Автор: Эвальд Елена Рихардовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 61" Населённый пункт: город Сыктывкар Наименование материала: краткосрочный проект Тема: Овощное ассорти Раздел: дошкольное образование
Авторы - составители:
логопед Бобылева Татьяна Анатольевна
воспитатель Эвальд Елена Рихардовна
воспитатель Зыкова Екатерина Николаевна
МАДОУ «Детский сад № 61» г. Сыктывкар
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, коллективный
Продолжительность: 1 неделя (сентябрь, 2016г.)
Участники: логопед, воспитатели, дети подготовительной логопедической
группы, родители.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе разработки проекта. Развитие мышления,
связной речи детей. Формирование навыков коллективного труда.
Актуальность: Дети с общим недоразвитием речи в недостаточной степени
имеют представления об овощах, о том, где и как они растут, как за ними
ухаживают
и
т.д.
Не
всегда
точно
и
полно
могут
объяснить
значение
знакомых слов, подобрать прилагательные и глаголы к существительным.
Дети с речевыми нарушениями не владеют обобщающими понятиями, не
умеют описывать предмет, так как у них крайне бедный словарный запас.
Участие детей в проекте «Овощное ассорти» позволит максимально
обогатить знания и представления об овощах, их свойствах, развить связную
речь, творческие способности и поисковую деятельность детей.
Задачи:
Расширять представления об овощах (овощи – это плоды растения,
которые выращивают на огороде для употребления в пищу)
Уточнять представления о многообразии, полезных свойствах овощей,
условиях и местах их произрастания.
Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать
результат обобщения в развернутом речевом суждении.
Формировать умение составлять описание объекта (в нашем случае
овощей), используя разные виды предложений, с опорой на модель.
Воспитывать
чувство
ответственности
за
коллективный
результат
работы, культуру поведения за столом при дегустации блюд.
Способствовать
установлению
новых
форм
взаимодействия
между
детьми, педагогами, родителями.
Создание условий для осуществления проекта:
-
Оснастить
книжный
уголок
дополнительной
литературой,
интересными
книгами с яркими иллюстрациями про овощи.
- Создать выставку из натуральных овощей «Гости с грядки», макет огорода.
- Рекомендовать родителям почитать детям произведения малой фольклорной
формы (загадки, пословицы, поговорки) об овощах.
- Предложить родителям побеседовать дома с детьми о способах хранения
овощей в домашних условиях, привлекать детей к процессу приготовления
овощных блюд.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Задачи этапа:
1.
Создание развивающей среды.
2.
Подбор методической и художественной литературы.
3.
Разработка плана мероприятий по теме.
План мероприятий в рамках проекта:
Поисковая
деятельность
по
подбору
загадок,
п о го во р о к ,
иллюстрированного материала по теме; рассматривание энциклопедий.
Рассматривание репродукций картин – натюрмортов с овощами.
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Овощи».
Деятельность логопеда по лексической теме «Овощи».
Продуктивные виды деятельности по теме «Овощи».
Чтение произведений художественной литературы по теме: «Сказка о
том, почему помидор стал красным», русская народная сказка «Вершки
и корешки», Н. Носов «Про репку», «Огурцы».
Инсценировка «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Чтение стихов про овощи, отгадывание загадок.
Проведение хороводных игр: «Есть у нас огород», «Огородник»; физ.
минутки с элементами пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с
базара пришла» Ю. Тувима.
Дидактические
игры
и
упражнения:
«Доскажи
словечко»,
«Назови
ласково»,
«Узнай
овощ
на
ощупь»,
«Угадай
на
вкус»,
«Скажи
наоборот», «Что лишнее», «Кто назовет больше качеств», «Вершки и
корешки», «Кто больше назовет блюд», «Найди по описанию», «Мы
считаем», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Узнай блюдо».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Основной этап.
Задачи основного этапа:
1.
Расширять представления об овощах.
2.
Обогащать словарь за счет обозначения качеств (вкус, цвет, величина и
т.д.).
3.
Развивать связную речь через составление описательного рассказа об
овощах.
Заключительный этап.
Задачи данного этапа:
1.
Обобщить знания детей по теме «Овощи».
2.
Формировать навыки совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
Приобретение
детьми
опыта
продуктивного
взаимодействия
друг
с
другом; ощущения удовлетворенности от этой деятельности.
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Овощи»:
- знать и называть овощи, их части;
- владеть обобщающим понятием «овощи»;
- определять овощи на ощупь, по вкусу, узнавать их по описанию;
- находить сходства и различия по нескольким признакам;
- составлять описательный рассказ об овоще с опорой на схему;
- знать, где и как растут овощи, как за ними ухаживать, когда их убирают;
- знать, о полезных свойствах овощей, что можно из них приготовить, как
овощи заготавливают на зиму.
Продукт проектной деятельности : изготовление салата из овощей.
Презентация проекта: Заслушивание мини-рассказов «Овощной салат –
полезен для ребят» с опорой на модель, дегустация овощного салата.
Деятельность в рамках проекта
Непосредственно образовательная деятельность
-
Ребенок
и
окружающий
мир
(воспитатель).
Цели:
систематизировать
знания
детей
об
овощах
(цвет,
форма,
вкус).
Познакомить
с
условиями
необходимыми
для
роста
растений
и
стадиями
развития
овощей.
Познакомить
с
понятиями
«вершки»,
«корешки».
Развивать
слуховое
восприятие, логическое мышление, тактильное восприятие.
-
Развитие
речи
(логопед).
Цели:
обогащать
глагольный
словарь,
активизировать предметный словарь по теме «Овощи». Учить образовывать
относительные
прилагательные
и
согласовывать
их
с
существительными
(«картофельное пюре»). Упражнять в правильном употреблении предлогов
«с»,
«из»
(«с
куста»,
«из
земли»).
Закреплять
умение
образовывать
существительные
в
форме
множественного
числа
именительного
падежа.
Развивать слуховое внимание и общую моторику.
- Развитие речи (воспитатель). Описательный рассказ об овощах. Цели:
Учить
составлять
описательный
рассказ
об
овощах,
опираясь
на
схему;
использовать
выразительные
средства
при
описании
(прилагательные,
сравнения); закреплять знания об овощах.
- Развитие речи (логопед). Цели: Активизировать словарь по теме. Упражнять
в образовании относительных прилагательных. Учить составлять связный
рассказ по картине «Наш огород» с опорой на образец логопеда. Закреплять
умение воспринимать сюжетную картину в целом. Развивать зрительное и
слуховое внимание, мимическую мускулатуру и мелкую моторику.
- Лепка «Овощи с грядки» (воспитатель). Цель: закреплять умение точно
передавать форму, пропорции овощей, используя усвоенные ранее приемы
лепки: оттягивание, сглаживание и др. Учить сопоставлять изображение с
натурой и оценивать его.
- Аппликация «Овощи в корзинке» (воспитатель). Цели: Учить передавать
форму, строение предметов, подбирать бумагу нужного цвета; продолжать
отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы,
красиво располагая вырезанные элементы на основе.
- Рисование «Натюрморт с овощами» (воспитатель). Цель: Продолжать
учить
располагать
предметы
на
весь
лист.
Закрепить
умение
передавать
форму, цвет, величину овощей. Активизировать словарь.
Совместная деятельность педагога с детьми.
-
Целевая
экскурсия
к
овощной
палатке.
Цели:
Уточнять
и
закреплять
представления детей о разнообразии овощей. Учить находить сходства и
различия по внешнему виду. Активизировать словарь по теме «Овощи».
-
Показ
презентация
«Овощи,
огород»;
беседа
о
сборе
урожая.
Цель:
расширять
представления
об
овощах,
познакомить
с
процессом
выращивания и сбора овощей; активизировать словарь по теме.
-
Наблюдение в огороде за морковью и свеклой. Цели: учить проводить
сравнительный
анализ
овощей;
закреплять
представления
о
характерных
особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.
-
Исследовательская деятельность. Цель: Определить семена моркови и
свеклы (цвет, размер).
- Трудовая деятельность. Сбор урожая в огороде. Цель: учить выкапывать
овощи; воспитывать желание трудиться в коллективе.
-
Беседа по ОБЖ «Польза овощей». Цели: познакомить детей с понятием
«витамины».
Вырабатывать
заботливое
отношение
к
своему
здоровью;
развивать активную речь.
-
Театрализованная деятельность. «Сказка о том, почему помидор стал
красным». Цель: развивать индивидуальные способности детей, вовлекая их
в
коллективную
деятельность;
учить
выразительно,
используя
разные
интонации,
мимику,
жесты,
изображать
героев;
взаимодействовать
с
партнерами.
«Салат из овощей»
Цели:
1.
Учить детей мелко и аккуратно нарезать овощи для салата.
2.
Учить готовить по рецепту.
3.
Формировать навыки коллективного труда.
4.
Воспитывать желание оказывать помощь.
5.
Воспитывать
чувство
ответственности
за
коллективный
результат
работы.
Материалы
Фартуки, разделочные доски, ножи (для каждого ребенка)
Большие миски для перемешивания салата и салатные ложки
Салатницы, подносы
Продукты для салатов:
- вареный и сырой картофель,
- вареная и сырая свекла,
- вареная и сырая морковь,
- свежие и соленые огурцы,
- квашеная капуста,
- зеленый горошек (консервированный),
- зеленый и репчатый лук,
- соль в солонках,
- растительное масло.
Подготовка к деятельности
Продукты
стоят
на
отдельном
столе.
Дети
должны
сами
выбрать
необходимые ингредиенты согласно рецепту (рецепт составляют заранее).
В
группе
установлено
4
рабочих
стола.
За
каждым
будет
работать
3-4
человека. На рабочих столах лежат разделочные доски, ножи, миски для
смешивания салата, салатная ложка.
Фартуки висят на крючках.
На
каждом
столе
лежит
лист
бумаги.
На
нем
нарисован
рецепт
салата,
которые дети (мини - группа) обсудила и нарисовала заранее.
План деятельности
Объяснение и показ приемов работы.
Выполнение работы детьми.
Самооценка и оценка деятельности.
Приложения
Пальчиковая гимнастика
«Огород»
Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Овощами называют,
То, что с грядки собирают.
Мы пришли на огород,
Что тут только не растет! Свекла,
репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок
Помидор и огурец –
Вот хозяин – молодец!
Разводят руки в стороны.
Сжимают, разжимают пальцы.
Ритмично стучат кулачком о
кулачок.
Шагают.
Разводят руки в стороны.
Загибают пальцы на руке, перечисляя
овощи.
Пальцы сжаты в кулак, большой
палец – вверх.
Речь с движением
«Винегрет»
Мы купили овощи
всем на загляденье.
Приготовим винегрет –
просто объеденье.
Сварим свеклу и картошку,
Сварим сладкую морковь,
Лук мы быстро чистим, режем,
Чтоб заплакать не пришлось.
А соленый огурец
Мы нарежем под конец.
Маслом винегрет польем
И на стол его несем.
Протягивают обе руки вперед,
показывая овощи.
Гладят живот по часовой стрелке.
«Кладут в кастрюлю»
Имитируют движения.
Качают головой.
Имитируют движения.
Руки перед собой, шагают.
Хороводная игра
«Огородник»
Дети встают в круг. «Огородник» занимает место в центре, закрывает
глаза, стучит ногой.
Дети: Кто там?
Огородник: Я – Огородник!
Дети: Зачем пришел?
Огородник: За картошкой.
Дети заводят хоровод, приговаривают:
Ах, картошка, ты картошка –
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме –
Будешь сытым целый год!
Воспитатель указывает на ребенка, который должен произнести слово
«картошка», а огородник – по голосу узнать товарища. Если он угадает,
«картошка» убегает, а «Огородник» ее догоняет. Аналогично проводится
игра с «морковкой», «капустой» и т.п.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики на
стихотворение Юлиана Тувима «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Список литературы
1.
«Адаптированная примерная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми на рушениями речи» / Л.Б. Баряева, Т.В.
Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В.
Лопатиной – СПб, 2014.
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2010.
3.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
2006.
4.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: планирование и
конспекты: Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5.
Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям
в подготовительной группе / авт.-сост. О.В. Епифанова. – Волгоград:
Учитель, 2008.
6.
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию
слова
сдвижением,
загадки
для
детей
(6-7
лет)./
Авт.-сост.
А.В.
Никитина – СПб.: КАРО, 2008.