Напоминание

"Особенности социально психологического климата в педагогическом коллективе


Автор: Аксенова Ирина Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №31
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности социально психологического климата в педагогическом коллективе
Раздел: дошкольное образование





Назад





И.С. Аксенова

Старший воспитатель МКДОУ №31

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОЗДАНИЮ

БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Обстановка в стране создает ситуацию социально-психологической нестабильности у самых незащищенных слоев населения женщин-педагогов. Низкооплачиваемый труд, необходимость поиска дополнительного заработка, трудности, связанные с повышением профессионального уровня, эмоциональные нагрузки, неудовлетворенность жизнью ведут к нервным срывам, соматическим заболеваниям. В связи с этим, усложнились взаимоотношения педагогов в семье и в коллективе, что, в свою очередь, влияет на психологический климат педагогического коллектива и на качество педагогического процесса. Психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. В самом общем виде психологический климат коллектива определяют как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности [1]. Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время имеет и с в о и специфические особенности, к числу которых отно сятся: полифункциональность, самоуправляемость, коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности, ненормирование рабочего дня педагога, то есть отсутствие временных рамок на выполнение
тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки педагогов, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов, преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия. Анализ научной литературы показывает, что единого подхода к пониманию и изучению психологического климата коллектива в психологии пока нет. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата коллектива. Представителями первого подхода (П.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, Л.К. Уделов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Он понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [3]. Сторонники второго подхода (А.Л. Русаличева, А.И. Лутошкин) подчеркивают, что сущно стной характеристикой с о ц и а л ь н о - психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей [2]. Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.А.Покровский, В.М. Шепель) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы [4].
Представители четвертого подхода (Л.Н. Коган, В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций [2]. Обобщая эти подходы, в нашем исследовании под психологическим климатом коллектива будем понимать устойчивую систему внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности. Практическому психологу, работающему в системе образования важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Большая роль в этом процессе принадлежит своевременной диагностике психологического климата и безотлагательной коррекции зарождающего ся неблагополучия в коллективе. Д и а г н о с т и к а психологического климата в коллективе имеет многопрофильный характер. Для расширенной диагностики следует применять комплекс методик и процедур, позволяющих наиболее полно составить картину неблагополучия в коллективе. Арсенал современных методик диагностики очень широк - среди них наиболее популярны различные опросники и метод социометрии. Анализируя результаты диагностики психологического климата коллектива ДОУ, нами был сделан вывод, что самый высокий процент опрошенных (30%) указывает на начальную степень неблагоприятности психологического климата в коллективе. А н а л и з р е зул ьт ат о в д и а г н о с т и к и л и ч н о й и г р у п п о в о й удовлетворенности работой, п о к а з а л , ч т о п р о ц е н т н е в п о л н е удовлетворенных своей работой достаточно высок (35%). Анализируя результаты диагностики уровня конфликтности, мы пришли к выводу, что в нашем коллективе уровень конфликтности находится на среднем уровне, так как большинство (45%) педагогов соответствовали показателю среднего уровня конфликтности. Это характеризует их как людей
конфликтных, но прибегающих к конфликту в том случае, если все другие средства исчерпаны. Резюмируя все выше изложенное, можно заключить, что проблема формирования благоприятного психологического климата, актуальна для нашего педагогического коллектива. Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации и психолога образовательного учреждения. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы. Анализируя результаты проведенной диагностики, мы пришли к выводу, что необходимо разработать рекомендации, направленные на формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива ДОУ. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям. Ядром этого сложного организма является педагогический коллектив. Работать с педагогическим коллективом, безусловно, трудно, ведь любой коллектив, в том числе и коллектив нашего ДОУ достаточно неоднороден, что было доказано в процессе диагностики: Наиболее эффективными путями улучшения психологического климата в коллективе образовательного учреждения являются: 1. Совершенствование методов и стиля руководства, создание в коллективе атмосферы доброжелательности, доверия и уважения к подчиненным, использование коллегиальных способов принятия решений, демократизация управления; 2. Создание оптимальных условий деятельности педагогов; 3. Улучшение структуры взаимоотношений, личных контактов во время вечеров отдыха, экскурсий и т.д.;
4. Комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости людей; 5. Применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Таким образом, создание благоприятного психологического климата в ДОУ – результат сложной и кропотливой работы руководителя, психолога и всего педагогического коллектива. Роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он с о зд а е т психологические условия для формирования коллектива, ориентированного на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей. Учитывая все это, нами были разработаны рекомендации по формированию благоприятного психологического климата коллектива, которые могут быть использованы в практической деятельности психологов и руководителей образовательных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Краткий психологический словарь: — Санкт-Петербург, Феникс, 2010 г.- 320 с. 2. Кузьмин, Е.С. Вопросы социальной психологии общения и руководства [Текст] / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Е.С.Кузьмин. – Л., 1973. – 67 с. 3. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: автореф. дис. … д-ра психол. наук [Текст] / Н.Н.Обозов. – Л., 1979. – 35 с. 4. Парыгин, Б.Д. Социальная психология (учебное пособие) [Текст] / Б.Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2003. — 616 с.


В раздел образования