Автор: Богданов Михаил Викторович Должность: преподаватель химии и биологии Учебное заведение: Междуреченский агропромышленный колледж Населённый пункт: п.Междуреченский, ХМАО-Югра Наименование материала: конспект урока Тема: Реакции изменяющие мир Раздел: среднее профессиональное
Тип урока : изучение нового материала
Форма урока : урок – дискуссия с элементами проблемного обучения
Цели урока :
1)
Образовательные:
а) Рассмотреть сущность окислительно – восстановительных процессов, научить применять
«степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления;
б) Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
в) Научить учащихся уравнивать записи окислительно – восстановительных реакций методом
электронного баланса
2)
Развивающие:
а) Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя
степень окисления атомов в веществах;
б) Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию умений и навыков применения
полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира;
в) Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и
химическими
реактивами;
дополнить
знания
учащихся
о
правилах
работы
в
химическом
кабинете.
Г) Развивать умение наблюдать, делать выводы
3)
Воспитательные:
а) Формировать научное мировоззрение учащихся;
б) Способствовать формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных
действий
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично –
поисковый.
Методическое оснащение урока:
1.
Материально-техническая база
а) Персональный компьютер, медиапроектор
б) Реактивы: медный купорос, сульфит натрия, перманганат калия, серная кислота, гидроксид калия,
железо(гвоздь)
2.
Дидактическое обеспечение
а) Опорный конспект учащихся
б) Презентация
в) Таблицы: периодическая система химических элементов, растворимость кислот, солей, оснований
Ход урока
1.
Организационный момент
- запуск презентации
- приветствие учащихся
- настроить учащихся на работу
2.
Определение темы занятия учащимися в процессе диалога с преподавателем
Преподаватель:
- Обратите внимание на парты, у вас лежат опорные конспекты нашего занятия(Приложение №
1).
- Сегодня мы будем работать именно в них, а по окончании урока они останутся у Вас.
- Предлагаю вам обратить внимание на слайд( Слайд №1)
- Что вы видите на нем?
Ответ: гвозди, батарея, белизна, костер, дыхательная система
- Как вы думаете, что может объединять все эти предметы и явления? Какой процесс?
Ответ: процесс окисления
- Скажите, а что такое «процесс окисления»?
Ответ: это взаимодействие веществ с кислородом
- Правильно. Например, гвозди в процессе окисления ржавеют, батарея окисляется, горение
древесины тоже не может обойтись без кислорода.
- Как вы думаете, все эти перечисленные примеры процессов окисления можно назвать
химической реакцией?
Ответ: да, можно т.к. в результате получаются совершенно другие вещества(ржавчина, зола)
- Данное словосочетание «Химическая реакция» будет первым ключевым словом, которое мы
выделили в ходе беседы.
Преподаватель записывает на доске «Химическая реакция», учащимся это фиксировать не надо.
- Скажите, пожалуйста, как называется все то, что нас окружает?
Ответы(возможные): предметы, явления и т.п.
- Автор одной статьи написал, что мир – это большая гигантская лаборатория, что в ней каждую
секунду протекают сотни химических реакций. Согласились бы вы с таким утверждением?
Ответ: да, согласились.
- Хорошо, т.е. нас окружает мир, окружающая среда.
- Второе ключевое слово – это мир.
Преподаватель записывает слово «мир» на доске.
- Теперь посмотрим одну из реакций - реакцию окисления. Обратите внимание на слайд ( Слайд
№ 2)
- Знакомо ли вам данное явление?
Ответ: да, знакомо
- Что происходит с металлами со временем?
Ответ: они окисляются, ржавеют
- Что происходит с их внешним видом?
Ответ: он меняется
- Правильно, т.е. происходит изменение – это третье ключевое слово.
Преподаватель записывает слово «изменение» на доске.
- У нас получилось 3 ключевых слова: химические реакции, мир, изменение
- Я предлагаю вам при помощи этих 3 слов сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Ответ: различные варианты тем.
- Все ваши формулировки были верны, но более четко тема урока будет звучать следующим
образом «Химические реакции изменяющие мир».
- откройте ваши опорные конспекты и запишите тему сегодняшнего урока(в это время
преподаватель записывает тему урока на доске)
3. Взаимосвязь химии с другими науками, жизнью
- Скажите, а только лишь в химии мы встречаемся с понятием реакция? Может быть, в других
областях знаний, науках есть данное понятие?
Ответ: в физике, биологии и т.п.
- Обратите внимание на следующий слайд, какие еще определения реакции можно найти ( Слайд
№ 3)
- Химическая реакция, политическая, психологическая, биологическая.
- Но, обращаю внимание – на слайде есть ошибка, я предлагаю вам выполнить задание.
- Обратитесь к опорному конспекту, и с помощью стрелочек соотнесите определение реакции с
их понятием.(выделить 2 мин)
Преподаватель по истечении времени спрашивает у разных учащихся по каждому определению.
- Давайте проверим, у всех ли правильные ответы – внимание на слайд( Слайд № 3 по щелчку
появляются стрелочки)
- Как вы думаете, всегда ли реакции влекут за собой изменения?
Ответ: да, ведут к изменениям
- Как вы думаете по характеру изменений, на какие 2 группы мы можем их разделить?
Ответ: скорее всего, вызовет затруднение учащихся
- Давайте посмотрим на следующий слайд( Слайд № 4)
- Есть предположение?
Ответ: на положительные и отрицательные
- Приведу вам пример из своей жизни, сравнительно недавно, чуть больше года у меня появился
новый автомобиль. Для меня это, какое изменение?
Ответ: положительное
- Хорошо
- Что может со временем произойти с моим авто?
Ответ: сломаться и т.п.
- Хорошо, а что может произойти с металлическими изделиями автомобиля?
Ответ: они заржавеют
- Это будет для меня какое изменение?
Ответ: отрицательное
4. Создание проблемного вопроса
- Скажите, что нам помогает удерживаться между положительными и отрицательными?
Ответ: реакции и т.п.
- Я вам подскажу, обратите внимание на слайд( Слайд № 5)
- Канатоходец использует специальное приспособление, которое называется – балансир.
- как вы думаете , для чего он нужен?
Ответ: для равновесия и т.п.
- Правильно. Давайте еще подберем синонимы(необходимо вывести на слово баланс)
- Давайте попробуем сформулировать проблему, что мы сегодня будем находить?
Ответ: баланс
- Точнее мы должны ответить на вопрос, как найти баланс?
- В конспектах, ниже темы зафиксируйте, чтобы мы не забыли проблему – к концу урока как
найти баланс?
5. Повторение материала необходимого для сознательного усвоения новых знаний
- Предлагаю вам вспомнить следующий теоретический материал:
- Как называются атомы или ионы, которые принимают электроны?
Ответ: окислители
- Как называются атомы или ионы, которые отдают электроны?
Ответ: восстановители
- В каком процессе участвует окислитель?
Ответ: процесс восстановления
- В каком процессе участвует восстановитель?
Ответ: процесс окисления
6. Изучение нового материала
- Как вы думаете, в химических реакциях между чем мы можем находить баланс?
Ответ: между веществами
- Баланс между электронами!!!
- Можем ли мы увидеть переход электронов не вооруженным глазом?
Ответ: нет
- А если у нас будет записано уравнение реакции?
Ответ: можем
- Что мы должны сделать, чтобы увидеть эти процессы?
Ответ: возможно провести опыт и т.п.
- скоро проведем, подумайте еще
Ответ: определить степени окисления
- Правильно посмотреть процессы окисления и восстановления
- Сейчас мы проведем небольшой опыт, а затем разберем все процессы, происходящие в данной
реакции
- Помним о соблюдении ТБ!!!
- Обратитесь к опорным конспектам, найдите, где записана схема реакции данного опыта, но не
до конца.
- Вы должны будете отметить цвет исходного вещества(гвоздь) и цвет конечного продукта
Учащиеся проводят опыт: помещают гвоздь в раствор медного купороса, в результате на
поверхности гвоздя образуется коричневый налет – это медь восстанавливается на поверхности
железа.
- Каким цветом было исходное вещество и после реакции?
Ответ: серебристое и т.п. стало коричневым
На доске преподаватель записывает уравнение с помощью учеников:
Fe + CuSO
4
→ FeSO
4
+ Cu
-
Как вы думаете, это схема или уравнение? Чем схема отличается от уравнения?
Ответ: в уравнении есть коэффициенты
- Чтобы найти коэффициенты для нашего уравнения, мы должны определить процессы
окисления, восстановления и определить баланс электронов.
- Давайте определим степени окисления у всех элементов в данной реакции
Вызвать учащегося для выполнения этого задания
- Определите, какие элементы поменяли степень окисления
- Выпишите те элементы, которые поменяли степень окисления. Определите, что произошло с
электронами – произошел прием или отдача электронов.
- Определите окислитель, восстановитель процессы окисления, восстановления
Преподаватель показывает, как образуются коэффициенты при помощи НОК
- Мы составили с вами баланс между принятыми и отданными электронами.
Баланс не только в химических реакциях
- Давайте немного порасуждаем, можно ли сказать, что общество это система?
Ответ: да, можно
- Как вы думаете, в обществе больше людей те, которые отдают что-либо или принимают?
Ответ: разные варианты
- По мнению антропологов на Земле больше людей, которые готовы пожертвовать, чем либо ради
других – и возможно благодаря этому держится баланс всей жизни на Земле.
- Если посмотреть на таблицу Менделеева, как вы думаете каких элементов там больше металлов
или неметаллов?
- Больше металлов, неметаллов всего 22
- Вспомните, по свойствам металлы восстановители или окислители?
Ответ: они восстановители, т.к. отдают свои электроны
- Тем самым мы сможем назвать металлы альтруистами Периодической системы?
Ответ: да, можем
- В этом и есть закономерность существования такого баланса.
- как вы думаете, тяжело ли поддерживать баланс окружающим миром?
Ответ: сложно
- Как вы думаете, те люди, которые отдают – они остаются ни с чем или что-то приобретают?
Можно сказать, что у них появляется тепло на душе? Они становятся добрее?
7. Закрепление приобретенных ЗУН в ходе игры «Химический конвейер»
- Сейчас мы с вами поиграем в определенную игру, которая называется «Химический конвейер».
- Все знают, что такое конвейер?
- Мы будем выполнять определенный набор действий. Работать будем по группам.
- Необходимо будет расставить коэффициенты в уравнениях реакций.
- Перед выполнением этих заданий, давайте вспомним, что записано в опорных конспектах.
- Я начну, а вы продолжите. Сначала необходимо записать схему реакции(Прикрепляется на
доску магнитами надпись «Записать схему реакции»)
- Следующее? «Определить степени окисления»
- Следующее? «Баланс между электронами»
- Следующее? «Расставить коэффициенты»
- В результате, что у нас получилось?
- Алгоритм действий, который поможет нам уравнять любые реакции.
- Сейчас мы приступим к выполнению этого задания.
- В группе работаете все вместе, обсуждаете, но четко выполняете все те требования, которые я
вам предъявляю.
- Сейчас вы выполняете первое задание, потом данный лист передается следующей группе,
которая проверит вашу работу.
- И так по кругу, в результате ваш конечный продукт вернется к вам.
- Первое задание – расставьте степени окисления элементов, определите те элементы, которые
поменяли свою степень окисления и подчеркните эти элементы.
Далее происходит обмен карточками по кругу, после того как выполнили данное задание и
осуществляется проверка по слайду( Слайд № 6)
- Второе задание – Выпишите те элементы, которые поменяли свою степень окисления и
соотнесите баланс между принятыми и отданными электронами.
Далее происходит обмен карточками по кругу и осуществляется проверка по слайду( Слайд №6
+)
- Третье задание – Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления
и расставьте полученные коэффициенты в правой части уравнения, затем недостающие
коэффициенты( Слайд № 6 ++)
Опыт
- Предлагаю вам подтвердить опытами все то, что вы сейчас выполнили теоретически
- Необходимо будет согласно вашей схемы осуществить опыты взаимодействия перманганата
калия(в быту марганцовка) с сульфитом натрия, но в каждой группе будет своя среда – щелочная,
кислая и нейтральная.
- Обратите внимание, у вас в опорных конспектах есть схема, на которой показан зависимость от
среды изменения окраски.
- Вначале к перманганату калия добавьте среду и затем немного сульфита натрия, перемешайте
содержимое и отметьте изменения.
- Помним о соблюдении ТБ!!!
- В опорных конспектах запишите вывод по результатам опыта.
- Вследствие чего изменялась степень окисления в данных реакциях?
Ответ: из-за среды
8. Рефлексия
- Мы уравняли 3 схемы реакций, сложно это было для вас или нет?
Ответ: нет
- Легче было от того что эти задания вы выполняли в группах?
Ответ: да, легче
- Что нам нужно было для того, чтобы мы пришли к правильному результату?
Ответ: совместная деятельность, таблицы и т.п.
- Самое главное наверно большое желание, чтобы все получилось.
- Вернемся к вопросу, который я уже задавал. Что необходимо делать, чтобы найти баланс с
окружающим миром, что надо добрым, терпимым и т.п. Как вы думаете это сложно?
Ответ: да сложно
- Посмотрите на следующий слайд( Слайд № 7)
- Как вы думаете, следствием чего это является?
Ответ: человеческий фактор
- Что нарушено?
Ответ: баланс
- К каким последствиям может привести нарушение баланса?
Ответ: вплоть до потери всего живого
- Кто в ответе за то чтобы сохранить и поддерживать баланс?
Ответ: Человек
- Как вы думаете, сложно ли восстановить то, что когда-то было утрачено?
Ответ: сложно
- Знаете ли вы, что ученые недавно заметили, что озоновый слой стал укрепляться? О чем это
говорит?
- Человек стал вести работу в этом направлении, тем самым он восстанавливает и поддерживает
этот баланс.
- Мы сегодня говорили о реакциях, которые меняют мир, как вы поняли ,большинство таких
реакций как они называются?
Ответ: ОВР
- ОВР содержат в себе 2 взаимодополняющих процесса. Какие это процессы?
Ответ: окисления и восстановления
- Чему будет равно число принятых электронов, когда определяется баланс?
Ответ: числу отданных
- в нашем мире есть еще очень много загадок и тайн, которые человек пока объяснить не может.
Даже хорошо изученные процессы окисления и восстановления в некоторых случаях не
поддаются логике.
- Обратите внимание на следующий слайд( Слайд № 8)
- В Индии есть удивительная колонна «Кутубова колонна», ей более 16 веков.
- как вы думаете, в чем ее уникальность?
- Эта колонна сделана из чистейшего железа, высотой около 7 метров и в диаметре1,37м.
Ответ: она находится в очень хорошем состоянии
- каким процессам она не подвергается?
Ответ: процессам окисления и восстановления
- Почему она не подвергается этим процессам пока не понятно, хотя за такой период времени мог
совершенно разрушится и сгнить целый танк.
- Возможно, отгадать эту загадку в будущем получится у вас!
9. Домашнее задание
- В опорных конспектах найдите задания для домашнего задания. Выполните его к следующему
уроку.
Всем спасибо, урок закончен.
Приложение № 1
Тема занятия: ________________________________________________
Проблема: ___________________________________________________
Реакция
Акт поведения, возникающий в ответ на определенное
воздействие
Химическая реакция
Ответ организма на внешнее и внутреннее
воздействие
Политическая реакция
Превращение одних веществ в другие, отличные от
исходных по химическому составу и строению
Психологическая реакция
Движение за сохранение и укрепление существующих
порядков, и подавление любых революционных или
оппозиционных сил
Биологическая реакция
Действие, возникающее в ответ на какое либо
воздействие
процесс процесс
восстановления окисления
Схема реакции
Fe + CuSO
4
→
Цвет железа: Цвет железа после реакции:
____ → ______ проц. _____________, ____________
____ → ______ проц. _____________, ____________
Памятка для вычисления степени окисления (СО) элементов:
С.о. простого вещества равна = 0 (N
2
0
, H
2
0
, S
8
0
)
С.о. у F всегда равна «-1», т.к. это самый электроотрицательный элемент
С.о. у кислорода «-2» (исключение H
2
O
2
-1
, O
+2
F
2
)
У Ме С.о. всегда положительная, у металлов глав. Подгрупп I-III групп совпадает с номером
группы (Na
2
+1
O
-2
, Ba
+2
S)
С.о. водорода всегда «+1», исключение – соединения с Ме, где С.о. «-1» (CaH
2
-1
, KH
-1
)
Влияние среды на степень окисления и изменение окраски
KMnO
4
Среда
Кислая Н
+
Нейтральная Н
2
О
Щелочная ОН
-
Mn
+2
Бесцветный раствор
Mn
+4
Желто-бурый
Mn
+6
Зеленый цвет
Вывод по результатам опыта: ________________________________________________________
Домашнее задание:
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в следующих схемах:
а)
KMnO
4
+ K
2
SO
3
+ H
2
O → MnO
2
+ K
2
SO
4
+ KOH
б) HNO
3
+ P + H
2
O → H
3
PO
4
+ NO
в) HCl + KMnO
4
→ Cl
2
+KCl + MnCl
2
+ H
2
O