Напоминание

Овощное ассорти


Автор: Эвальд Елена Рихардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 61"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: краткосрочный проект
Тема: Овощное ассорти
Раздел: дошкольное образование





Назад





Образовательный проект «Овощное ассорти»

Авторы - составители:
логопед Бобылева Татьяна Анатольевна воспитатель Эвальд Елена Рихардовна воспитатель Зыкова Екатерина Николаевна МАДОУ «Детский сад № 61» г. Сыктывкар
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный, коллективный
Продолжительность:
1 неделя (сентябрь, 2016г.)
Участники:
логопед, воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Развитие мышления, связной речи детей. Формирование навыков коллективного труда.
Актуальность:
Дети с общим недоразвитием речи в недостаточной степени имеют представления об овощах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживают и т.д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать прилагательные и глаголы к существительным. Дети с речевыми нарушениями не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предмет, так как у них крайне бедный словарный запас. Участие детей в проекте «Овощное ассорти» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности и поисковую деятельность детей.
Задачи:
 Расширять представления об овощах (овощи – это плоды растения, которые выращивают на огороде для употребления в пищу)  Уточнять представления о многообразии, полезных свойствах овощей, условиях и местах их произрастания.  Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.  Формировать умение составлять описание объекта (в нашем случае овощей), используя разные виды предложений, с опорой на модель.  Воспитывать чувство ответственности за коллективный результат работы, культуру поведения за столом при дегустации блюд.  Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями.

Создание условий для осуществления проекта:
- Оснастить книжный уголок дополнительной литературой, интересными книгами с яркими иллюстрациями про овощи. - Создать выставку из натуральных овощей «Гости с грядки», макет огорода. - Рекомендовать родителям почитать детям произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) об овощах. - Предложить родителям побеседовать дома с детьми о способах хранения овощей в домашних условиях, привлекать детей к процессу приготовления овощных блюд.
Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.
Задачи этапа: 1. Создание развивающей среды. 2. Подбор методической и художественной литературы. 3. Разработка плана мероприятий по теме. План мероприятий в рамках проекта:  Поисковая деятельность по подбору загадок, п о го во р о к , иллюстрированного материала по теме; рассматривание энциклопедий.  Рассматривание репродукций картин – натюрмортов с овощами.  Непосредственно образовательная деятельность по теме «Овощи».  Деятельность логопеда по лексической теме «Овощи».  Продуктивные виды деятельности по теме «Овощи».  Чтение произведений художественной литературы по теме: «Сказка о том, почему помидор стал красным», русская народная сказка «Вершки и корешки», Н. Носов «Про репку», «Огурцы».  Инсценировка «Сказка о том, почему помидор стал красным».  Чтение стихов про овощи, отгадывание загадок.  Проведение хороводных игр: «Есть у нас огород», «Огородник»; физ. минутки с элементами пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувима.  Дидактические игры и упражнения: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай овощ на ощупь», «Угадай на вкус», «Скажи наоборот», «Что лишнее», «Кто назовет больше качеств», «Вершки и корешки», «Кто больше назовет блюд», «Найди по описанию», «Мы считаем», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Узнай блюдо».  Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Основной этап.
Задачи основного этапа: 1. Расширять представления об овощах. 2. Обогащать словарь за счет обозначения качеств (вкус, цвет, величина и т.д.). 3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах.
Заключительный этап.
Задачи данного этапа: 1. Обобщить знания детей по теме «Овощи». 2. Формировать навыки совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
 Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом; ощущения удовлетворенности от этой деятельности.  Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Овощи»: - знать и называть овощи, их части; - владеть обобщающим понятием «овощи»; - определять овощи на ощупь, по вкусу, узнавать их по описанию; - находить сходства и различия по нескольким признакам; - составлять описательный рассказ об овоще с опорой на схему; - знать, где и как растут овощи, как за ними ухаживать, когда их убирают; - знать, о полезных свойствах овощей, что можно из них приготовить, как овощи заготавливают на зиму.
Продукт проектной деятельности
: изготовление салата из овощей.
Презентация проекта:
Заслушивание мини-рассказов «Овощной салат – полезен для ребят» с опорой на модель, дегустация овощного салата.
Деятельность в рамках проекта

Непосредственно образовательная деятельность
- Ребенок и окружающий мир (воспитатель). Цели: систематизировать знания детей об овощах (цвет, форма, вкус). Познакомить с условиями необходимыми для роста растений и стадиями развития овощей. Познакомить с понятиями «вершки», «корешки». Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, тактильное восприятие. - Развитие речи (логопед). Цели: обогащать глагольный словарь, активизировать предметный словарь по теме «Овощи». Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными («картофельное пюре»). Упражнять в правильном употреблении предлогов «с», «из» («с куста», «из земли»). Закреплять умение образовывать существительные в форме множественного числа именительного падежа. Развивать слуховое внимание и общую моторику.
- Развитие речи (воспитатель). Описательный рассказ об овощах. Цели: Учить составлять описательный рассказ об овощах, опираясь на схему; использовать выразительные средства при описании (прилагательные, сравнения); закреплять знания об овощах. - Развитие речи (логопед). Цели: Активизировать словарь по теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Учить составлять связный рассказ по картине «Наш огород» с опорой на образец логопеда. Закреплять умение воспринимать сюжетную картину в целом. Развивать зрительное и слуховое внимание, мимическую мускулатуру и мелкую моторику. - Лепка «Овощи с грядки» (воспитатель). Цель: закреплять умение точно передавать форму, пропорции овощей, используя усвоенные ранее приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его. - Аппликация «Овощи в корзинке» (воспитатель). Цели: Учить передавать форму, строение предметов, подбирать бумагу нужного цвета; продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы, красиво располагая вырезанные элементы на основе. - Рисование «Натюрморт с овощами» (воспитатель). Цель: Продолжать учить располагать предметы на весь лист. Закрепить умение передавать форму, цвет, величину овощей. Активизировать словарь.
Совместная деятельность педагога с детьми.
- Целевая экскурсия к овощной палатке. Цели: Уточнять и закреплять представления детей о разнообразии овощей. Учить находить сходства и различия по внешнему виду. Активизировать словарь по теме «Овощи». - Показ презентация «Овощи, огород»; беседа о сборе урожая. Цель: расширять представления об овощах, познакомить с процессом выращивания и сбора овощей; активизировать словарь по теме. - Наблюдение в огороде за морковью и свеклой. Цели: учить проводить сравнительный анализ овощей; закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста. - Исследовательская деятельность. Цель: Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). - Трудовая деятельность. Сбор урожая в огороде. Цель: учить выкапывать овощи; воспитывать желание трудиться в коллективе. - Беседа по ОБЖ «Польза овощей». Цели: познакомить детей с понятием «витамины». Вырабатывать заботливое отношение к своему здоровью; развивать активную речь. - Театрализованная деятельность. «Сказка о том, почему помидор стал красным». Цель: развивать индивидуальные способности детей, вовлекая их в коллективную деятельность; учить выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев; взаимодействовать с партнерами.
«Салат из овощей»


Цели:
1. Учить детей мелко и аккуратно нарезать овощи для салата. 2. Учить готовить по рецепту. 3. Формировать навыки коллективного труда. 4. Воспитывать желание оказывать помощь. 5. Воспитывать чувство ответственности за коллективный результат работы.
Материалы
 Фартуки, разделочные доски, ножи (для каждого ребенка)  Большие миски для перемешивания салата и салатные ложки  Салатницы, подносы  Продукты для салатов: - вареный и сырой картофель, - вареная и сырая свекла, - вареная и сырая морковь, - свежие и соленые огурцы, - квашеная капуста, - зеленый горошек (консервированный), - зеленый и репчатый лук, - соль в солонках, - растительное масло.
Подготовка к деятельности
Продукты стоят на отдельном столе. Дети должны сами выбрать необходимые ингредиенты согласно рецепту (рецепт составляют заранее). В группе установлено 4 рабочих стола. За каждым будет работать 3-4 человека. На рабочих столах лежат разделочные доски, ножи, миски для смешивания салата, салатная ложка. Фартуки висят на крючках. На каждом столе лежит лист бумаги. На нем нарисован рецепт салата, которые дети (мини - группа) обсудила и нарисовала заранее.
План деятельности
Объяснение и показ приемов работы. Выполнение работы детьми. Самооценка и оценка деятельности.
Приложения


Пальчиковая гимнастика

«Огород»
Огород у нас большой, Урожай здесь неплохой. Овощами называют, То, что с грядки собирают. Мы пришли на огород, Что тут только не растет! Свекла, репа и чеснок, Лук, капуста, кабачок Помидор и огурец – Вот хозяин – молодец! Разводят руки в стороны. Сжимают, разжимают пальцы. Ритмично стучат кулачком о кулачок. Шагают. Разводят руки в стороны. Загибают пальцы на руке, перечисляя овощи. Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх.
Речь с движением

«Винегрет»
Мы купили овощи всем на загляденье. Приготовим винегрет – просто объеденье. Сварим свеклу и картошку, Сварим сладкую морковь, Лук мы быстро чистим, режем, Чтоб заплакать не пришлось. А соленый огурец Мы нарежем под конец. Маслом винегрет польем И на стол его несем. Протягивают обе руки вперед, показывая овощи. Гладят живот по часовой стрелке. «Кладут в кастрюлю» Имитируют движения. Качают головой. Имитируют движения. Руки перед собой, шагают.
Хороводная игра

«Огородник»
Дети встают в круг. «Огородник» занимает место в центре, закрывает глаза, стучит ногой. Дети: Кто там? Огородник: Я – Огородник! Дети: Зачем пришел? Огородник: За картошкой. Дети заводят хоровод, приговаривают: Ах, картошка, ты картошка – Кормишь ты честной народ! Если есть картошка в доме – Будешь сытым целый год!
Воспитатель указывает на ребенка, который должен произнести слово «картошка», а огородник – по голосу узнать товарища. Если он угадает, «картошка» убегает, а «Огородник» ее догоняет. Аналогично проводится игра с «морковкой», «капустой» и т.п.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики на

стихотворение Юлиана Тувима «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле? Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох!
Список литературы

1. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми на рушениями речи» / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной – СПб, 2014. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты: Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 5. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе / авт.-сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. 6. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова сдвижением, загадки для детей (6-7 лет)./ Авт.-сост. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2008.


В раздел образования