Напоминание

"Имя существительное"


Автор: Пангина Тамара Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ежинская ООШ
Населённый пункт: село Ежи Первомайского района Томской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Имя существительное"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока русского языка в 5 классе

«Такое удивительное имя существительное». 26 декабря 2016 года.
Цели: - повторение и обобщение знаний учащихся об имени существительном; понятие о смысловых группах имён существительных; - развитие устной и письменной речи обучающихся; - воспитание любви к природе, интереса к русскому языку. Ребята сидят в группах по 4 или 6 человек. Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что вы не побоялись мороза и пришли. Я с нетерпением ждала нашей встречи, волновалась, готовилась. Надеюсь, что от сегодняшнего общения все мы получим удовольствие. Готовы к уроку? Нам понадобятся тетради – быстренько оформляем их. Двадцать шестое декабря. Классная работа.
2 слайд.
Что это? Какую часть речи мы узнаём по этим морфологическим признакам? Для чего, как вы думаете, они здесь перечислены? О чём мы сегодня будем говорить? - об имени существительном Слушайте, может, не стоит терять время? Это ведь так легко! Вы наверняка всё про существительное знаете из начальной школы. Давайте сразу напишем контрольный тест или диктант и двинемся дальше? -нет, нам ещё всё хорошенько надо повторить Да, ребята, имя существительное – самая потрясающая часть речи из всех, потому что на каждые 100 слов в русском языке приходится 40 имён существительных, с помощью которых мы передаём звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы и детский шёпот. Я приглашаю вас в Государство имён существительных, где каждый обитатель – волшебник, умеющий назвать сущность всего, что окружает нас в мире. В течение урока мы будем искать ответ на вопрос:
3 слайд.
У вас на столах лежат таблички, мы должны постараться заполнить их за урок своими примерами. Работать будем энергично!
Род

Склонение

Падеж

Число

Одушевлённое/неодушевлённое

Собственное/нарицательное

ТАКОЕ УЖ УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?


А сначала поиграем! Возьмите в руки зелёные карточки. Понятно, что нужно

сделать? Выполняем в парах!

Слайд 4. Зелёная карточка. 12 штук.

Какую роль в предложении играют придуманные вами слова?

Вывод:

чаще

всего

имена

существительные

в

предложении

бывают

подлежащими

и

дополнениями,

но

могут

быть

и

сказуемыми,

и

обстоятельствами, и определениями, и обращениями.

См. Таблицу! Что уже можно там записать? Хорошо поработали, молодцы!
Смотри по времени! А про какой грамматический признак имени прилагательного мы не вспомнили? (можно вернуться к первому слайду). Встали в круг – игра с кубиком: нарицат- собствен. Какой это признак – постоянный или нет? А теперь загляните в мультифоры. Что там? Пусть каждая группа подумает, как можно все эти слова сгруппировать? А я предлагаю вам подсказки: переворачиваю на доске надписи: 
Явления природы

Общественные явления

Качества

Действия

Состояния
Определитесь, кто будет отвечать от группы. Один выбегает к доске и подписывает под каждой надписью свои примеры. На местах задание: придумать по одному существительному на каждое значение, составить с ним словосочетание. (определить род, число, падеж, склонение имени сущ.) Сделаем вывод: что же обозначает имя существительное? Только ли ПРЕДМЕТ? Нужно говорить: ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА или ИМЕЕТ ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРЕДМЕТ» (запишем в табл. начало определения) Посмотрите на доску – вас ничего не смущает? Может, где-то есть четвёртое лишнее? СУМЕРКИ – имеет форму только множ. числа (очки, ножницы, прятки, сутки, макароны, каникулы) – (молоко, сахар, чай, родня). Придумайте существительные со следующими признаками: 1. Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл. падеже______________________________ 2. Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор. падеже_____________________________ 3. Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат. падеже_____________________________________ Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.

Сколько

тайн,

оказывается,

у

имени

существительного?

Всё

это

вам

предстоит узнать на уроках русского языка.
Как вы думаете, мы всё повторили?
Слайд «Зимняя природа»
Серебро, огни и блёстки – Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки Чёрно-белые вчера. В. Брюсов. Прочитайте сначала про себя, потом вслух выразительно. О чём обязательно нужно вспомнить?
О РОЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Определите тип текста. ОПИСАНИЕ Сколько здесь глаголов? ОДИН На само деле всё неподвижно? НЕТ, ВСЁ ПОЛНО ДВИЖЕНИЯ, ИСКРИТСЯ, ПЕРЕЛИВАЕТСЯ, ГОРИТ И СВЕРКАЕТ! Как же это удалось автору? Как он передал настроение? ИСПОЛЬЗОВАЛ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В РУССКОМ ЛИТЕРАТУРЕ МНОГО ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ. У А.ФЕТА

ЕСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В

КОТОРМ НЕТ НИ ОДНОГО ГЛАГОЛА, ЗАТО 36 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!

ВЫВОД:
С помощью существительных можно не только называть всё, что окружает нас в мире, но и рисовать картины природы, портреты людей и многое другое… ЗАДАНИЕ Опишите эту картину, используя средства выразительности, в которых присутствуют существительные (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты). ПРОВЕРКА. На дом задания по выбору: слайд 1. Подготовить сообщение по табличке, которую мы сегодня заполняли. 2. Найти и проанализировать стихотворение А.Фета, о котором шла речь. 3. Упражнение 334 .

ИТОГИ РАБОТЫ. ОЦЕНКА ГРУПП.
РЕФЛЕКСИЯ. -- КАК ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ НА МОЁМ УРОКЕ? --ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ? --ЧТО БЫЛО САМЫМ ТРУДНЫМ? Вы убедились, что имя существительное – необыкновенная часть речи????? Последний слайд.
Спасибо всем за работу!

вопрос

кто? что?

пример
значения
ТАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!

постоянные признаки непостоянные признаки синтаксическая роль в предложении Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Придумайте существительные со следующими признаками: 1. Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл. падеже______________________________
2. Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор. падеже_____________________________ 3. Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат. падеже_____________________________________ Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов. Придумайте существительные со следующими признаками: 1. Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл. падеже______________________________ 2. Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор. падеже_____________________________ 3. Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат. падеже_____________________________________ Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов. Придумайте существительные со следующими признаками: 1. Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл. падеже______________________________ 2. Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор. падеже_____________________________ 3. Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат. падеже_____________________________________ Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов. Придумайте существительные со следующими признаками: 1. Что? Неодуш., жен. рода, 1-го склон., в ед.числе, в предл. падеже______________________________ 2. Кто? Одуш., муж. рода, 2-го склон., во множ. числе, в твор. падеже_____________________________ 3. Кто? Одуш., жен. рода, 3 склон., в ед. числе, в дат. падеже_____________________________________ Придумайте и запишите в тетрадь предложение с любым из этих слов.

Явления

природы

Общественны

е явления

Качества

чего-то


Действия

предмета

Состояния

человека


СНЕГОПАД БЕГ СУМЕРКИ

МИТИНГ РАДОСТЬ

СОБРАНИЕ МЕТЕЛЬ

ДЕМОНСТРАЦИЯ ИСПУГ

КРАСОТА ИНЕЙ

ГЛУБИНА СИНЕВА ПОХОД

ПРЫЖОК ВОЛНЕНИЕ


ШПАРГАЛКА

1 скл. – муж., жен.

на –а, -я

2 скл. – муж., ср.

на согл., -о,-е


3 скл. – жен.

на –Ь.


В раздел образования