Автор: Переверзьева Наталья Станиславовна Должность: учитель математики Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Дубны Московской области, лицей № 6 имени академика Г.Н. Флёрова Населённый пункт: город Дубна Наименование материала: Доклад на педагогическом совете лицея Тема: Размышления о современном учителе Раздел: полное образование
Размышления о своевременном учителе
Педагогический совет, ноябрь 2016 года
Учитель математики Переверзьева Н.С.
Нет, наверное, в мире другой такой профессии, которая привлекала бы к себе столько
внимания, как профессия учителя. О том, каким должен быть учитель, рассуждают не
только в школе, об этом говорят буквально все: и родители, и дети, и вообще буквально все.
Говорят о нас по – разному: с восхищением и разочарованием, с восторгом и обидой.
Именно в этом и состоит особенность нашей работы, мы всегда работаем под пристальным
вниманием окружающих, а это значит, что мы постоянно испытываем большой груз
ответственности
за
нашу
работу,
а
к
личности
учителя
и
его
моральному
облику
предъявляются повышенные требования.
Каким должен быть современный учитель? Талантливым или просто «хорошим
специалистом»? Ответ здесь может быть неоднозначным. С одной стороны, надо подумать,
сколько у нас в школах талантливых детей и всем ли нужны талантливые учителя? Или,
просто
нужны
специалисты
своего
дела,
которые
научат,
сформируют,
покажут,
воспитают? Наверное, нужны и те, и другие, но, разумнее всего было бы видеть в школе
все-таки специалистов, в которых сочетается талант с умением методично «вкладывать» в
детей все, что умеешь сама. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам
быть способен учиться у своих учеников.
Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы должны сделать так,
чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки. Не раз задумывалась над тем,
почему
грамотный,
знающий
предмет
учитель,
не
может
хорошо
учить
детей.
Дать
интересный урок – это всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет,
еще не значит быть педагогом. Да, не спорю, учитель должен идти в ногу со временем,
использовать в своей работе инновации, различные методики. Но прежде всего он должен
быть человеком с большой буквы. Вот, например, каких учителей мы помним из нашей
школьной жизни? Конечно, в первую очередь, тех, которые оставили след в наших душах
на всю оставшуюся жизнь. У меня, слава богу, были такие учителя; учителя, которые давали
не только хорошие знания, но и были чуткими, добрыми, понимающими, любили и уважали
нас, ценили наши успехи.
Я, вообще, в смысле преподавательского окружения, счастливый человек. Общий
педагогический стаж нашей семьи на данный момент составляет 160 лет. Поэтому, конечно,
мое отношение к нашей профессии особенное. Наверное, многие замечали, что порой
высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых
своей глубиной. Я сама была ребенком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального
учителя. Перед собой я видела доброго, понимающего человека. Мне хотелось, чтобы
учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Что же сейчас, спустя много лет,
может измениться в мечтах детей? Как ни странно, современные дети мечтают о том же
самом.
Вот выдержки из размышлений моих бывших выпускников о том, каким должен
быть учитель: «Учитель должен быть справедливым, умным и добрым. Каждый учитель
должен быть немного психологом, чтобы найти общий язык с детьми. Я считаю, что
учителям нужно ставить памятник при жизни, потому что это очень сложная профессия.
Неприязнь к учителю сказывается на учебе ученика, ему не хочется идти на урок, пропадает
интерес к данному предмету. А уважение к учителю, в свою очередь, стимулирует ученика
на хорошие результаты в учебе. Я считаю, что учителем надо родиться. Эта профессия
дается человеку от бога».
Главная формула учительского успеха – это признание, когда видишь отражение
того,
что
хотелось
получить
в
результате
проведенной
работы,
в
глазах
учеников,
родителей, коллег, окружающих.
Подитоживая свои размышления, делаю вывод о том, каким же должен быть современный
учитель? Он должен:
•
Делать людям добро;
•
Стараться помогать тому, кто рядом;
•
Регулярно пополнять и совершенствовать свои знания;
•
Соответствовать времени, в котором живет и месту, которое занимает;
•
Не боится брать на себя ответственность;
•
Бывает постоянно в поиске;
•
Не опускает руки, если что-нибудь не получается;
•
Стремиться больше знать, чтобы лучше разбираться, понимать, находить решения,
дающие наилучший результат.
Все
это
вместе:
любовь
к
своему
делу
+
вдохновение
+
компетентность
+
дальновидность и есть составляющие нашего с вами профессионального успеха.
В этом году у меня нет классного руководства. Это, с одной стороны, радует, а с
другой стороны, вызывает нехватку эмоций, которые я испытывала, находясь рядом со
своими детьми на протяжении последних семи лет. И когда в День учителя мне позвонили
мои прошлогодние выпускники, поздравили и поблагодарили за то, что все эти годы я учила
их и была с ними рядом, я ощутила себя самым счастливым человеком. Такие слова для нас
много значат. Быть хорошим учителем очень трудно, но после таких слов благодарности
сил прибавляется и кажется, что счастливее нас, учителей, в этой жизни никого нет.
Всем Вам, мои дорогие коллеги, благодарных учеников и адекватных родителей!