Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста
Автор: Петренко Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 17 Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в
этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать
с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском
саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно
он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное
воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими
взаимоотношениями.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса
становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им
нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам,
нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в
реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому
каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные
убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают
первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее
благоприятное для нравственного воспитания личности.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне
развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую
подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.
В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование
у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности,
организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в
большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в
общественной жизни, в трудовой деятельности.
В целом, в качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами
выделяются: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора,
принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что
проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных
ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не
имевшие места в жизни человека, ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда
человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; возникновение
нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности
отдельных взглядов, поступков, действий.
Взгляды на проблему нравственного развития отечественные психологи опираются на
представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично
включено в целостное психическое и социальное развитие личности. При этом на каждом
возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать
актуальные проблемы личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного
развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития
позволят организовывать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит
достижение высокого уровня нравственного развития личности.
Нравственное развитие происходит через нравственное воспитание.
Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения
заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся
регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради
соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.
В педагогике, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по
формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок,
правильного поведения.
Усвоение ребенком нравственных норм и правил предполагает переход социальных,
внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические
инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представленностью
определенного нравственного содержания ребенку, знакомством с ним ребенка, 2)
раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания
другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, 3) переходом имеющихся у
ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения
нравственной нормы в конкретно значимой ситуации.
В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества.
Формирование нравственных качеств должно опираться на опыт собственных
переживаний ребенка, на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми
и прежде всего со сверстниками. По мере формирования нравственной воспитанности
личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее
внутреннего мира, регулирующими поведение.
Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности
ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его
переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет менять свое содержание и строение
в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, то есть в зависимости от
того, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано, а также в какой
системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.
Характеристика нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более
высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности
поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у
них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение
старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и
становится более целенаправленным и сознательным.
У детей возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он
характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой
системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в
дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих
других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его
независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение,
элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.
В этом возрасте у дошкольников формируется самосознание, благодаря интенсивному
интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки
чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем
– собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства
самооценка умений становится более адекватной.
Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям.
Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания
детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем
знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта.
У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о
некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких
нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему
углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с
другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным
понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные
представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к
окружающим.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности
поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей
выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать
непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на
этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.
Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет
формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях
правильного воспитания у детей 5-7 лет развивается умение руководствоваться в своем
поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной
направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся
моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми
по содержанию, действенными и управляемыми.
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте, ребенок обучается взаимодействовать с окружающими
людьми, в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы
группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми,
налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет
взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении,
однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию
способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными
нормами.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со
сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».
Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного
формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре,
труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся
согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих
результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном
воспитании детей 5-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают
нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются
целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения,
отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в
новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности
детей.
Почти все воспитатели в своей педагогической деятельности сталкивались с
непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего
дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания,
аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок
забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых
затем искренне раскаивается.
Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение нравственного
опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка,
побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со
своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.
Всё это в результате приведет к тому, что, эмоции и стремления дошкольника,
приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, в переживание
чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую
эффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных
отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по
нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.
Особенности нравственного воспитания старших дошкольников
Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить
положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимое
дальнейшее развитие нравственных качеств детей.
На основе Программы воспитания и обучения в детском саду, содержание нравственного
воспитания на сегодняшний день должно быть следующим (таблица 1).
Таблица 1
Содержание нравственного воспитания старших дошкольников
Основные задачи нравственного воспитания
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
1
2
Воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми;
привычку играть, трудиться,
заниматься сообща; стремление
радовать окружающих хорошими
поступками.
Продолжать воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми, привычку сообща
играть, трудиться, заниматься самостоятельно
выбранным делом; формировать умение
договариваться, помогать друг другу, стремление
радовать окружающих хорошими поступками.
Воспитывать уважительное
отношение к окружающим.
Продолжать воспитывать уважительное отношение
к окружающим людям. Учить - не вмешиваться в
разговор взрослых, внимательно слушать
собеседника и не перебивать его. Продолжать
воспитывать заботливое отношение к малышам,
пожилым людям; учить помогать им.
1
2
Учить заботиться о младших,
помогать им, защищать тех, кто
слабее. Формировать такие качества,
как сочувствие, отзывчивость
Формировать такие качества, как сочувствие,
отзывчивость, справедливость, скромность.
Продолжать обогащать словарь
формулами словесной вежливости
(приветствие, прощание, просьбы,
извинения).
Развивать волевые качества: умение ограничивать
свои желания, преодолевать препятствия, стоящие
на пути достижения цели, подчиняться
требованиям взрослых и выполнять установленные
нормы поведения, в своих поступках следовать
положительному примеру.
Воспитывать у мальчиков
внимательное отношение к девочкам:
учить подавать им стул, в нужный
момент оказывать помощь, не
стесняться приглашать девочек на
танец и т. д.
Продолжать обогащать словарь формулами
словесной вежливости (приветствие, прощание,
просьбы, извинения).
Воспитывать у девочек скромность,
учить проявлять заботу об
окружающих, с благодарностью
относиться к помощи и знакам
внимания со стороны мальчиков.
Продолжать развивать в мальчиках и девочках
качества, свойственные их полу (у мальчиков –
стремление помочь девочкам; у девочек –
скромность, заботу о других).
Формировать умение отстаивать свои
поступки и поступки других людей.
Формировать самооценку своих поступков, учить
адекватно оценивать поступки других людей.
Развивать стремление детей выражать
своё отношение к окружающему,
Продолжать воспитывать стремление выражать
своё отношение к окружающей действительности.
самостоятельно находить для этого
различные речевые средства.
Формировать умение спокойно
отстаивать своё мнение.
Продолжать воспитывать желание
познавать культуру своего народа,
формировать бережное отношение к
ней. Воспитывать бережное
отношение к культуре других народов.
Перечисленные задачи развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста, реализуются в виде следующих основных направлений нравственного
воспитания.
Первоначально в плане нравственного воспитания детей воспитателями в детском саду
активно развиваются нравственные чувства детей.
Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени
их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем
дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение
детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к
важным общественным событиям, к Родине.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство
уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе
любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте в процессе
нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более
осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой
деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам.
Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях
детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения
друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной
деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств
воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости,
уважения к людям, а также ответственность за порученное дело.
Другим важным направлением нравственного развития является воспитание
патриотических чувств: любви к родному краю, к Родине, уважения к тем, кто
добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей. Основой развития
этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально
насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе
ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также опыт
практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать
действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат
нравственно ценные побуждения.
Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с
нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных
для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных
видах деятельности.
Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников
умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям,
установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться
поставленной цели.
Важным направлением в воспитании культуры поведения, является развитие у старших
дошкольников бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, природе и т. д.
Детям в этом возрасте, прививается умение правильно обращаться с игрушками, книгами,
пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу;
формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности
(играм, занятиям, труду), т.е. ребенка учат готовить рабочее место и все необходимые
предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно
организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить
начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место,
аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные
материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство
использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых
поручений.
Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного
времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть
занятым полезной деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте важно учить относиться детей к общественному
имуществу, как к своей личной вещи, так как формирование бережного отношения к
общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только
тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате
взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает
бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Также формируются правила поведения в учебной деятельности, в отношении «ребенок –
воспитатель», «ребенок – воспитатель – товарищ», «ребенок – воспитатель – товарищ –
коллектив». Данные правила поведения должны осуществляться в отношении к работе
выполняемой своим товарищем, всех детей группы и воспитателя.
Другим важным направлением нравственного воспитания старших дошкольников,
является расширение сферы применения общественно полезной деятельности. Впервые
деятельность дошкольников не ограничивается рамками группы, а выходит за ее пределы,
приобретает элементы общественной направленности. Дети активно включаются в
«шефскую» работу с малышами. Стирка кукольного белья и починка игрушек, ремонт
книг, подготовка концерта, организация подвижных игр на прогулке, уборка участка
младших групп и др. вызывают большой интерес у старших дошкольников.
Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих,
способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
Неуклонное повышение требований к уровню самостоятельности поведения и
деятельности является характерной чертой организации образа жизни старших
дошкольников.
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем
дошкольном возрасте она связана с воспитанием у детей способности управлять своим
поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и
результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях
нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее
самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь,
делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача
воспитателя — придать поведению дошкольников нравственный характер и
направленность.
Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений в различных
видах деятельности: в труде, игре, учении. Накопление индивидуального опыта в свою
очередь обеспечивает самостоятельность во взаимоотношениях и сотрудничестве с
окружающими в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к
самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности.
Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному
самоконтролю.
Самоконтроль осваивается детьми постепенно: от умения осуществлять его по
достигнутому результату к самоконтролю за способом осуществления деятельности и на
этой основе к самоконтролю за деятельностью в целом.
В старшем дошкольном возрасте формируется достаточно широкий круг нравственных
представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со
взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах
обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и
проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.).
Осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных
представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным
нравственным представлениям, которые являются следствием растущей осознанности
поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные
представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на
поступки дошкольников.
Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования
дисциплинированности.
Воспитание дисциплинированности базируется на формирующейся в младшем и среднем
дошкольном возрасте привычке к послушанию, к выполнению требований взрослого на
основе признания его авторитета, любви к близким людям, подражания им в своем
поведении. Постепенное осознание смысла требований взрослых, понимание
нравственной сущности правил детьми 5-7 лет, накопление положительного опыта
поведения способствуют трансформации простого послушания в более высокое качество
сознательной и добровольной дисциплинированности.
Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста, поведение детей к 7 годам, их отношения с окружающими людьми
приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно
управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные
представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения
и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность,
дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек
культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения
со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы
социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является
свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую
нравственно-волевую готовность к школьному обучению.