Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания
Автор: Гамова Елена Николаевна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности Учебное заведение: МДОУ "Детский ад №4 "Калинка" комбинированного вида" Населённый пункт: г. Валуйки Наименование материала: статья Тема: Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания Раздел: дошкольное образование
Использование отечественных традиций и современного опыта в
области патриотического воспитания
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в
народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за
свой
народ,
поддерживают
интерес
к
его
истории
и
культуре.
Но
как
воспитать преданность Отечеству и гордость за него?
Самый благоприятный путь - возрождение забытых национальных
ценностей.
Детство-
то
время,
когда
возможно
подлинное,
искреннее
погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «суеверное»,
а каждодневное обращение к нему диктует и нетрадиционные подходы к
процессу воспитания.
Россия, родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку
слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно то,
чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского
народа, имеющего величавую и трагическую историю. Однако национальная
гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство.
Настоящий
патриот
учится
на
исторических
ошибках
своего
народа,
на
недостатках его характера и культуры. Поэтому педагог должен быть сам
патриотом, чтобы пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору, художественным промыслам и т.д., в котором народ оставил нам
ценное из своих культурных достижений.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не секрет, что
представления
выпускников
детских
садов
о
русской
культуре
были
отрывочны и поверхностны. Это происходило потому, что в «Программе
воспитания
и
обучения
детей
в
детском
саду»
задачи
по
знакомству
дошкольников
с
родной
культурой
были
сформированы
слишком
обще.
Совершенно
необозначенными
оставались
методы
и
средства
решения
данных
задач,
а
у
воспитателя
чаще
всего
не
было
соответствующих
материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе)
также не давала возможности реально приобщить детей к национальной
культуре.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя
начинаем открывать. Это относится и к прошлому нашего народа. Работая с
детьми, наш коллектив считает необходимым донести до сознания своих
дошкольников,
что
они
являются
носителями
народной
культуры,
воспитывать ребят на национальных традициях.
В занятия, экскурсии, развлечения, праздники, выставки и
повседневную
жизнь
дошкольников
включается
знакомство
с
произведениями разных жанров устного народного творчества, разучивание
хороводных
и
подвижных
народных
игр
Белгородчины,
инсценирование
картинок
из
бытовой
и
обрядовой
жизни,
проведение
пальчиковых
игр,
драматизация сказок, потешек небылиц.
Система работы привела к созданию этнографического музея «Русская
изба». Широко представлены в экспозиции музея кухонная утварь, цветные
вышивки и тканые изделия, орудия труда, мебель. Музей выполняет функции:
систематизация,
сохранение
и
демонстрация
подлинников.
Кроме
того,
этнографический
музей
выступает
как
особая
форма
дополнительного
образования.
Существенную помощь в развитии патриотического воспитания детей
через ознакомление с русскими национальными традициями оказали нам
родители. Нами
было проведено анкетирование с целью выявления путей
взаимодействия семьи и образовательного учреждения в воспитании детей с
использованием народных традиций. В работе с родителями мы старались
использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на
родительских
собраниях,
заседания
родительских
клубов,
беседы,
консультации
позволили
увлечь,
заинтересовать
родителей,
сделать
их
активными помощниками.
В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые,
впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались.
Проведение
календарно-обрядовых
и
православных
праздников
стало
традиционным.
Результаты диагностирования показывают, что дети
умеют
самостоятельно играть в подвижные и хороводные народные игры, имеют
представление
о
народных
промыслах,
знают
произведения
словесно-
поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, знакомы с
жизнью отечественных святых.
Работа, проводимая нами в данном направлении, позволила
организовать
сотворчество
детей,
родителей,
педагогов
в
совместном
процессе
освоения
традиционной
отечественной
культуры
и
создание
единого коллектива «педагоги-дети-родители».