания .
Наша задача – помочь детям развивать речь . Речь можно развивать разными способами : устная форма , мелкая моторика , а также при по - мощи игры . Игра - ведущая деятельность ребенка . Побеседовав с родителями и проводя небольшой опрос , наблюдая за общениями взрослых и детей , я решила начать работу над развитием речи детей в игре . В 2012 году я выбрала для исследования тему : « Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста », определила для себя цель и задачи по данной теме .
Цель:
Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятель - ности . Для решения цели поставила в своей работе следующие
задачи
:  целенаправленно обогащать словарь детей ;  развитие активной речи ;  формировать :  потребности детей в общении с взрослыми и сверстни - ками при помощи речи  понимание речи окружающих без наглядного сопрово - ждения  способности понимать произведения русского поэти - ческого фольклора и произведения художественной литературы  поддерживать у детей познавательное отношение к окружа - ющей действительности  побуждать детей к разнообразным действиям с предметами , направленными на ознакомление с ними . Образовательную деятельность строю на основании : требований программы « От рождения до школы » под редакцией Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой , М . А . Васильевой . Руководствуюсь нормативными документами :  Указом президента РФ от 01.06.2012 г .№761 « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы ».  Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г .№273- ФЗ « Об образо - вании в Российской Федерации ».  Приказом Минобрнауки РФ « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования ».  Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами Сан - ПиНа .
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литера - туры , передового опыта коллег , что помогло мне выстроить собствен - ную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста че - рез игровую деятельность . Чтобы повысить эмоциональное настроение детей сделала новое оформление раздевалки и групповой комнаты . Большое внимание уделяю организации предметно - развивающей сре - ды . Понятие предметно - развивающая среда определяется как ,, си - стема материальных объектов деятельности ребенка , функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ,, ( С . Л . Новосёлова ). В группе оформила пространственную среду таким образом , чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей с учётом без - опасности , эстетики , наглядности , доступности , требованиям ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде . Размещение оборудования по секторам ( центром развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам . В группе есть кукольный уголок , уголок ряженья , физкультурный , книжный ; стеллаж для игрушек , центр сенсорного развития , конструирования из крупно - го строителя , мягкие модули , центр отдыха , центр для игр с водой и ,, космическим песком ,,. Работа над выбранной темой ведется
по

трём

направлениям
:  работа с детьми  работа с родителями  работа с педагогами


Работа

с

детьми

:
Обучение детей строится на основе программы « От рождения до школы ». Основной формой развития является игровая мотивация . Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей . При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей , а так - же их интерес к различным играм . При организации игр использую сюрпризные моменты : через героя , которому нужно помочь , различные атрибуты . Игры включаю в образовательную деятельность , в совмест - ную деятельность , в индивидуальную работу . Опираясь на целевые ориентиры , составила
картотеки
для рабо - ты с детьми раннего возраста :  дидактические игры  сюжетно - ролевые игры
 хороводные игры  музыкально - дидактические игры  игры с водой  пальчиковые игры  театрализованные игры в мл . гр .  подвижные игры Разработала перспективное планирование дидактических игр , занятий со строительным материалом ( по книге А . Н . Фроловой ). Составила перечень дидактических материалов на группе . Изготовила
дидактические

игры
: « Белочка и шарики », « Помоги мишке », « Бабочки и цветы », « Найди пару », « Петушок », « Снежинка », « Разноцветное солнышко », « Помоги матрёшкам найти дорожку к своему домику », « Шагаем пальчиками », « Накорми мишку , зайку », « Большой - маленький », « Цветочная полянка » , « Сухой бассейн », пособия для рисования манкой и песком . Для уголка ряженья сделала большую и маленькую матрешки , сшила юбочки . Реставрировала кукольную кроватку - качалку , книжный уголок . Сшила 2 комплекта постельного белья для кукольной кроватки . По - полнила султанчиками , мячами , шапочками для подвижных игр - физ - культурный уголок . Изготовила атрибуты к играм : « Парикмахерская », « Больница ». Приобрела « космический песок ».
Работа

с

родителями

:
В свою работу активно подключаю родителей . Для пополнения развивающей среды привлекаю родителей ( на добро - вольной основе ). В уголке для родителей пишу благодарности родите - лям за добрые дела для группы , перечисляю кто , что принёс , кто , что сделал . Этот список висит весь год , что является хорошим стимулом для родителей . Приносят игрушки , игры , книги , качели , горки , домики . Учитывая , что ребёнок большую часть времени проводит в детском саду , и родители не имеют возможности наблюдать за его достижения - ми , чтобы родители наглядно видели , чем мы занимаемся в детском
саду , провожу видеосъёмки , делаю фотографии режимных моментов , занятий , игровой деятельности , развлечений , праздников и размещаю на сайте нашей группы « Малышок ». Ежегодно наши родители участвуют в выставках детского сада : « Ново - годняя игрушка , « Новогодняя стенгазета ». Раз в квартал родители по - казывают кукольные спектакли для детей . С целью обогащения знаний родителей о воспитательной работе с детьми в детском саду в 2015 году , провела
3

семинара

-

практикума
:  Настольно - печатные игры  Подвижные игры  Игры с красками Провела : мастер – класс для родителей « Нетрадиционные техники рисования » (« Бабочка »- в технике монотипия ), консультацию « Изго - товление игрушек из бросового материала , родительское собрание на тему :» Игра в жизни ребенка ». Подготовила
консультации

для

родителе
й :  « Роль развивающих игр для детей раннего возраста »  « Игрушка в жизни ребенка »  « Игрушка для современного развития »  « Пальчиковые игры в жизни ребенка 2-3 лет »  « Развивающие игры на кухне »  « Влияние пальчиковых игр на умственное развитие ребенка »  « Как приучить малыша к новой игрушке »  « Как привлечь малыша к уборке игрушек »  «35 игр для развития мелкой моторики »  « Дидактические игры как средство сенсорного развития де - тей раннего возраста »  « Игры с ребенком 2-3 лет в домашних условиях ». Организовала выставку авторских игр и пособий для родителей , с це - лью познакомить с вариантами дидактических игр для детей раннего
возраста и показать их значение на всестороннее развитие детей . Благодаря родителям , в группе обновили , уголок для кукол , информа - ционные стенды родительского уголка в раздевалке .
Работа

с

педагогами

.
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнооб - разные формы :  провела открытое занятие « Путешествие на автобусе » для педаго - гов д / с « Чебурашка »  открытое занятие « Прогулка в сказочный лес » для педагогов рай - онного МО  опытом работы делилась 3 раза с педагогами раннего возраста на районном МО  с педагогами своего детского сада  выступила с презентацией на семинаре « Реализация образова - тельной программы дошкольного образования в условиях введе - ния ФГОСДО » в г . Мурманске , в ГАУДПОМО , Институт развития об - разования .  2 раза участвовала в районных конкурсах « Дидактические игры и пособия ».(1- ое место 2014 г )  познакомила педагогов своего сада со своими авторскими ди - дактическими играми и пособиями .( 2 выставки )


Результаты

работы

по

данной

теме

:

Дети

:

 Умение самостоятельно играть в игры  Повышение уровня развития речи у детей  Умение обращаться за помощью к взрослым  Развитие мелкой моторики  Развитие познавательной активности , творческих способностей
Родители

:
 Активность , вовлеченность  Сближение с детьми , родителями , педагогами группы  Интерес к событиям , происходящим в детском саду  Повышение уровня знаний об играх детей раннего возраста
Воспитатель

:
 Новые знания о развитии речи детей раннего возраста  Укрепление отношений с родителями  Повышение самообразования Свой опыт работы по данной теме обобщила на педсовете в виде сооб - щения и фотовыставки .


В раздел образования