Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Автор: Москалёва Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №101" Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Новокузнецк Наименование материала: статья Тема: Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного
возраста.
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред
объектам
нападения
(одушевленные
и
неодушевленным),
приносящее
физический
ущерб
людям
или
вызывающее
у
них
психологический
дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,
подавленности).
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского
коллектива. Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя
агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится
иметь
дело
взрослым
-
родителям
и
специалистам
(воспитателям,
психологам,
психотерапевтам).
С ю д а
о т н о с я т с я
в с п ы ш к и
раздражительности,
непослушание,
избыточная
активность,
драчливость,
жестокость. Агрессивный ребенок приносит массу проблем окружающим и
самому себе.
Устойчивая агрессия деформирует его личностное развитие, снижает
коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится
изгоем в кругу сверстников, объектом раздражения взрослых.
Виды агрессии.
-Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы
против другого лица или объекта.
-Вербальная
агрессия –
выражение
негативных
чувств
как
через
форму
(ссора,
крик,
визг),
так
и
через
содержание
вербальных
реакций
(угроза, проклятья, ругань).
-Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-
либо объекта или субъекта, вызывающего раздражение. И проявляется в виде
угроз, хамства и применение силы.
-Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены
на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не
направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в
крике, топанье ногами, битье кулаками по столу).
-Инструментальная
агрессия –
является
средством
достижения
какой-либо цели.
-Враждебная
агрессия
–
выражается
в
действиях,
целью
которых
является причинение вреда объекту агрессии.
Как агрессивность проявляется у детей?
-
Злость
и
возмущение
в
отчаянном
плаче
младенца,
причина
которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка.
Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
-
Вспышка
ярости
и
физическое
нападение
на
сверстника,
конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители
в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате
могут
сформироваться
символические
формы
агрессивности:
нытье,
непослушание, упрямство и др.
-
Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые
связаны
с
ограничением
его
“
исследовательского
инстинкта’’,
с
конфликтом
между
ненасытной
любознательностью
и
родительским
«нельзя».
-
Драчливость
у
мальчика,
плач,
визг
у
девочек
дошкольного
возраста.
Мальчики
в
этом
возрасте
проявляют
больше
агрессивных
тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за
страха
наказания.
В
то
время
как
к
агрессии
мальчиков
окружение
относится более благосклонно и терпимо.
-
В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического
нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у
девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
У
подростков
–
мальчиков
продолжает
доминировать
физическая
агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия
( сплетни, критика, угрозы, ругань ).
Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические
заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех
или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней
жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей
резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них
формируются
такие
качества,
как
тревожность,
подозрительность,
жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком
присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не
вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает
характер
наказаний,
которые
обычно
применяют
родители
в
ответ
на
проявление
гнева
у
своего
ребенка.
В
таких
ситуациях
могут
быть
использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность,
либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто
встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Исследования
показали,
что
родители,
резко
подавляющие
агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это
качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери
чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере
грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты
родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало.
Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и
значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить
взрослому его же словами и действиями.
-
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает
любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в
о т в е т
и
н е
п о л у ч и ш ь .
Р. Кэмпбелл .
Факторы, которые способствуют формированию детской
агрессивности.
1.Семейные факторы:
безразличие или враждебность со стороны родителей — очень
тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по
отношению к ним;
разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители
сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно
ждать в любую минуту;
неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут
быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;
чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или
недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над
поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие
такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то
момент обязательно вырвется наружу;
ограничение физической и эмоциональной активности — если
ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции,
как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то
его
агрессия
будет
обусловлена
накопившимся
переизбытком
энергии,
которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно;
скандалы
в
семье,
применение
физической
силы
во
время
семейных ссор (драки);
грубое,
жестокое
обращение
с
ребенком,
привлечение
его
к
посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без
правил и т. п.;
одобрение
агрессивного
поведения
как
способа
решения
конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что,
отнять не можешь?!»;
просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в
мультипликационных фильмах;
косвенная
стимуляция
агрессии
средствами
массовой
информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера
(разного рода монстры, трансформеры и т. п.).
2. Личные факторы:
подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка
во
время
беременности
не
чувствовала
достаточной
защищенности,
чрезвычайно
тревожилась
и
беспокоилась
за
себя
и
за
своего
будущего
ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея
базовой
уверенности
в
безопасности
мира.
Потому
он
все
время
подсознательно
видит
во
всем
потенциальную
опасность
и
старается
защититься от нее, как может и как умеет;
неуверенность в собственной безопасности — когда родители
заняты
собой
или
выяснением
собственных
отношений,
а
ребенок
предоставлен
самому
себе,
у
него
может
возникнуть
неуверенность
в
собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее
нет, становится недоверчивым и подозрительным;
эмоциональная
нестабильность
—
до
7
лет
многие
дети
подвержены
колебаниям
эмоций,
которые
взрослые
часто
называют
капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или
плохого самочувствия.
недовольство собой — отсутствием эмоционального поощрения
от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются
любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его
любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно
повышенная раздражительность из-за чувства вины.
3. Ситуативные факторы:
плохое самочувствие, переутомление — чаще всего дети ведут
себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или
обиделись на что-то или кого-то;
влияние
продуктов
питания
—
доказана
взаимосвязь
между
повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением
шоколада.
За
рубежом
проводятся
исследования,
изучающие
взаимосвязь
между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и
повышенной агрессивностью;
влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
4. Тип темперамента :
менее
всего
склонны
к
активной
агрессии
меланхолики
и
флегматики.
Сангвиник
по
природе
своей
не
агрессивен
и
чаще
всего
предпочитает
решать
проблемные
и
даже
конфликтные
ситуации
миром.
Естественной
склонностью
к
активной
агрессии
обладают
холерики
вследствие
их
крайней
неуравновешенности
как
нервной,
так
и
эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень
легко вывести из терпения.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
-Отказывается от коллективной игры.
-Слишком говорлив.
-Чрезмерно подвижен.
-Не понимает чувств и переживаний других детей.
-Часто ругается со взрослыми.
-Создает конфликтные ситуации.
-Перекладывает вину на других.
-Суетлив.
-Импульсивен.
-Часто дерется.
-Не может адекватно оценить свое поведение.
-Имеет мускульное напряжение.
-Часто специально раздражает взрослых.
-Мало и беспокойно спит
Методические средства в профилактике и преодолении
агрессивного поведения детей.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна
проводиться в следующих направлениях:
-В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и
использованием игр.
-Психогимнастика
-Релаксация
-Проектное рисование.
-Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам
выражения гнева.
-Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть
собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
-Формирование
способности
к
эмпатии,
доверию,
сочувствию,
сопереживанию и т.д.