Инновации в дошкольном образовании. Электронный учебник.
Автор: Койкова Анна Валерьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Лесная сказка" Населённый пункт: п. Лонгъюган Надымского района Наименование материала: Обобщение опыта Тема: Инновации в дошкольном образовании. Электронный учебник. Раздел: дошкольное образование
Электронный учебник
КОЙКОВА А.В.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
П.ЛОНГЪЮГАН
О сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух!
М. Ломоносов
Иннова́
ция (англ. innovation) — это внедрённое
новшество, обеспечивающее качественный рост
эффективности процессов или продукции, востребованное
рынком.
Инновации в сфере образования — все, что связано с внедрением в практику
передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в
современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений,
навыков, на формирование личности. Изменения продиктованы временем, изменением
отношения к обучению, воспитанию, развитию.
Новый этап развития системы образования также ставит перед нами новые
задачи. С 14 ноября 2013 года МИНЮСТе Российской Федерации зарегистрирован
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
который ставит перед современным педагогическим обществом следующие задачи:
◦
сформировать общую культуру воспитанников, развивать их нравственные,
интеллектуальные, физические, эстетические качества, инициативность,
самостоятельность и ответственность, формировать предпосылки учебной
деятельности;
◦
обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования
образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
◦
обеспечить преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой
образования со всей остротой поставил перед педагогами нашего ДОУ
проблему
повышения
уровня
предшкольного
образования.
Решению
таких
сложных задач
может помочь использование компьютерных
средств
в
образовательном
процессе
ДОУ.
В
ходе
работы
с
использованием
электронного
устройства
дошкольники
осваивают
новые виды деятельности: компьютерное конструирование, творческое
экспериментирование
и
др.
При
этом
начинают
активно
включаться
мыслительные
процессы,
развиваются
внимание
и
память.
У
детей,
осваивающих
работу
на
«миникомпьютере»,
значительно
повышается
самооценка, уверенность в своих силах, самостоятельность. Выполняя
различные
операции на сенсорном экране электронного учебника с
помощью руки или стилуса, дети учатся планировать свои действия во
внутреннем и внешнем планах, контролировать их и вносить изменения,
если это необходимо.
Поэтому
разработка
проекта,
нацеленного
на
формирование
предметной
и
психологической
готовности
ребенка
к
успешному
обучению в школе через внедрение в образовательный процесс ДОУ
электронного
учебника
в
условиях
нашего
детского
сада
стала
актуальной .
П
А
С
П
О
Р
Т
проекта
Цель
дальнейшей
работы
:
Цель
программы:
формирование
предпосылок
учебной
деятельности, через развитие психологической готовности к школе
у старших дошкольников.
Задачи:
o
способствовать
формированию
у
детей
внутренней
учебной
мотивации (мотивационная готовность);
o
способствовать
оформлению
волевого
действия:
способность
ставить
цель
действия,
контролировать
выполнение
задания,
доводить
решение
до
конца,
оценивать
результат
(волевая
готовность);
o
сформировать активности познавательных процессов: внимания,
п а м я т и ,
ло г и ч е с ко го
м ыш л е н и я ,
р еч и ,
в о о б р а ж е н и я
(интеллектуальная готовность к школе).
Разработка
образовательной
программы «Дошколенок»
с учетом содержания
комплекта электронных
изданий, предназначенных
для дошкольной и
предшкольной подготовки,
реализованных на
устройствах
enTourage Pocket eDGe
«Предшкола нового
поколения»
Психологическая готовность к школе
Психологическая
готовность
к
школе
–
комплексная
характеристика,
включающая
определенный
уровень
развития
мыслительной
деятельности,
познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной
деятельности и социальной позиции школьника. (Л.И. Божович)
Параметры психологической готовности
Интеллектуальная
готовность:
-
развитие мыслительных
процессов;
-
разных видов памяти;
-
произвольного внимания.
Мотивационная
готовность:
-
внутренняя мотивация;
-
готовность принять
социальную позицию
школьника.
Волевая готовность:
- оформленность волевого
действия (способность
поставить цель, принять
решение, построить план,
выполнить его, преодолеть
препятствие, оценить результат).
I этап
Организационный
•
Создание творческих групп
из высококвалифицирован
ных и творческих
специалистов для работы по
проекту
•
Приобретение комплекта
электронных устройств
enTourage Pocket eDGe
(электронных учебников)
и
учебно-методического
комплекта «Предшкола»
II этап
Внедрение
III этап
Результативный
Повышение доли воспитанников ДОУ, имеющих высокий уровень готовности к школьному
обучению
(до
99%)
и
доли
выпускников,
успешно
овладевших
о с н о в н о й
общеобразовательной программой (с 55% до 90%).
Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в
дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Раскрытие
личностного
потенциала
детей,
формирование
социальных
черт
личности
будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к
систематическому обучению.
Интеграция
информационных
технологий
(электронного
учебника)
в
образовательный
процесс ДОУ.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Повышение педагогической культуры родителей.
Перспективы работы
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к
организации и формам работы в системе образования.
Реализация в МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» проекта «Электронный учебник в ДОУ,
как
средство
повышения
уровня
готовности
детей
к
обучению
в
школе»
позволяет
выпускникам ДОУ успешно адаптироваться на начальном этапе обучения и способствует
повышению уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Внедрение
электронного
учебника
в
ДОУ
обеспечивает
вариативность
и
разнообразие
содержания
образовательных
программ
и
организационных
форм
уровня
дошкольного
образования.
Реализация образовательной программы «Дошколенок» способствует формированию общей
культуры
воспитанников,
развития
их
нравственных,
интеллектуальных,
физических,
эстетических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности,
формированию предпосылок учебной деятельности. Все это позволяет говорить об активном
внедрении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
в
дошкольном
учреждении.
Дальнейшее развитие проекта заключается в трансляции опыта работы ДОУ по данному
направлению.