Напоминание

Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания


Автор: Гамова Елена Николаевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: МДОУ "Детский ад №4 "Калинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Валуйки
Наименование материала: статья
Тема: Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование отечественных традиций и современного опыта в

области патриотического воспитания
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Но как воспитать преданность Отечеству и гордость за него? Самый благоприятный путь - возрождение забытых национальных ценностей. Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «суеверное», а каждодневное обращение к нему диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Россия, родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно то, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего величавую и трагическую историю. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Поэтому педагог должен быть сам патриотом, чтобы пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам и т.д., в котором народ оставил нам ценное из своих культурных достижений. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не секрет, что представления выпускников детских садов о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Это происходило потому, что в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформированы слишком обще. Совершенно необозначенными оставались методы и средства решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщить детей к национальной культуре. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя начинаем открывать. Это относится и к прошлому нашего народа. Работая с детьми, наш коллектив считает необходимым донести до сознания своих дошкольников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят на национальных традициях. В занятия, экскурсии, развлечения, праздники, выставки и повседневную жизнь дошкольников включается знакомство с произведениями разных жанров устного народного творчества, разучивание хороводных и подвижных народных игр Белгородчины, инсценирование
картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек небылиц. Система работы привела к созданию этнографического музея «Русская изба». Широко представлены в экспозиции музея кухонная утварь, цветные вышивки и тканые изделия, орудия труда, мебель. Музей выполняет функции: систематизация, сохранение и демонстрация подлинников. Кроме того, этнографический музей выступает как особая форма дополнительного образования. Существенную помощь в развитии патриотического воспитания детей через ознакомление с русскими национальными традициями оказали нам родители. Нами было проведено анкетирование с целью выявления путей взаимодействия семьи и образовательного учреждения в воспитании детей с использованием народных традиций. В работе с родителями мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительских клубов, беседы, консультации позволили увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками. В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Проведение календарно-обрядовых и православных праздников стало традиционным. Результаты диагностирования показывают, что дети умеют самостоятельно играть в подвижные и хороводные народные игры, имеют представление о народных промыслах, знают произведения словесно- поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, знакомы с жизнью отечественных святых. Работа, проводимая нами в данном направлении, позволила организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «педагоги-дети-родители».


В раздел образования