Напоминание

Буквенная запись свойств сложения и вычитания


Автор: Шиляева Елена Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№20"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока.
Предмет_математика Класс 5 УМК__Виленкин Н.Я и др. «Математика 5» Тема урока: Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
закрепить свойства сложения и вычитания, вырабатывать навык использования этих свойств для удобства вычислений и упрощения буквенных выражений при решении практико-ориентированных задач.
Задачи урока:
Образовательные: повторить свойства сложения и вычитания, учиться применять их при упрощении вычислений и упрощении буквенных выражений; формировать вычислительные навыки. Развивающие: развитие познавательных интересов, самостоятельности, грамотной речи, внимания, логической мыслительной деятельности. Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к Родине, к малой Родине; воспитывать наблюдательность и внимательность; воспитывать умение слушать и оценивать друг друга и себя.
Методы обучения
: информационно-коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, решение задач, работа в парах.
Структура урока:
1) организационный момент (2 мин) 2) проверка домашнего задания (4 мин) 3) повторение свойств - работа в парах (6 мин) 4) решение задач (15 мин) 5) динамическая пауза (3 мин) 6) самостоятельная работа, самопроверка (10 мин) 7) домашнее задание (3 мин) 8) подведение итогов, рефлексия (2 мин)
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, мультимедиа презентация, лист самоконтроля.
Ход урока

Этап урока
1
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, организация внимания, формулировка целей урока и плана. Учитель: - Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать с замечательной китайской пословицы, ребята посмотрите на доску:
«
Расскажи и я забуду
,
покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму
»


Что бы мы ни делали в жизни ребята, если нам расскажут как это делать- мы забудем, покажут- мы запомним, а если дадут попробовать, то мы поймём! Так и в математике. И сегодня на уроке мы с вами повторим свойства сложения и вычитания натуральных чисел, будем их применять при решении задач и напишем самостоятельную работу в конце урока. На доске Слайд 1 2
Проверка домашнего задания.
Учитель: -Давайте-ка мы с вами проверим наше домашнее задание Слайды 2,3,4
Учащиеся проверяют своё домашнее задание по образцу на слайде и оценивают себя. -А теперь в лист самоконтроля поставьте себе оценку за домашнее задание. 3
Работа в парах.
Учитель: -Дома вам ещё нужно было выучить свойства. И сейчас вы расскажете их друг другу, и ваш сосед поставит вам оценку за эту работу. Учащиеся работают в парах по следующей карточке.
Расскажи свойство соседу по парте и соедини стрелкой это свойство с

соответствующим примером

а + b = b + a

144 + 0= 0 + 144 = 144

а + (b + с) = (а + b) + с = а + b + c

35 – 0 = 35; 47 – 47 =0

а + 0 = 0 + а = а

(29 + 179) – 79 = 29 + (179 – 79)

а – (b + с) = а – b – c

92 + 18 = 18 + 92

(а + b) – с = а + (b – c),

если с<b или с=b

(а + b) – с = (а – c) + b,

если с<а или с=а

1500 + ( 500 + 1889) =(1500 + 500) + 1889

2000 – (1000 + 275)= 2000 – 1000 – 275

а – 0 = а; а – а = 0

(335 + 89) – 35 = 89 + (335 – 35)
Учитель: -Поставьте оценку своему соседу в его лист самооценки. Молодцы! Слайд 5 4
Решение задач.
Учитель: -Так случилось, что мы с вами сегодня урок математики проводим в кабинете истории. Ребята, как вы думаете, у этих двух наук есть точки соприкосновения? В истории нужны знания математики? Где? Учащиеся отвечают. (летоисчисление, век, год) - А мы с вами сейчас на конкретных задачах посмотрим как математика может служить истории, истории нашего края. Задача №1. Решаем устно. Годом основания Ижевска считается 1760 год. Сколько лет нашему городу будет в наступающем 2014 году? Учащиеся отвечают: 2014-1760=254 года. -Назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность. Учащиеся отвечают. -
Запишите в тетради число, классная работа.
Задача №2. Составь к задаче числовое выражение и найди его значение. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Удмуртии городское население составляет 1053300 человек, а в сельской местности проживает на 585600 человек меньше. Сколько всего жителей проживает в Удмуртии по данным переписи населения? Учащиеся работают в тетрадях и составляют выражение 1053300+(1053300-585600). Дома нужно будет найти его значение, поэтому в тетради оставили место для записи решения. Слайд 6 Слайд 7
Учитель: -Ребята, 2013 год в нашей стране объявлен Годом охраны окружающей среды. А как вы считаете, почему нужно охранять окружающую среду? Количество машин у нас увеличивается с каждым годом, это влияет на состояние окружающей среды? Задача №3. Составьте к задаче буквенное выражение и найдите его значение при а=8000. В конце 2008 года в Ижевске было зарегистрировано 98828 транспортных средств. Какое количество транспортных средств будет к концу 2013 года, если ежегодно их количество увеличивается на а? Ученики работают в тетрадях и составляют выражение: 98828+а+а+а+а+а=98828+5а. Затем вместо а подставляем 8000, окончательный ответ 138828 транспортных средств. Слайд 8 5
Динамическая пауза.
Учитель показывает компоненты примеров на доске, а дети в это время совершают следующие действия: уменьшаемое –ХЛОПОК, вычитаемое- ПРИСЕСТЬ, слагаемое- ВСТРЯХНУТЬ КИСТИ. Примеры выписаны на доске: (98+47)-58; (97+93)-95; 132+15+28; 243-(80+43). Учитель: -А теперь давайте эти примеры прорешаем устно, называя применяемые свойства. Учащиеся устно решают. Слайд 9 На доске 6
Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант.
1.
Запишите выражение: а) сумма 89 и а б) разность 56 и 8 + m; в) сумма 23 + b и а – 67;
2.

Примените свойства сложения и вычитания и упростите

выражение:
а) 57 + b + 13 = б) 670 – (70 + а)= в) (х + 156) - 56= г) х – 89 - 0 = д) 67 – 67 =
3.

Упростите выражение
178 + х – 108
и найдите его значение при
х = 456.
4.

Дополнительное задание.
Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы- одинаковые цифры, разные буквы- разные цифры. У-Р=А:В=Н*Е=Н+И=Е (9-5=8:2=1*4=1+3=4) 2 вариант. 1. Запишите выражение: а) разность 123 и а б) сумма 6 и b + 89 в) разность а + 23 и b - 13
2. Примените свойства сложения и вычитания и упростите

выражение :
Слайд 10
а) 89+ х + 11= б) 456 – (56 + х)= в) (а + 234) - 34= г) у – 56 - 0 = д) 788 – 788 =
3. Упростите выражение
456 + х – 256
и найдите его значение при
х = 123. 4.
Дополнительное задание.
Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы- одинаковые цифры, разные буквы- разные цифры. У-Р=А:В=Н*Е=Н+И=Е (9-5=8:2=1*4=1+3=4). Учащиеся выполняют задания на листках самоконтроля, а затем самопроверка по готовым ответам на слайде. Слайд 11,12 7
Домашнее задание
.  Доделать задачу №2 в тетради. В тетрадях на печатной основе:  на странице 21 купить билет на скорый поезд;  на странице 23 узнать размах крыльев глухаря;  найти информацию про известного математика Франсуа Виета  Дополнительное задание. Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы- одинаковые цифры, разные буквы- разные цифры. У-Р=А:В=Н*Е=Н+И=Е. Слайд 13 8
Рефлексия.

Закончи одно или несколько предложений:
Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось… Я попробую… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни…
Какое у тебя настроение




 Спасибо за работу! Слайд 14 Слайд 15

Лист самоконтроля
учени___ 5 в класса ______________________ 1. Оценка за домашнее задание___ 2. Оценка за работу в парах____ 3. Оценка за самостоятельную работу по вариантам____ 4. Итоговая оценка__
Работа в парах.
Расскажи свойство соседу по парте и соедини стрелкой это свойство с соответствующим примером
а + b = b + a
342 + 0= 0 + 342 = 342
а + (b + с) = (а + b) + с = а + b + c
789 – 0 = 789; 50 – 50 =0
а + 0 = 0 + а = а
(68 + 237) – 37 = 68 + (237 – 37)
а - (b + с) = а - b - c
111 + 9 = 9 + 111
(а + b) - с = а + (b – c), если с<b или с=b

(а + b) - с = (а – c) + b, если с<а или с=а
1200 + ( 800 +589) =(1200 + 800) + 589 883 – (683 + 167)= 863 – 683 - 167
а – 0 = а; а – а = 0
(245 + 56) – 45 = 56 + (245 – 45)
Самостоятельная работа.

1 вариант.

1.
Запишите выражение: а) сумма 89 и а б) разность 56 и 8 + m в) сумма 23 + b и а – 67
2.
Примените свойства сложения и вычитания и упростите выражение: а) 57 + b + 13 = б) 670 – (70 + а)= в) (х + 156) - 56= г) х – 89 - 0 = д) 67 – 67 =
3.

Упростите выражение
178 + х – 108
и найдите его значение при
х = 456. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
4. Дополнительное задание. Расшифруй ребус.
Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы - одинаковые цифры, разные буквы- разные цифры. У-Р=А:В=Н*Е=Н+И=Е

Лист самоконтроля
учени___ 5 в класса ______________________ 1. Оценка за домашнее задание___ 2. Оценка за работу в парах____ 3. Оценка за самостоятельную работу по вариантам____ 4. Итоговая оценка__
Работа в парах.
Расскажи свойство соседу по парте и соедини стрелкой это свойство с соответствующим примером
а + b = b + a
342 + 0= 0 + 342 = 342
а + (b + с) = (а + b) + с = а + b + c
789 – 0 = 789; 50 – 50 =0
а + 0 = 0 + а = а
(68 + 237) – 37 = 68 + (237 – 37)
а - (b + с) = а - b - c
111 + 9 = 9 + 111
(а + b) - с = а + (b – c), если с<b или с=b

(а + b) - с = (а – c) + b, если с<а или с=а
1200 + ( 800 +589) =(1200 + 800) + 589 883 – (683 + 167)= 863 – 683 - 167
а – 0 = а; а – а = 0
(245 + 56) – 45 = 56 + (245 – 45)
Самостоятельная работа.

2 вариант.
1. Запишите выражение: а) разность 123 и а б) сумма 6 и b + 89 в) разность а + 23 и b - 13
2. Примените свойства сложения и вычитания и упростите выражение
: а) 89 + х + 11= б) 456 – (56 + х)= в) (а + 234) - 34= г) у – 56 - 0 = д) 788 – 788 =
3.

Упростите выражение
456 + х – 256
и найдите его значение при
х = 123. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
4. Дополнительное задание. Расшифруй ребус.
Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы - одинаковые цифры, разные буквы- разные цифры. У-Р=А:В=Н*Е=Н+И=Е

Закончи одно или несколько предложений:
Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось… Я попробую… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни…
Какое у тебя настроение





Спасибо тебе за плодотворную работу!


В раздел образования