Формирование информационно-образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО для повышения интеллектуального развития старших дошкольников
Автор: Сайдылова Файруса Сибкатулловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС№15 "Солнышко" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменской обл. Наименование материала: статья Тема: Формирование информационно-образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО для повышения интеллектуального развития старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Формирование информационно-образовательной среды в соответствии с
ФГОС ДО для повышения интеллектуального развития старших
дошкольников
Сайдылова Файруса Сибкатулловна,
воспитатель,
МАДОУ города Нижневартовска
Детский сад №15 «Солнышко»
«Знания,
усвоенные
без
интереса,
не
окрашенные
собственным
положительным
отношением,
эмоциями,
не
становятся
полезными,
не
могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше
узнать, проявить при этом творчество!»
Актуальность: Развитие современного общества неразрывно связано с
научно–техническим
прогрессом. Од н и м из
приоритетных
направлений
государственной политики в области образования является информатизация.
Информатизация
дошкольного
образования
это
комплексный,
многоплановый процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители.
Это и создание единого информационного образовательного пространства
ДОУ;
использование
информационных
технологий
в
воспитательно-
образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование
сети Интернет в образовании.
Главной
задачей
информатизации образовательной
организации
я в л я е т с я создание
информационно-образовательной
с р е д ы,
рассматривающейся
как
одно
из
условий
достижения
нового
качества
образования.
Образовательная
среда
-
это
совокупность
всех
возможностей
обучения, воспитания и развития личности. Информационная среда - это мир
информации вокруг человека, мир его информационной деятельности.
Формирование единой информационно-образовательной среды в ДОУ
определяется
Федеральным
законом «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(ст.
16,
п.
3) и
Федеральным
государственным
стандартом
дошкольного образования.
Информационно-образовательная
среда
ДОУ
(ИОС)
-
открытая
педагогическая
система,
направленная
на
формирование
творческой,
интеллектуальной
и
социально-развитой
личности,
сформированная
на
основе
разнообразных
информационных
образовательных
ресурсов,
современных информационно-коммуникационных средств и педагогических
технологий.
Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ
административных
компьютеров,
ноутбуков,
мультимедийной
системы,
интерактивной доски и др. компьютерной техники.
Информационно
коммуникационные
технологии
в
дошкольном
о б р а з о в а н и и
я в л я ю т с я
э ф ф е к т и в н ы м средством
о б о г а щ е н и я
интеллектуального
и
эмоционального
развития
ребенка,
катализатором
развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное
образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания
детей
через
игру,
конструирование,
художественную
и
другие
виды
деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями
образовательного
процесса.
Дети
получают
эмоциональный
и
познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать,
играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе
формирования
таких
важных
структур,
как
познавательная
мотивация,
произвольные
память
и
внимание,
предпосылок
развития
логического
мышления.
Информационные
технологии
можно
классифицировать
по
их
функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды
информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие
программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы
виртуального
эксперимента,
электронные
учебники,
электронные
энциклопедии.
Презентации
-
это
наиболее
распространенный
вид
представления
демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы,
но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию,
аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть
предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно
интересны тем, что их может создать любой педагог, который имеет доступ к
компьютеру, с минимальными затратами времени.
Современные
исследования
в
области
дошкольной
педагогики
свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте
5-6
лет.
Как
известно,
этот
возраст
совпадает
с
периодом
интенсивного
развития
мышления
ребенка,
подготавливающего
переход
от
наглядно-
образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер
выступает
особым
интеллектуальным
средством
для
решения
задач
разнообразных видов деятельности. Мышление является интеллектуальной
базой
развития
деятельности,
а
сам
процесс
овладения
обобщенными
способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все
более
высоком
уровне.
И
чем
выше
интеллектуальный
уровень
осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех
сторон личности.
Грамотно е
использование
современных
и н ф о рм а ц и о н н о
коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию
детей
к
обучению,
предоставляя
возможность
воссоздавать
реальные
предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко,
образно, преподнести дошкольникам материал.
Следует понимать, что информационные технологии, это не только
компьютеры
и
их
программное
обеспечение, под
ИКТ
подразумевается
использование
интернета,
телевизора,
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа,
аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять
широкие возможности для коммуникации.
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для
того,
чтобы
они
были
успешными,
умело
ориентировались
в
постоянно
растущем
потоке
информации,
нужно
научить
их
легко
и
быстро
воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового,
находить неординарные решения в различных ситуациях.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные
технологии
позволяют
не
только
насытить
ребенка
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные
способности,
умение
самостоятельно
приобретать
новые
знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде
текста,
графического
изображения,
звука,
речи,
видео,
запоминать
и
с
огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей
новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально
обогащенное развитие личности.
Использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
педагогическом
процессе
позволяет
перестроить
образовательную
деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности. Таким образом, сегодня существует необходимость
искат ь
новые
пут и,
от крывающие
д ополнит ельные
р е з е р в ы
интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Интерактивная доска.
Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель или педагог в то
время, которое определено образовательной программой. Занятия детей с
интерактивной доской может включать в себя несколько взаимосвязанных
компонентов:
1)
активное
познание
детьми
окружающего
мира
с
использованием
соответствующих электронных образовательных ресурсов;
2)
поэтапное
усвоение
все
усложняющихся
игровых
способов
и
средств
решения игровых задач;
3)
моделирование
различных
ситуаций
и
среды,
изменение
предметно-
знаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий;
4)
активизирующее
общение
ребенка
с
взрослыми
и
другими
детьми
с
опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т.п.);
5) дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить
деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что
и
составляет
главное
содержание
потребности
в
общении,
способствуют
обогащению речи, готовят к обучению в школе.
Во время проведения занятий с использованием интерактивной доски дети
могут свободно выбирать позу (за столиком, стоя, сидя на ковре и т.п.),
испытывать минимальную нагрузку на глаза (за счет отраженного света),
видеть
большие
четкие
яркие
цветные
статические
и
динамические
изображения, а также активно взаимодействовать с ними непосредственно на
поверхности доски.
Интерактивные планшеты – это дополнительные технические модули,
подключаемые к компьютеру. Интерактивные планшеты подходят для детей
дошкольного
возраста,
облегчают
для
ребенка
выполнение
различных
функциональных
действий
(передвижение,
выбор,
рисование
и
т.п.).
Это
связано с тем, что стилус в руке (аналог карандаша, кисточки, фломастера)
намного
привычнее
и
удобнее
ребенку,
чем
компьютерная
мышь.
Интерактивные
планшеты
(при
количестве
не
менее
трех
на
группу)
позволяют организовать работы в малых группах, игровую конкуренцию,
конкурсы, а также совместную творческую работу. Новизна этих технических
средств дополнительно мотивирует детей к занятиям. Простота и удобство
использования делает планшеты доступными даже для самых маленьких
детей.
Работа
с
планшетами
хорошо
развивает
все
пальцы
рук,
так
как
ребенок не использует клавиатуру или мышь, а все действия осуществляет
как
бы
карандашом
или
ручкой.
Педагогу
планшет
позволяет
мобильно
перемещаться
по
всей
групповой
комнате,
оперативно
использовать
эти
устройства в любой аудитории, в любой момент занятия.
И нт е р а кт и вный
п ол . Современная
проекционная
установка,
позволяющая
оживить
пол
любого
помещения,
превращая
его
в
интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции,
своим
движением
начинает
самостоятельно
влиять
на
проецируемое
оборудование. Таким образом, педагог может организовать интерактивные
образовательные
игровые
сеансы
с
имитацией
любого
пространства,
соответствующего
поставленным
задачам:
поверхности
земли
в
разные
времена года, географические особенности поверхности земли, танцевальные
поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие материальные
поверхности.
Интерактивный
стол. Данное
средство
является
симбиозом
интерактивной
поверхности,
экрана
и
классического
стола
и
позволяет
группе
детей
одновременно
проводить
игровые
сеансы
на
одной
поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные
задания,
конструировать,
рисовать,
создавать
собственные
презентации.
Специальное
программное
обеспечение
позволяет
загружать
и
наполнять
собственным
образовательным
содержанием
приложения
интерактивного
стола и, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для
детей с особыми потребностями для коррекционной работы.
Формирование
информационно-образовательной
среды
в
ДОО,
организация
образовательного
процесса
на
основе
использования
информационно коммуникационных технологий позволяет на более высоком
уровне решать задачи образовательной программы ДОО, интенсифицировать
все
уровни
воспитательного
процесса,
развивать
интеллектуальные
способности
детей,
готовить
будущих
пользователей
к
применению
современных информационных технологий.
Список литературы.
1.
Белая К.Ю., Использование современных информационных технологий в
ДОУ
и
роль
воспитателя
в
освоении
детьми
начальной
компьютерной
грамотности. //Современное дошкольное образование. №4/2010. - C.14.
2.
Информационные технологии: Учебник /М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский,
И.Д. Николенко; Рук. Авт. Группы М.Е. Елочкин. - М.: Изд-во Оникс, 2007.
3.
Комарова
Т.С.,
Зацепина
М.Б.,
Интеграция
в
системе
воспитательно-
образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4.
Комарова
Т.С.,
Комарова
И.И.,
Туликов
А.В.
и
др.
Информационно-
коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.:МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2011.
5.
Кузеванова
О.В.,
Формы
организации
коммуникативной
деятельности
детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад:
теория и практика - 2012. - № 6.
6.
Обухова
Л.Ф.,
Детская
(возрастная)
психология.
Учебник.
-
М.,
Российское педагогическое агентство, 2010.