Автор: Пангина Тамара Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Ежинская ООШ Населённый пункт: село Ежи Первомайского района Томской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Имя существительное" Раздел: среднее образование
«Такое удивительное имя существительное». 26 декабря 2016 года.
Цели:
- повторение и обобщение знаний учащихся об имени существительном; понятие о
смысловых группах имён существительных;
- развитие устной и письменной речи обучающихся;
- воспитание любви к природе, интереса к русскому языку.
Ребята сидят в группах по 4 или 6 человек.
Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что вы не побоялись мороза и пришли. Я с
нетерпением
ждала
нашей
встречи,
волновалась,
готовилась.
Надеюсь,
что
от
сегодняшнего общения все мы получим удовольствие. Готовы к уроку?
Нам понадобятся тетради – быстренько оформляем их.
Двадцать шестое декабря.
Классная работа.
2 слайд.
Что это? Какую часть речи мы узнаём по этим морфологическим признакам?
Для
чего,
как
вы
думаете,
они
здесь
перечислены?
О
чём
мы
сегодня
будем
говорить?
- об имени существительном
Слушайте, может, не стоит терять время? Это ведь так легко! Вы наверняка всё про
существительное знаете из начальной школы. Давайте сразу напишем контрольный
тест или диктант и двинемся дальше?
-нет, нам ещё всё хорошенько надо повторить
Да, ребята, имя существительное – самая потрясающая часть речи из всех, потому
что на каждые 100 слов в русском языке приходится 40 имён существительных, с
помощью которых мы передаём звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и
тень садов, громыхание грозы и детский шёпот. Я приглашаю вас в Государство
имён
существительных,
где
каждый
обитатель
–
волшебник,
умеющий
назвать
сущность всего, что окружает нас в мире. В течение урока мы будем искать ответ на
вопрос:
3 слайд.
У вас на столах лежат таблички, мы должны постараться заполнить их за урок
своими примерами. Работать будем энергично!
Род
Склонение
Падеж
Число
Одушевлённое/неодушевлённое
Собственное/нарицательное
ТАКОЕ УЖ УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
А сначала поиграем! Возьмите в руки зелёные карточки. Понятно, что нужно
сделать? Выполняем в парах!
Слайд 4. Зелёная карточка. 12 штук.
Какую роль в предложении играют придуманные вами слова?
Вывод:
чаще
всего
имена
существительные
в
предложении
бывают
подлежащими
и
дополнениями,
но
могут
быть
и
сказуемыми,
и
обстоятельствами, и определениями, и обращениями.
См. Таблицу! Что уже можно там записать? Хорошо поработали, молодцы!
Смотри по времени! А про какой грамматический признак имени прилагательного
мы не вспомнили? (можно вернуться к первому слайду). Встали в круг – игра с
кубиком: нарицат- собствен. Какой это признак – постоянный или нет?
А теперь загляните в мультифоры. Что там? Пусть каждая группа подумает, как
можно все эти слова сгруппировать? А я предлагаю вам подсказки: переворачиваю
на доске надписи:
Явления природы
Общественные явления
Качества
Действия
Состояния
Определитесь, кто будет отвечать от группы. Один выбегает к доске и подписывает
под каждой надписью свои примеры. На местах задание: придумать по одному
существительному
на
каждое
значение,
составить
с
ним
словосочетание.
(определить род, число, падеж, склонение имени сущ.)
Сделаем вывод: что же обозначает имя существительное? Только ли ПРЕДМЕТ?
Нужно говорить: ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА или
ИМЕЕТ ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРЕДМЕТ» (запишем в табл.
начало определения)
Посмотрите
на
доску
–
вас
ничего
не
смущает?
Может,
где-то
есть
четвёртое
лишнее? СУМЕРКИ – имеет форму только множ. числа (очки, ножницы, прятки,
сутки, макароны, каникулы) – (молоко, сахар, чай, родня).
Придумайте существительные со следующими признаками:
1.
Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл.
падеже______________________________
2.
Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор.
падеже_____________________________
3.
Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат.
падеже_____________________________________
Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.
Сколько
тайн,
оказывается,
у
имени
существительного?
Всё
это
вам
предстоит узнать на уроках русского языка.
Как вы думаете, мы всё повторили?
Слайд «Зимняя природа»
Серебро, огни и блёстки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки
Чёрно-белые вчера.
В. Брюсов.
Прочитайте сначала про себя, потом вслух выразительно. О чём обязательно нужно
вспомнить?
О РОЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Определите тип текста. ОПИСАНИЕ
Сколько здесь глаголов? ОДИН
На само деле всё неподвижно? НЕТ, ВСЁ ПОЛНО
ДВИЖЕНИЯ, ИСКРИТСЯ, ПЕРЕЛИВАЕТСЯ, ГОРИТ И СВЕРКАЕТ!
Как же это удалось автору?
Как он передал настроение?
ИСПОЛЬЗОВАЛ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В РУССКОМ ЛИТЕРАТУРЕ МНОГО ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ. У А.ФЕТА
ЕСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В
КОТОРМ НЕТ НИ ОДНОГО ГЛАГОЛА, ЗАТО 36 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!
ВЫВОД:
С помощью существительных можно не только называть всё, что окружает нас в
мире, но и рисовать картины природы, портреты людей и многое другое…
ЗАДАНИЕ
Опишите
эту
картину,
используя
средства
выразительности,
в
которых
присутствуют существительные (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты).
ПРОВЕРКА.
На дом задания по выбору: слайд
1.
Подготовить сообщение по табличке, которую мы
сегодня заполняли.
2.
Найти и проанализировать стихотворение А.Фета, о
котором шла речь.
3.
Упражнение 334
.
ИТОГИ РАБОТЫ. ОЦЕНКА ГРУПП.
РЕФЛЕКСИЯ.
-- КАК ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ НА МОЁМ УРОКЕ?
--ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ?
--ЧТО БЫЛО САМЫМ ТРУДНЫМ?
Вы убедились, что имя существительное – необыкновенная часть речи?????
Последний слайд.
Спасибо всем за работу!
вопрос
кто? что?
пример
значения
ТАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!
постоянные
признаки
непостоянные
признаки
синтаксическая роль
в предложении
Имя существительное – это самостоятельная часть речи,
которая____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Придумайте существительные со следующими признаками:
1.
Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл.
падеже______________________________
2.
Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор.
падеже_____________________________
3.
Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат.
падеже_____________________________________
Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.
Придумайте существительные со следующими признаками:
1.
Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл.
падеже______________________________
2.
Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор.
падеже_____________________________
3.
Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат.
падеже_____________________________________
Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.
Придумайте существительные со следующими признаками:
1.
Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл.
падеже______________________________
2.
Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор.
падеже_____________________________
3.
Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат.
падеже_____________________________________
Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.
Придумайте существительные со следующими признаками:
1.
Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл.
падеже______________________________
2.
Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор.
падеже_____________________________
3.
Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат.
падеже_____________________________________
Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.