Конспект открытого занятия в старшей группе :" Огонь -друг, огонь -враг" .
Автор: Кухаркова Юлия Егоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 Населённый пункт: п.Тучково Рузский р-н Московская область Наименование материала: конспект Тема: Конспект открытого занятия в старшей группе :" Огонь -друг, огонь -враг" . Раздел: дошкольное образование
Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков
осознанного, безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные
• формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара;
• закреплять знания о мерах предотвращения пожара;
• закреплять знания о правильных действиях при возникновении пожара.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Развивающие
• Развивать умение реально оценивать возможную опасность;
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику
страха перед огнем;
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в
трудных ситуациях.
Интеграция образовательных областей: познание, социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Предварительная работа:
1. Беседа о профессии «Пожарный».
2. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
3. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
4. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н.
Толстого; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака,
рассматривание иллюстраций к ним.
5. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы. Уроки
осторожности»
1
1 слайд – титульный лист
2 слайд
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы поймете, о чем сегодня пойдет
речь:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Дети :(огонь)
Воспитатель: правильно ребята, это огонь.
3 слайд
Воспитатель:
Огонь издавна был другом человека. Наши древние
предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его
живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
Он
помогал людям бороться за существование.
4 слайд
Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе
со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего
человека.
5 слайд
Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Но другом и
помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает
готовить пищу.
6 слайд
Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки.
А чаще
всего на газовой или электрической плите.
7 слайд
2
А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На
кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в
мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки,
автомобили и самолёты.
8 слайд
Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ею?
Сила огня!
9 слайд
Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце?
10 слайд
Это – тоже огонь.
Оно – огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы,
неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Сила у друга – огня – большая - пребольшая!
11 слайд
Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать
страшным, коварным врагом.
Выйдя из повиновения, может уничтожить и
дом, и деревню, и лес.
12 слайд
Огонь не щадит ничего и никого. Страдают люди, дети. Чтобы этого не было,
дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, быть внимательными.
Воспитатель: Наши ребята подготовили для вас небольшое выступление о
причинах возникновения пожаров. Давайте внимательно послушаем.
1 Ребенок
Сам костер не разжигай,
И другим не позволяй:
Даже крошка огонек
От пожара не далек.
2 Ребенок
Для забавы для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
3
Но много может делать зла.
3 Ребенок
Не бери из печки жар,
Ведь и он хранит пожар.
Уголек хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
4 Ребенок
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старший друг.
Воспитатель: Спасибо ребята, надеюсь вы все запомните эти правила и
будите их соблюдать. А теперь я предлагаю вам встать в круг. Давайте
вспомним с вами русскую народную потешку «Тили – тили- тили – бом…»
13 слайд
Физминутка.
Тили, тили, тили бом (дети раскачиваются вправо-влево),
Загорелся кошкин дом (руки над головой, размахивают вправо — влево).
Идет дым столбом (руки над головой, дети тянутся на носочках вверх).
Бежит курочка с ведром (бег на месте),
Поливает кошкин дом (показывают, как «поливают из ведра»).
Раз-раз-раз-раз (руки над головой, размахивают вправо - влево)
И огонь погас (руки опустили вниз, дети приседают).
Воспитатель: Молодцы, ребята присаживайтесь на стульчики, предлагаю вам
ответить на мои вопросы.
Воспитатель: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
14 слайд
Дети: По номеру 01.
4
Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Предположения детей.
Воспитатель: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер
телефона. А чего нельзя делать, если случился пожар?
Дети: Если случился пожар нельзя оставаться в квартире. В комнате
прятаться под кроватью, в шкафах тоже нельзя. Нужно быстро выбежать на
улицу и позвать на помощь.
Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого
люди теряют сознание. Как себя можно защитить от дыма?
15 слайд
Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом, смоченным
водой.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать
вопросы, а вы должны хором ответить, если согласны «Это я, это я, это все
мои друзья», а если не согласны, то промолчать. Будьте внимательны.
Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?
Кто из вас заметив дым,
Набирает 01?
Кто забыл вчера из вас
Отключить в квартире газ?
Кто свечей не зажигает,
И другим не разрешает?
Дым, увидев, не зевая,
Кто пожарных вызывает?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто из вас, ребята, знает,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром.
-Кто, услышав запах гари сообщает о пожаре?
5
-Кто из вас заметив дым, говорит - пожар, горим?
-Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
-Кто костров не разжигает и другим не позволяет?
-Кто поджег траву у дома, подпалив ненужный сор, а сгорел гараж знакомых
и строительный забор?
-Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке, загорелся старый стол, ели сам
живой ушел?
-Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?
-Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, что можно делать, а что
нельзя.
16 слайд-19 слайд
Игра «Огнеопасные предметы»
Воспитатель: Скажите, как называется профессия людей, которые приходят
на помощь во время пожаров?
20 слайд
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Что вы знаете о форме пожарного?
21 слайд
Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не
горит в огне.
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальные теплозащитные
костюмы, защищающие их от огня и дыма. На голове у них каска, штаны и
куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. А
противогаз защищает от дыма. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь
упадет.
Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар-это очень опасно, а тушить
пожар нелегко. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания,
спасают людей. Пожар тушат водой или специальной пеной.
6
22 слайд
Игра «Что нужно пожарному».
Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.
23 слайд
Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные
машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда
они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав
громкий звук пожарной сирены.
24 слайд
У пожарной службы есть не только пожарные машины, а и пожарные поезда,
25 слайд
самолеты,
26 слайд
Вертолеты
27 слайд
и пожарные катера.
Игра
28 слайд
Воспитатель: Во всем мире профессия пожарного считается одной из самых
опасных.
29 слайд
Как в настоящем бою, пожарные несут тяжелые потери в борьбе с огнем,
постоянно живут напряженной, полной тревог и опасностей жизнью. Этим
людям нужно низко поклониться за их труд.
30 слайд, 31 слайд
Необходимо уважать их профессию и быть благодарными за труд этих
людей, за готовность рисковать своей жизнью, чтобы спасти от беды других.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети: Смелым, Выносливым, Храбрым, Отважным, Сильным, Умным,
Мужественным.
7
Игра
Воспитатель: Ребята, я предлагаю нам сделать плакат об опасности, которую
несет огонь и о пользе огня, на правую сторону мы наклеим картинки, в
каких ситуациях огонь наш друг, а на левую – в каких ситуациях он наш враг.
Дети коллективно приклеивают картинки, создают плакат о пожарной
безопасности.
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный плакат у нас получился, мы
поместим его на стену в прихожей. Он нам будет напоминать о правилах
пожарной безопасности. Вы сможете показать его родителям, им тоже будет
полезно вспомнить правила пожарной безопасности. Спасибо ребята, вы
сегодня показали свои знания пожарной безопасности , правильно ответили
на мои вопросы.Что нового узнали? Что было самым сложным, какое задание
было легким, что понравилось?..
Рефлексия
-Какие беды приносят пожары?
- Что полезного нам приносит огонь?
- Какие правила пожарной безопасности вы знаете?
- Что нужно делать, когда начался пожар?
- Кто проходит на помощь во время пожара?
- Как вызвать пожарную команду по телефону?
-Как одет пожарный?
-Для чего нужна каска пожарному?
-Для чего нужен противогаз пожарному?
8