Напоминание

Особенности формирования различных универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха


Автор: Коротич Ольга Семёновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский промышленно-экономический техникум"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования различных универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Особенности формирования различных универсальных учебных

действий у детей с нарушениями слуха

Коротич Ольга Семеновна,

преподаватель гуманитарных дисциплин

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-

экономический техникум»

1 . О с о б е н н о с т и

п с и хо ф и з и ч е с к о го

р а з в и т и я

г л у х и х ,

слабослышащих, позднооглохших детей.
Главные отличия психофизического развития детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми заключаются в темпах психофизического развития: замедление развития после рождения и ускорение в последующие периоды. В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами. При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. При помощи сурдолога глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе). Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически. Дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы
.
У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом. Речь глухих детей в этом возрасте лет бедна по словарю, по способам высказывания. Поэтому наблюдается заметное снижение словесной памяти. Детьми с нарушениями слуха испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение
предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире. В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом с большим отставанием развивается произвольное внимание, формируются основные его свойства Так же глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих. В их памяти образы предметов в меньшей степени, чем у слышащих, организованы в систему. В формировании словесно-логического мышления глухой ученик резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Для него представляется проблемой анализировать тексты, трудно акцентировать внимание на важных деталях. При зрительном восприятии труднее совершить единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа и синтеза может привести к неверному объединению элементов. Так же глухие дети в этом возрасте заметно уступают слышащим детям в точности опознания эмоциональных состояний. Постепенно по мере обучения к 13—14 годам у глухих детей совершенствуется умение опознания эмоций и чувств, а также определение причин, их вызывающих. Но в целом у них сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями. На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение слова ря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно- логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих приходится на подростковый период. В период от 13 до 17 лет у глухих детей наблюдается значительное развитие понятийного мышления, но искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей.
2.Формирование универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у учеников с проблемами слуха должны быть с ф о рми р о ва н ы
личностные,

регулятивные,

познавательные

и

коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
как основа умения учиться
.

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо - физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность: знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.; познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации; регуляции поведения. У детей с проблемами слуха все это сформировано в разной степени и, как правило, дефицитарно, поэтому на первый план выходят коррекционно- развивающие подходы и технологии в обучении. Так например, протекание основных познавательных процессов (восприятие, представление, память, мышление) у глухих детей подчиняется общим закономерностям, однако имеет свою специфику, связанную, прежде всего, со снижением общей и познавательной активности, некоторой заторможенностью и трудностями накопления чувственного опыта из-за дефекта слуха. Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации в обществе. Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения ООП ООО заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению таких детей, признать активную роль обучающегося в учении, изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование современных педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Обучающиеся с ОВЗ овладевают навыками работы в группе, учатся слышать и учитывать разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя, делать самостоятельные выводы, заключения. Вместе с тем, мы понимаем, что овладение УУД в полной мере и без поддержки специалистов, различными категориями детей с ОВЗ существенно затруднено и потребуется значительно больше времени, чем учащимся массовых школ. Подтверждением могут служить низкие стартовые возможности глухих и слабослышащих первоклассников по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Это определяется результатами выполнения входной диагностической работы, психологического обследования, направленного на определение наличия предпосылок для формирования УУД и низкими результатами выходного тестирования. У детей с тяжелыми нарушениями слуха прогноз усвоения УУД по темпу более благоприятный, но имеющиеся речевые нарушения у любой другой категории детей с ОВЗ, создают схожие проблемы.
В кат е го р и и личностных УУД особую сложность составляет ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, формирование основ социально-критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает мотивацию. В сфере формирования личностных универсальных учебных действий
необходимо
: развитие у учеников мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми; развитие речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками; готовность постоянного пользования слуховыми аппаратами; Регулятивные УУД тесно связаны с формированием произвольной деятельности детей. Именно эта составляющая развития психики, существенно страдает у учащихся с ОВЗ. Отсюда, сложности с выполнением поставленных целей, умением контролировать свое время, реальной оценкой своих возможностей, умением принимать самостоятельно решения. Всему этому надо учить долго и кропотливо. В сфере формирования регулятивных универсальных учебных действий
необходимо:
развитие у учеников с ОВЗ способности принимать, сохранять и выполнять учебную задачу; осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Развитие коммуникативных УДД существенно зависит от уровня речевого развития. Ограниченность словарного запаса, нарушения лексико- грамматического строя речи, страх речевой коммуникации (скажу не так, меня не поймут или поймут неправильно), не позволяет адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и ст роить взаимодействие, подбирать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей. В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий
необходимо:
развитие у учеников с ОВЗ умений осуществлять общение на основе устной речи (слухозрительно воспринимать обращенную речь и быть понятым собеседником); выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их; участвовать в диалоге в знакомых коммуникативных ситуациях при использовании отработанной лексики разговорного и учебно – делового характера; выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Познавательные УУД во многом зависят от уровня понимания обучающимися устной и письменной речи. Сложно работать с любой информацией, обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию признаков. Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности, т.к. программа усложняется, увеличивается объем информации. В сфере познавательных универсальных учебных действий
необходимо:
развитие умений осуществлять вероятно стно е прогнозирование воспринятой на слух и слухозрительной речевой информации на основе анализа и синтеза принятых элементов речи при опоре на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; развитие (с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов – стационарной и индивидуальных слуховых аппаратов) речевого слуха; создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к естественной, навыков самоконтроля произносительной стороны речи, умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, поза, пластика и др.); совершенствование произношения; формирование произносительной стороны устной речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. Понимая сложность проблемы, создание программы формирования УУД, должно быть результатом коллективного творчества, всех педагогов образовательного учреждения. Таким образом, педагогическому коллективу предстоит большая аналитическая работа по планированию результатов усвоения обучающимися с ОВЗ универсальных учебных действий, в зависимости от вида и степени выраженности нарушения. Список литературы: 1. Лубовский В.И. Специальная психология 2 .Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3 . Е Г. Речицкая Сурдопедагогика 4 Т.А. Власова, М.С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. 5. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Психология глухих детей


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники