"Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов"
Автор: Рачева Татьяна Адольфовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №230" Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: статья Тема: "Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов" Раздел: дошкольное образование
описательных рассказов»
Проблема
развития
связной
речи
детей
хорошо
известна
широкому
кругу
педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала:
«Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при
поддержке
слова
содействовать
формированию
в
сознании
детей
богатого
и
прочного
внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению
значительных
по
ценности
мыслей,
представлений
и
творческой
способности
комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В
период
дошкольного
детства
в
мышлении
детей
происходят
значительные
изменения:
расширяется
их
кругозор,
совершенствуются
мыслительные
операции,
появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные
и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как
ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к
усложнению речевых форм, в которых оно протекает. Давно установлено, что к старшему
дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это
показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной
речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.
Монологическая
речь
психологически
более
сложна,
чем
диалогическая.
Она
отличается
большей
развернутостью,
потому
что
необходимо
ввести
слушателей
в
обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей
памяти,
более
напряженного
внимания
к
содержанию
и
форме
речи.
В
то
же
время
монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в
процессе диалога, разговора.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была
полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные
предложения,
наиболее
точный
словарь.
Умение
рассказывать
играет
большую
роль
в
процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством
проверки своих знаний, представлений, оценок. Эта задача решается через различные виды
речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных
рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство,
речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все
вышеназванные
виды
речевой
деятельности
актуальны
при
работе
над
развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению
описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на
восприятие
-
ценный
вид
речевой
деятельности.
Занятия
такого
типа
способствуют
повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.
Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению
описательных
рассказов
должны
обеспечить
сознательное
и
глубокое
усвоение
нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию
речи
и
составлению
описательных
рассказов
является
постоянное
и
разнообразное
сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и
приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе
дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение
пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы
ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.
В
обучении
рассказыванию
применяются
специфичные
приемы,
назначение
которых
-
получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой).
На
первоначальном
этапе
занятия
употребляются
приемы,
с
помощью
которых
детям
показывают
примерный
результат
предстоящей
им
речевой
деятельности
(что
от
них
требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).
Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец рассказа,
дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный
разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям,
окончание
рассказа,
начатого
воспитателем,
подсказ
вариантов,
привлечение
детей
к
исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка
рассказа.
Рассмотрим
подробнее
вышеуказанные
приемы.
Образец
рассказа
-
это
краткое,
живое
описание
какого-либо
предмета
или
с о б ы т и я ,
д о с т у п н о е
д е т я м
д л я
заимствования по содержанию и форме.
В
данном
случае
следует
отличать
познавательный
рассказ
воспитателя,
предназначенный
для
слушания
детьми,
для расширения их кругозора, от рассказа-
образца - дидактического приема, который
предназначен для подражания.
Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку
показывают
результат,
которого
он
должен
достичь.
Кроме
того,
образец
определяет
примерное
содержание
будущих
рассказов
детей,
их
объем
и
последовательность
изложения, облегчает подбор словаря.
Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового
задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.
Образец
рассказа
могут
повторить
1-2
ребенка,
рассказывающие
плохо
(это
очень
их
простимулирует
-
ведь
именно
им
доверили
рассказать
первыми!),
при
этом
прямое
подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует
стремиться
к
дословному
повторению
образца,
наоборот,
следует
поощрять
элементы
самостоятельности.
Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.
Разновидность
этого
приема
-
частичный
образец.
Он
употребляется
в
процессе
закрепления
умения
рассказывать,
если
детям
трудно
дается
выполнение
какого-либо
задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.
Весь
рассказ
целиком
или
его
часть
воспитатель
может
повторить
по
мере
потребности и по ходу занятия (или привлечь к этому другого ребенка), можно включить
его в оценку ответов детей (этот прием, применяемый в игровой форме в средней группе -
например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей за правильное
описание его характерных визуальных качеств, срабатывает и с детьми старшей группы - в
чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).
Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им
речевой
деятельности,
но
и
средства
его
достижения.
Поэтому,
как
правило,
образец
употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают
механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что
необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй
вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся
общие
закономерности
построения
повествования.
Например,
педагог
последовательно
описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.
Педагоги
старшей
группы
нашего
детского
сада
используют
такой
прием,
но
несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно описывают 2 различные
игрушки
(например,
2
игрушечных
кошечек),
что
служит
альтернативным
образцом
составления
описательного
рассказа
для
других
детей;
далее
другие
дети
составляют
рассказы о других игрушечных кошечках (детям на выбор предоставляются несколько
игрушек) - а, поскольку кошечки имеют внешние отличия, рассказ не бывает однотипным,
сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению рассказа).
Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа,
который подводит к вычленению плана высказывания.
План
рассказа
-
это
3-4
основных
вопроса
(пункта),
определяющих
содержание
и
последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа
план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.
Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе
обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов,
можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца
рассказа
(в
этом
случае
дети
более
сознательно
воспринимают
правила
построения
высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.
С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а
также их характера. Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее
подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия
активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.
В
старшей
группе
следует
указывать
детям
на
неполноту
или
непоследовательность
рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.
При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает
детей
к
контролю
за
рассказами
детей
(О
чем
нужно
сейчас
рассказать?
Что
лучше
рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах
полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому
действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя
слово
«план»,
предлагает
всем
про
себя
повторить,
о
чем
и
как
они
сейчас
будут
рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать
четко,
отделяя
смысловыми
паузами
один
пункт
от
другого,
подчеркивая
ударениями
опорные слова в фразах.
Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого
ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.
Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на
самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема
в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети
получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно
формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в
придумывании
фраз,
подборе
слов
-
а
речевая
активность
ограничена,
т.к.
они
мало
упражняются в монологической речи.
На некоторых занятиях применяется прием составления рассказа по частям, он облегчает
задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится
более разнообразным, интересным, а содержание рассказов становится глубже и полнее;
кроме
того
удается
спросить
большее
количество
детей.
Вопросы
в
обучении
рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ
составлен,
для
уточнения
его
или
дополнения.
В
процессе
же
рассказывания
лучше
использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит
связность рассказа, чем вопрос.
Оценка
также
является
обучающим
приемом.
Она
применяется
для
того,
чтобы
дети
подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.
Таковы общие приемы обучения составления рассказов.
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и
на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные
психические
процессы,
как
мышление,
воображение.
Психологами
доказано,
что
при
назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее,
запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их
выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.
Поскольку
дети
учатся
описывать
предметы
и
объекты,
которые
они
знают,
видели,
педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы
ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то
же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как нужно
держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).