Напоминание

Урок кол. творчества дерево в осеннем убранстве


Автор: Манучарова Сусанна Владимировна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Туапсе
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок кол. творчества дерево в осеннем убранстве
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Туапсе МО Туапсинский район

Урок коллективного творчества

по изобразительному искусству

на тему «Дерево в осеннем убранстве»

Урок проведен в 5 классе

Манучарова С.В.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №2 г. Туапсе

МО Туапсинский район


Тема урока:


«
Дерево в осеннем убранстве
».
Вид урока:
урок формирования предметных умений и навыков. Тема коллективной работы: «Дерево в осеннем убранстве»
Тип урока:
урок коллективного творчества.
Форма организации совместной деятельности
: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции
: свободное размещение на листе с предварительным рисунком.
Цель урока:
создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе.
Задачи урока:
 сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;  развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;  воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Методы:
1.
На усвоение знаний
: o простота и доступность изложения материала; o включение диалога «учитель – ученик» 2.
На прочность знаний
: o применение наглядных пособий; o применение ИКТ 3.
На повышение интереса к предмету
: o использование нетрадиционных форм урока; o включение в ход урока музыкального сопровождения, метод создания художественных «композиций»
Оборудование:

Материал
поэтический: Маргарита Алигер «Художница-осень», И.Бунин «Листопад», художественный: слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников». музыкальный: Чайковский П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь», А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень").  листы бумаги формата А-3,  карандаши, краски, гуашь, клей, кисть и т.д.  компьютер, медиапроектор, слайды с зарисовками об осени,  стенд с рисунками детей,  осенние листья, гербарий,  шаблоны,
Подготовительная работа к уроку:
 деление класса на группы;  Изображение деревьев без листвы: берёзы, дуба, осины, клёна.

Структура урока:
Ход урока 1.Организационный момент: приветствие 2.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. 3Основной этап урока: • осень в литературе: прослушивание стихотворений • осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ • осень в музыке: прослушивание музыки 4.Практическая часть урока: работа в коллективе. 5.Рефлексия 6.Домашнее задание
Ход урока:

1 Организационный момент
 приветствие;  проверка явки учащихся;  проверка готовности учащихся к уроку;  настрой учащихся на работу Здравствуйте! Прошу вас сесть.
Учитель:
Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой-где позолоту, Кое-где уронила багрец И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг… То зайдется от злости и в клочья Все порвет беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью, Обретет величавый покой. И тогда уж, сорвав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
2



Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей

и задач урока.
В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины. И тема нашего урока сегодня«Осенние листья». А целью его станет создание единого, коллективного представления об осени, представление учеников 5 «Б» класса, которое выразим мы в общей композиции….. Но прежде вспомним форму листьев берёзы, дуба, клёна и осины.
(учитель демонстрирует слайды и рисунки-изображения форм разных листьев, обращает внимание учащихся на форму, цвет, контур листьев)


3 Основной этап

Осень в поэзии
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин: Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Учитель:
Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

Осень в живописи

Учитель:
А можно ли проиллюстрировать природу?
(Да).
Как называется картина, на которой изображена природа?
(Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.
Учитель:
давайте посмотрим, как осень изображают художники. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. Художники
Поленов
,
Илья

Остроухов
понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Поленов «Золотая осень»


Остроухов «Золотая осень»

Беседа учителя с учащимися:
1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в картинах и почему их выбирают художники? 2. Какими чувствами наполнены картины? 3. Какое настроение передают авторы картин?
(Ответы детей).

4 Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя

Учитель:
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность. Вы станете волшебниками и вернёте озябшим деревьям потерянный осенний наряд. Ученики на листе-палитре разводят краски, при смешивании которых получают все оттенки цвета осенней листвы. Затем прямо на палитре рисуются контуры листьев большие и маленькие. Вырезанные листочки передаются помощникам учителя, которые собирают листья со своих классных рядов и приклеивают их на заранее заготовленные изображения деревьев.

Заключительная часть урока

Учитель:
Вот наши деревья вновь обрели свой красочный наряд. Такая прекрасная картина могла получиться благодаря тому, что вы научились применять разнообразие форм листьев и смешивать разные цвета на палитре. Когда вы создавали эту работу, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер: И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, Что не сможем мы глаз отвести!
5 Рефлексия:

Учитель:
А вам нравятся эти работы? В чем, на ваш взгляд, особенности каждого осеннего дерева? (
ответы)
А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Спасибо за внимание и за работу.
6 Домашнее задание:
нарисовать разнообразные по форме и цвету листья деревьев и кустарников, вырезать их и подготовиться к коллажу на тему «Осеннее панно».


В раздел образования