Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Туапсе МО Туапсинский район
Урок коллективного творчества
по изобразительному искусству
на тему «Дерево в осеннем убранстве»
Урок проведен в 5 классе
Манучарова С.В.,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №2 г. Туапсе
МО Туапсинский район
Тема урока:
«
Дерево в осеннем убранстве ».
Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.
Тема коллективной работы: «Дерево в осеннем убранстве»
Тип урока: урок коллективного творчества.
Форма организации совместной деятельности : совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции : свободное размещение
на листе с предварительным рисунком.
Цель урока: создание коллективной работы, в которой воплотились
представления об осени, обучение работе в коллективе.
Задачи урока:
сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;
развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;
воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное
искусство и литературу.
Методы:
1.
На усвоение знаний :
o
простота и доступность изложения материала;
o
включение диалога «учитель – ученик»
2.
На прочность знаний :
o
применение наглядных пособий;
o
применение ИКТ
3.
На повышение интереса к предмету :
o
использование нетрадиционных форм урока;
o
включение в ход урока музыкального сопровождения, метод
создания художественных «композиций»
Оборудование:
Материал
поэтический: Маргарита Алигер «Художница-осень», И.Бунин «Листопад»,
художественный: слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация
«Осень в произведениях великих художников». музыкальный: Чайковский
П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь», А.Вивальди
"Времена года" (композиция "Осень").
листы бумаги формата А-3,
карандаши, краски, гуашь, клей, кисть и т.д.
компьютер, медиапроектор, слайды с зарисовками об осени,
стенд с рисунками детей,
осенние листья, гербарий,
шаблоны,
Подготовительная работа к уроку:
деление класса на группы;
Изображение деревьев без листвы: берёзы, дуба, осины, клёна.
Структура урока:
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие
2.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и
задач урока.
3Основной этап урока:
• осень в литературе: прослушивание стихотворений
• осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников –
пейзажистов, просмотр их работ
• осень в музыке: прослушивание музыки
4.Практическая часть урока: работа в коллективе.
5.Рефлексия
6.Домашнее задание
Ход урока:
1 Организационный момент
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу
Здравствуйте! Прошу вас сесть.
Учитель: Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
2
Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей
и задач урока.
В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей,
которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины.
И тема нашего урока сегодня«Осенние листья». А целью его станет создание
единого, коллективного представления об осени, представление учеников 5
«Б» класса, которое выразим мы в общей композиции…..
Но прежде вспомним форму листьев берёзы, дуба, клёна и осины.
(учитель демонстрирует слайды и рисунки-изображения форм разных
листьев, обращает внимание учащихся на форму, цвет, контур листьев)
3 Основной этап
Осень в поэзии
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр,
нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В
нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и
написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Учитель: Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой.
Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче,
холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть
своя, только ей присущая прелесть.
Осень в живописи
Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников –
краски, у поэтов – слова.
Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники.
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с
помощью цвета являются картины великих художников.
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как
пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения".
Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать
почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Художники Поленов , Илья
Остроухов понимали осень, прежде всего как
праздник красок, как прощание с летом.
Поленов «Золотая осень»
Остроухов «Золотая осень»
Беседа учителя с учащимися:
1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в
картинах и почему их выбирают художники?
2. Какими чувствами наполнены картины?
3. Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей).
4 Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя
Учитель: Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия,
воображение и наблюдательность. Вы станете волшебниками и вернёте
озябшим деревьям потерянный осенний наряд.
Ученики на листе-палитре разводят краски, при смешивании которых
получают все оттенки цвета осенней листвы. Затем прямо на палитре
рисуются контуры листьев большие и маленькие. Вырезанные листочки
передаются помощникам учителя, которые собирают листья со своих
классных рядов и приклеивают их на заранее заготовленные изображения
деревьев.
Заключительная часть урока
Учитель: Вот наши деревья вновь обрели свой красочный наряд. Такая
прекрасная картина могла получиться благодаря тому, что вы научились
применять разнообразие форм листьев и смешивать разные цвета на палитре.
Когда вы создавали эту работу, то я опять вспомнила строки из стихотворения
М.Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
5 Рефлексия:
Учитель: А вам нравятся эти работы?
В чем, на ваш взгляд, особенности каждого осеннего дерева? ( ответы)
А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде
волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист
— хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное
дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей
силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.
Спасибо за внимание и за работу.
6 Домашнее задание: нарисовать разнообразные по форме и цвету листья
деревьев и кустарников, вырезать их и подготовиться к коллажу на тему
«Осеннее панно».