Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся
Автор: Смирнова Любовь Тихоновна Должность: учитель истории Учебное заведение: МКОУ Старогольчихинская основная школа Населённый пункт: Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха Наименование материала: статья Тема: Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся Раздел: среднее образование
Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности
обучающихся
Смирнова Л.Т.
учитель истории,
МКОУ Старогольчихинская основная школа, Россия,
Ивановская область, Вичугский район, д. Старая Гольчиха.
В статье школьный музей рассматривается как инструмент формирования
гражданской идентичности школьников в современной школе. Дан ответ на
возникающее
противоречие
между
потребностями
общества
в
личности,
обладающей гражданской культурой и недостаточным проявлением данных
качеств у обучающихся; между многообразием приемов, форм и методов
обучения
школьников
и
необходимостью
использования
методов,
способствующих формированию гражданского мировоззрения.
Ключевые слова: школьный музей, гражданская идентичность, эффективные
формы работы, центр гражданско-патриотического воспитания.
По
словам
президента
РФ
Путина
В.В.
«формирование
гражданской
идентичности
на
основе
общих
ценностей,
патриотического
сознания,
гражданской
ответственности
и
солидарности,
уважения
к
закону,
сопричастность
к
судьбе
Родины…
–
необходимое
условие
сохранения
единства
страны».
Сегодня
важно
сформировать
определенные
знания,
умения, желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать
внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного
творческого потенциала через реализацию активных форм работы, приемов,
методов
и
средств,
направленных
на
формирование
гражданского
мировоззрения у обучающихся.
В
ФГОС
2012
года
определены
личностные
характеристики
выпускника,
гражданско-патриотические
качества,
в
котором
играют
определяющую роль:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского
общества,
многонационального
российского
народа,
человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок,
осознающий
ответственность
перед
семьей,
обществом,
государством, человечеством.
Обществу
необходима
личность,
обладающая
высокой
гражданской
культурой. Однако данные качества в недостаточной мере сформированы
сегодня
у
школьника.
Кроме
того,
в
учебно-воспитательном
процессе
существуют огромное многообразие приемов, форм и методов обучения-
существует необходимость использования методов, которые способствуют
формированию гражданского мировоззрения. Эти противоречия привели к
постановке
следующей
проблемы:
поиск
и
реализация
эффективных
инструментов, средств воспитания гражданской идентичности школьников.
Таким инструментом стал школьный музей, созданный детьми, педагогами,
родителями, являющийся частью единого образовательно-воспитательного
пространства. Нормативно-правовой основой деятельности музея является
Программа
комплексных
мероприятий
по
гражданско-патриотическому
и
духовно-нравственному
воспитанию
«Времен
связующая
нить»,
а
также
«Положение о школьном музее».
Воспитание гражданской идентичности базируется на следующих понятиях:
Формирование
гражданской
ответственности
–
это
реализация
социально значимых проектов, позволяющих осуществить деятельностный
подход в организации воспитательного процесса, таких как «Мы сохраняем
память
в
камне»;
«Чтобы
помнили»;
«Дело,
которым
гордиться
школа».
Результатом этих проектов стало возрождение забытых названий деревень
Вичугского района, восстановление и увековечивание 15 имен фронтовиков –
жителей
д.
Старая
Гольчиха
Вичугского
района,
создание
школьной
экспозиции «Быт русской деревни конца19 начала 20 века».
Формирование гражданского долга начинается с обязанностей перед
членами семьи, самим собой, друзьями, одноклассниками, перед обществом,
селом, в котором живём. Проект «Наш парк» позволил привлечь родителей,
общественность,
учеников
и
учителей
к
возрождению
парка
купцов
Миндовских на территории поселения Красный Октябрь.
Воспитание исторической памяти - формирование чувства гордости и
сопричастности
к
героическим
событиям
прошлого
и
осознание
исторической ответственности за события в обществе и государстве, места и
роли
России
в
мировом
историческом
процессе.
Проект
«Герои
своего
времени», участие в военно-историческом фестивале «Кречет» позволили
ребятам близко соприкоснуться с историей прошлого нашей страны. Одной
из эффективных форм работы стала организация пятничного кинозала с
показом и обсуждением исторических фильмов.
Воспитание патриотизма - нравственного качества, которое включает в
себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и
верности; осознание и переживание ее величия и славы. Это открытие нового
зала музея, посвященного 70-летию Великой Победы.
Музей
школы
как
единое
целое,
соединяет
в
себе
урочную
и
внеурочную деятельность. Это как песня о Родине. Басовая партия – для
уроков, которые проводятся на базе музея – история, обществознания, ОПК,
литература,
география,
биология.
Скрипичная
партия
–
для
внеурочной
деятельности:
деятельность
Совета
музея,
отрядов
«Поиск»
и
«БАРС»,
элективный курс «Музейное дело». Найдены активные интересные формы
работы
со
школьниками:
школьные
краеведческие
конференции,
военно-
исторический
фестиваль
«Кречет»,
экспедиции
по
родному
краю,
формирование
группы
в
соц.
сети
«Вчера,
сегодня,
завтра»,
встречи
с
интересными людьми, кинолекторий школьного музея, Дни открытых дверей
школьного
музея,
социальные
проекты,
выставки,
экспозиции
экскурсии,
пешие и велосипедные походы, поездки, встречи с интересными людьми,
кинолекторий музея, социальные проекты, выставки, экспозиции.
Главное
отличие
образовательно-воспитательного
эффекта
в
деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает
здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный
создатель
его.
Учащиеся
постоянно
соприкасаются
с
историей
края
независимо от того, какую тему они изучают. Путешествуя по родному краю,
изучая
недвижимые
памятники
истории
и
культуры,
объекты
природы,
беседуя
с
участниками
и
очевидцами
изучаемых
событий,
знакомясь
с
документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде
их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и
образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся
понимать,
как
история
малой
родины
связана
с
историей
страны,
как
различные
исторические,
политические
и
социально-экономические
процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих
процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом конкретизируются
и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении
школьного
курса
по
истории,
обществоведению,
литературе,
географии,
естествознанию и т.д.
Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания был
выявлен в результате диагностики личностного роста (П.В. Степанов, Д.В.
Григорьев, И.В. Кулешова). 100% учащихся верит в светлое будущее, каждый
имеет
семью,
школу,
друзей;
каждый
готов
служить
отчизне;
подвиги
старшего поколения заставили задуматься о нелегкой истории нашей страны.
Список литературы
1.Зимина ТА. Профессионально-педагогические функции школьных музеев в
региональной
системе
дополнительного
образования
детей
(на
примере
Смоленской
области):
Автореферат
диссертации
на
соискание
ученой
степени кандидата педагогических наук. — М.: 2000
2.Методические
рекомендации
по
организации
деятельности
школьных
музеев
и
развитию
детских
краеведческих
объединений.
Приложение
к
письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания
и
социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. -
М.: ЦДЮТиК, 2003