Напоминание

Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся


Автор: Смирнова Любовь Тихоновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ Старогольчихинская основная школа
Населённый пункт: Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха
Наименование материала: статья
Тема: Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся Смирнова Л.Т. учитель истории, МКОУ Старогольчихинская основная школа, Россия, Ивановская область, Вичугский район, д. Старая Гольчиха. В статье школьный музей рассматривается как инструмент формирования гражданской идентичности школьников в современной школе. Дан ответ на возникающее противоречие между потребностями общества в личности, обладающей гражданской культурой и недостаточным проявлением данных качеств у обучающихся; между многообразием приемов, форм и методов обучения школьников и необходимостью использования методов, способствующих формированию гражданского мировоззрения. Ключевые слова: школьный музей, гражданская идентичность, эффективные формы работы, центр гражданско-патриотического воспитания. По словам президента РФ Путина В.В. «формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины… – необходимое условие сохранения единства страны». Сегодня важно сформировать определенные знания, умения, желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала через реализацию активных форм работы, приемов, методов и средств, направленных на формирование гражданского мировоззрения у обучающихся. В ФГОС 2012 года определены личностные характеристики выпускника, гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль: • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. Обществу необходима личность, обладающая высокой гражданской культурой. Однако данные качества в недостаточной мере сформированы сегодня у школьника. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе существуют огромное многообразие приемов, форм и методов обучения-
существует необходимость использования методов, которые способствуют формированию гражданского мировоззрения. Эти противоречия привели к постановке следующей проблемы: поиск и реализация эффективных инструментов, средств воспитания гражданской идентичности школьников. Таким инструментом стал школьный музей, созданный детьми, педагогами, родителями, являющийся частью единого образовательно-воспитательного пространства. Нормативно-правовой основой деятельности музея является Программа комплексных мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Времен связующая нить», а также «Положение о школьном музее». Воспитание гражданской идентичности базируется на следующих понятиях: Формирование гражданской ответственности – это реализация социально значимых проектов, позволяющих осуществить деятельностный подход в организации воспитательного процесса, таких как «Мы сохраняем память в камне»; «Чтобы помнили»; «Дело, которым гордиться школа». Результатом этих проектов стало возрождение забытых названий деревень Вичугского района, восстановление и увековечивание 15 имен фронтовиков – жителей д. Старая Гольчиха Вичугского района, создание школьной экспозиции «Быт русской деревни конца19 начала 20 века». Формирование гражданского долга начинается с обязанностей перед членами семьи, самим собой, друзьями, одноклассниками, перед обществом, селом, в котором живём. Проект «Наш парк» позволил привлечь родителей, общественность, учеников и учителей к возрождению парка купцов Миндовских на территории поселения Красный Октябрь. Воспитание исторической памяти - формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве, места и роли России в мировом историческом процессе. Проект «Герои своего времени», участие в военно-историческом фестивале «Кречет» позволили ребятам близко соприкоснуться с историей прошлого нашей страны. Одной из эффективных форм работы стала организация пятничного кинозала с показом и обсуждением исторических фильмов. Воспитание патриотизма - нравственного качества, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы. Это открытие нового зала музея, посвященного 70-летию Великой Победы. Музей школы как единое целое, соединяет в себе урочную и внеурочную деятельность. Это как песня о Родине. Басовая партия – для уроков, которые проводятся на базе музея – история, обществознания, ОПК, литература, география, биология. Скрипичная партия – для внеурочной деятельности: деятельность Совета музея, отрядов «Поиск» и «БАРС», элективный курс «Музейное дело». Найдены активные интересные формы
работы со школьниками: школьные краеведческие конференции, военно- исторический фестиваль «Кречет», экспедиции по родному краю, формирование группы в соц. сети «Вчера, сегодня, завтра», встречи с интересными людьми, кинолекторий школьного музея, Дни открытых дверей школьного музея, социальные проекты, выставки, экспозиции экскурсии, пешие и велосипедные походы, поездки, встречи с интересными людьми, кинолекторий музея, социальные проекты, выставки, экспозиции. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории, обществоведению, литературе, географии, естествознанию и т.д. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания был выявлен в результате диагностики личностного роста (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова). 100% учащихся верит в светлое будущее, каждый имеет семью, школу, друзей; каждый готов служить отчизне; подвиги старшего поколения заставили задуматься о нелегкой истории нашей страны. Список литературы 1.Зимина ТА. Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей (на примере Смоленской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: 2000 2.Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003


В раздел образования