Напоминание

Беседа в рамках исторического жанра живописи


Автор: Манучарова Сусанна Владимировна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Туапсе
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа в рамках исторического жанра живописи
Раздел: среднее образование





Назад





Лекция для учащихся 7 классов

в рамках изучения исторического жанра в живописи
3 июля 1583 года в царских палатах произошло одно из самых загадочных убийств не только XVI века, но и, пожалуй, всех правящих династий Европы. Иван Грозный в припадке гнева что есть сил ткнул своего сына царевича Ивана посохом в висок. Удар был сильным и точным – бедный царевич скончался на месте. Говорят, Иван Грозный сильно переживал о случившемся, ведь это был его старший, и самый любимый сын. Второй сын изначально не был готов к тому, чтобы править страной. «
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы [1] . Изображает легендарный эпизод из жизни
Ивана Грозного,
когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну
царевичу Ивану
(в настоящий момент считающийся не окончательно доказанным). Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца [1] . Картина ранится в собрании
Государственной

Третьяковской галереи в Москве.


Предпосылки создания картины
Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками которой был убит
царь Александр

II
. Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского- Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване». Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать! Естественно было искать выхода наболевшему в истории» . Так же можно отметить факт посещения Репиным боя быков во время путешествия по Европе в 1883 году, в своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».
Создание картины
Как вспоминал Репин: «Писал — залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых были Крамской, Шишкин, Ярошенко, Брюллов и другие; по воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали, ожидая, что скажет Крамской.

Отзывы об этом произведении

Восхищался картиной и В.М.Гаршин, непосредственный участник ее, имевший

возможность наблюдать весь процесс создания картины. «Да, - писал он, - такой

картины у нас еще не было, ни у Репина, ни у кого другого, - и я желал бы

осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про

Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, - ничего

этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием

страшного удара на минуту стал человеком». И заканчивает свое высказывание

о репинской картине словами: «Я рад, что живу в то время, когда живет Илья

Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее

достойна».


Восхищался картиной и И.Н.Крамской. В письме к Суворину он взволнованно

говорил: «Вот она, вещь, в уровень таланту... Выражено и выпукло выдвинуто на

первый план - нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! В

самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не

действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе,

и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он... вот уже не

может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и

плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах,

боже мой!» .Огромное впечатление производила и производит эта картина на

зрителей. Иван Грозный, в порыве гнева, ударил жезлом в висок и убил своего

сына. Ручьем льется кровь из головы царевича. Кровь и на полу, и на кафтане, в

крови руки царя. Он судорожно обхватил сына, зажимает его рану, а кровь все

продолжает течь, бледнеет лицо царевича. Страшные глаза у отца, понявшего, что

он сделал, страшное горе человеческое в них.
Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический. Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, – говорил он открыто (уже тогда для этого требовалось известное мужество) учащимся Академии, – представив, вместо Царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна
Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина. — Профессор Академии художеств Ф.П. Ландцерт
Факты

Исполосованное лицо Ивана Грозного. 1913 год

 Картина весьма не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего 1 апреля 1885 года была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи, а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Запрет был снят через три месяца, 11 июля 1885 года, по ходатайству художника А. П. Боголюбова, близкого ко двору.  16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.  В октябре 2013 года группа историков и православных активистов, вдохновенные давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации В. В. Бойко- Великим обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявляя, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана с постоянной экспозиции.

портрет Третьякова. Художник - И. Крамской


В раздел образования