Напоминание

"Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников"


Автор: Марина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 "Золотой Ключик"
Населённый пункт: станица Багаевская
Наименование материала: Статья
Тема: "Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:
«Цвет в детском

изобразительном творчестве дошкольников»
«Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии, более утонченном, нежели слова...» (В. Вакенродер) Что такое цвет? Из чего он состоит? Почему один веселый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности. Из собственного опыта знаю, как важно: - дать знания об основных и составных цветах; - научить свободному смешиванию трех гуашевых красок: синей, желтой, красной; смешиванию одной из них с белой или черной краской; - научить правильному подбору цветовых сочетаний («читая» их, ребенок видит мир глазами мастера, художника, впитывает его мысли, чувства, настроение; это обогащает мировоззрение ребенка и помогает ему освоить художественный «язык» цвета); - придавать особое значение выбору цветовой гаммы (здесь у каждого ребенка свои пристрастия: одни отдают предпочтение теплым цветам и оттенкам; других же больше привлекают синий спектр и холодные цвета); - научить ребенка видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств. Итак, цвет - световой ток чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребенка, радость, удивление, неожиданность, сюрпризность. С помощью цвета можно делать настоящие чудеса. По программе дети еще не должны знать оранжевый и розовый цвета. Воспитателям важно знать, что требования программы - это тот минимум, которым должны овладеть все дети. Если же ребенок в жизни сталкивается с предметом неизвестного ему цвета, нужно
назвать цвет правильно, не настаивая на его запоминании. Но если ребенок запомнит названия цветов, которые не обозначены в программе, в том нет никакого нарушения - это обогатит его представления. С 2006 года я в своей образовательно-воспитательной работе использую элементы программы эстетического воспитания «Красота. Радость. Творчество», авторами которой являются Комарова Т.С., Антонова А.В. , Зацепина М.Б., Размыслова А.В. В название заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передавать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество. Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств), художественно- творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего детей мира. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. И наиболее успешно его развитие осуществляется под руководством взрослого (педагога, родителя), и эта работа ведется не от случая к случаю, а систематично и последовательно. Ведь дети могут многого не замечать в силу синкретичное™ (слитаости) восприятая, очень небольшого опыта, неразвитой способное™ вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг. Педагогам и родителям предстоит научить их видеть предметы, объекты природы во всем богатстве их признаков: формы, величины, строения, цвета и др. Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойство по- разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном
искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа. Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки (ведь готовая краска часто не соответствует реальному цвету предмета или задуманному детьми), ребенку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно. Работа по формированию у детей знания различения, называния цветов и оттенков, умение выделять цвета окружающих предметов, умение сравнивать предметы окружающего мира по цвету, устанавливать сходство и различие их по цвету может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей: в процессе разнообразных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных) на занятиях (по ознакомлению с искусством - классическим и народным, по изобразительной деятельности, художественно-речевых - в сказках, рассказах, стихотворениях персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет, часто определяющий предмет - «колокольчик голубой», «лебедь белая», «серый волк» и т.п.); работа по развитию чувства цвета может осуществляться на прогулках, экскурсиях, в процессе целенаправленных наблюдений. Вся эта педагогическая деятельность должна осуществляться во взаимосвязи. И конечно, особое место занимают в этом процессе искусство и изобразительная деятельность детей. Воспитателям ни в коем случае не следует называть неправильный цвет предмета (например, морковь красной, розовую ленточку красной, как иногда бывает в практике), потому в своей работе большое внимание я уделяю формированию чувства цвета у детей и считаю, что умение различать, называть и использовать различные цвета и оттенки имеет
большое значение для развития личности в целом и для овладения детьми изобразительной деятельностью. Цвет является важным признаком предмета и при создании изображения в рисунке выступает одним из главных средств выразительности. Развитое зрительное эстетическое восприятие предполагает хорошо сформированное у детей умение предмет в повседневной жизни и действуя с ним, ребенок далеко не всегда вычленяет и осознает его форму... Ребенка непосредственно привлекает цвет. Признавая большое значение цвета в детском рисунке, мы считаем необходимым в первую очередь рассмотреть рисунок со стороны передачи в нем формы, цвета»... - писала Е.А. Флерина в своей работе «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Воспитатель при обучении обязательно должен учитывать эмоциональный характер цветового решения, так как цвет выступает для ребенка средством выражения его эмоционального состояния. При правильном руководстве изобразительной деятельностью отношение ребенка в старшем дошкольном возрасте к цвету меняется. Возникает стремление к цветовому соответствию изображения реального предмета. Крупный ученый и исследователь детского творчества Н.П. Саккулина по-новому освещает вопрос эмоционального восприятия цвета ребенком. В ее исследованиях, посвященных изобразительной деятельности детей в период дошкольного возраста, ставиться вопрос о более глубокой и разносторонней художественной подготовке детей, в основе которой лежит развитие цветоощущений. На этой основе в дальнейшем может формироваться система обобщенных представлений о цветах, цветовых отношениях, сочетаниях, в результате чего развивается образное видение детей, формируется их представление о прекрасном. «Педагогическая задача заключается в том, - пишет Н.П. Саккулина, - чтобы все полнее раскрыть перед детьми многоцветность окружающей их действительности, учить видеть эту многоцветность, понимать и любить красоту в жизни. Вместе с тем следует искать возможность развивать присущую детскому рисунку декоративную многоцветность. В лучших образцах детского творчества мы видим счастливое сочетание реализма и декоративности». Издавна цвет счигался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти.
Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, желтый). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство с искусством и природой. Интерес к цвету формируется у детей, по-моему, дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Это умение, несомненно, играет существенную роль в детском изобразительном творчестве. Специальное внимание нужно уделять развитию восприятия цвета и его передаче в рисунке и считаю, что при обучении детей рисованию большое внимание необходимо уделять передаче цвета объектов, являющегося важным их свойством. Воспринимая постепенно и должен строиться с учетом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Еще хочется отметить, из собственного опыта, что ребенка привлекает не столько внешняя сторона цветов, сколько их соединение, соотношение, но чтобы ребенок понял это соотношение цветов, взрослый должен ему помочь.


В раздел образования