Автор: Мальгина Алла Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №419" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Речевая готовность ребёнка к школе Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе»
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает
несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс,
необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих
знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень
обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе
этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться
новые, необходимые для обучения качества.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к
обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой
деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к
усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1.
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических
групп.
2.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и
дифференцировать (различать) фонемы (звуки) родного языка.
3.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять
первый и последний звук в слове. Дети должны знать и правильно
употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки
гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются
умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.
4.
Умение пользоватся разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение
образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые
различия между словами: меховая, меховой; образовывать
прилагательные от существительных.
5.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
правильно строить простые предложения, видеть связь слов в
предложениях, распространять предложения второстепенными и
однородными членами; работать с деформированным предложением,
самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом
рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно
рассказ – описание.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к будущим
ученикам. Ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова,
которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов,
т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Казалось бы, чего может
быть проще? Но попробуйте, понаблюдайте за собой, как вы проводите
звуковой анализ слова. Назовите по порядку все звуки в слове “КОТ”, вы
скажете: [к], [о], [т]. скорее всего, вы представили себе слово написанным – и
провели, на самом деле, не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь
предлагаю еще одно слово “ЮРА. Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в
природе. Прислушайтесь: йу-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите,
что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести
звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Но, оказывается, в определенном
возрасте ребенку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными
упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим
ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую
действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.
Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные
звуки. Почему? Да потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе
буквы, которыми слово записано. Давайте попробуем сделать маленький опыт:
назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”. Вы
не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому
вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушиваетесь в звуки, вы
думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и
поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.
Игры для развития фонематических процессов у дошкольников.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь
письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в
звучащую речь.
Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку необходимо сделать
два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом
открыть отношения звука и буквы. Ребёнок 4-х лет чувствителен к звуковой
оболочке речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки,
недостаточно одной речевой практики.
Начинать надо с игр. О побудительной силе игрового мотива, о большом
значении игры для общего психического развития дошкольника известно всем.
Очень важно то, что осваивая с детьми игры со звуками, мы развиваем не
только фонематические процессы, но и воспитываем в будущих школьниках
внимание, память, воображение, учим сравнивать, анализировать, обобщать, т.е.
развиваем мышление.
Фонематические процессы – это фонематический слух (тонкий,
систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции
различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) и
фонематическое восприятие (специальные умственные действия при
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Формирование у дошкольников фонематических процессов предполагает
несколько этапов:
1.
Развитие неречевого слуха.
2.
Развитие речевого слуха.
3.
Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
I этап. Цель: Развитие неречевого слуха.
Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; развивать
слуховое внимание и память.
Предполагаемые игры:
«Жмурки». Ребёнок с завязанными глазами двигается на звук какого-либо
музыкального инструмента.
«Найди пару». Среди коробочек с различным наполнением (горох, макароны,
манка, рис и т.п.) ребёнок ищет пару с одинаковым звучанием.
«Что звучит? » Взрослый играет на музыкальных инструментах (трещотка,
бубен, колокольчик, треугольник), затем ставит ширму. Ребёнок отгадывает
звучащий инструмент.
«Где звучит? » Взрослый звенит погремушкой слева, справа, спереди, сзади,
вверху. Ребёнок с закрытыми глазами показывает направление, откуда исходит
звук.
«Дятлы» Взрослый (папа-дятел) стучит карандашом различные ритмы (I-II-I,
III-I, I-II-I-I и т.д.), а ребёнок (птенец дятла) повторяет.
«Хлопни, топни, как я!»
II этап . Цель: Развитие речевого слуха.
Задачи: Развивать способность различать звуки по высоте, силе и тембру
голоса. Различать одинаковые и близкие по звуковому составу слова.
Дифференцировать слоги и фонемы.
«Взрослый и детёныш» Взрослыйвыкладывает картинки с животными и их
детёнышами, произносит звукоподражания низким и высоким голосом.
Ребёнок, ориентируясь на характер и высоту голоса, показывает и называет
соответствующие картинки.
«Весёлая полянка» Перед началом игры договариваемся с ребёнком о том, кто
будет изображать комара, кто пчёлку, кто листочек и т.д.
Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчёлки: Ж-Ж-Ж, собирают
пыльцу. Вдруг прилетели комары. Издали они звенят тихо: з-з-з, а чем ближе,
тем громче: З-З-З. Мама (взрослый) отмахивается от комаров, ходит по полянке,
ищет ягоды. Под кустиком увидела ёжика. Ёжик (ребёнок) пугает её колючками
и фыркает: Ф-Ф-Ф. Неожиданно выползла змея: Щ-Щ-Щ. И т.д.
«Далеко-близко» Дети стоят по кругу лицом в центр и произносят свои имена.
Первый ребёнок говорит тихим голосом, следующий немного громче и т.д.
«Вратарь» Взрослый показывает картинку, чётко называет изображение:
«Кошка», затем произносит цепочку слов: «Кошка, мошка, сошка, плошка,
кошка, ножка». Ребёнок кладёт на стол согнутые в локтях руки. Это хоккейные
ворота. Услышав нужное слово, ребёнок поднимает руки, на других словах
«ворота» захлопывает.
«Скажи, как я» Ребёнок повторяет слова в названном порядке (сначала по два,
затем по три и т.д.). Слова аналогичны по звуковому составу и не содержат
труднопроизносимых звуков: СОК-ТОК, СОМ-КОМ, СЕТКА-ВЕТКА-МЕТКА
и т.д.
«Самое короткое слово» Ребёнок определяет самое короткое слово. Слова
произносит взрослый.
«Самое длинное слово»
«Подскажи словечко»
Ва-ва-ва, ва-ва-ва!
Буквы я сложу в…(слова).
Да-да-да, да-да-да!
Борщ – полезная…(еда).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи!
Затупились все …(ножи).
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Над цветком жужжит…(пчела).
Ро-ро-ро, ро-ро-ро!
У Мальвины друг…(Пьеро). И т.п.
Иго-го поёт лошадка, спи, мышонок, сладко…(сладко).
Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не…(спит).
И сказала Кочерга: «Я Федоре не…(слуга)».
Для птенцов и для зверят тоже нужен детский…(сад).
Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит …(слон).
Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты …(спишь)?
Вдруг видят, стоит у ворот огромный, взъерошенный …(пёс).
«Озорные буквы » Ребёнок учится различать слова, отличающиеся одной
фонемой.
На виду у детворы крысу красят маляры.
***
На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок.
***
Самолёт построим сами, понесёмся над весами,
Понесёмся над весами , а потом вернёмся к маме.
***
Работа не полк – в лес не убежит.
***
Машу маслом не испортишь.
***
Мы сами с ушами.
***
Больше дела – меньше снов.
«Пропавшие буквы в весёлых стихах»
Серый вол , голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
***
Игры усатые в клетках сидят,
На укротителя громко рычат.
***
Подарили мне игрушки –
Целый день стреляли ушки.
***
Вновь у клоунов успех,
Цирк заполнил громкий мех . И т.д.
Игры на дифференциацию фонем.
«Кто быстрее соберётся в путешествие» На столе перед ребёнком стоят два
чемоданчика. В первый чемоданчик необходимо сложить вещи (картинки) со
звуком «С», а во второй – со звуком «Ш» (шапка, сарафан, шляпа, шуба,
сандалии, носки, шарф и т.д.).
«Тим и Том» Развитие способности определения твёрдых и мягких согласных.
Взрослый показывает ребёнку фигурки: «Тим и Том – гномики из Страны слов.
Они совсем не похожи друг на друга. Том – угловатый, с твёрдым характером,
его имя начинается твёрдо: Том. И он любит всё, что начинается с твёрдого
звука. Тим – кругленький, пухленький, с мягким характером, его имя
начинается с мягкого звука «Т'». Гномики очень дружны и везде появляются
вместе.
Игры с гномиками строятся на противопоставлении:
«Какие продукты купит в магазине Том, а какие Тим?» (Леденцы, лимон,
колбасу, мясо, пирог, халву и т.д.)
«Какую мебель купил себе Тим, а какую Том?» (Сервант, комод, кровать,
диван, полку и т.д.)
«Рыбалка» (Лещ, щука, пескарь, карась, сом, налим ит.д.)
Появляясь вместе в разных местах (в зоопарке, в лесу, на птичьем дворе),
гномики помогают не только освоиться с твёрдыми и мягкими согласными, но и
обучают классификации.
«Колокольчик» Ребёнок называет картинку, определяет звонкий или глухой
первый согласный звук (на звонком согласном звуке горлышко звенит,
проверяем рукой). Если первый согласный звук звонкий, ребёнок звенит
колокольчиком, а если глухой, то зажимает колокольчик в кулачке.
«Насекомые» Взрослый произносит разные звуки, а ребёнок усаживает на
цветок насекомых с крылышками соответствующего цвета ( красные - гласные,
синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные).
III этап. Цель: Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
Задачи: Выделять первый и последний звук в слове. Определять место,
количество и последовательность звуков в слове. Определять количество
слогов в словах с разной степенью сложности..
Игры на определение первого и последнего звука в слове.
«Сердитый ворон» Взрослый даёт ребёнку игрушки или картинки (лиса,
медведь, кошка, собака, белка, коза и т.д.) Звери живут в домике, вокруг домика
течёт речка, через речку мостик. Из домика уйти легко, а обратно прийти
трудно. На мосту сидит сердитый ворон. Он пропускает только тех, кто назовёт
первый звук в своём имени. Ребёнок помогает животным.
«Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя»
Ребёнок называет своё имя, придумывает слово на этот же звук, изображает
этот предмет, а остальные угадывают задуманное слово. (Катя – кошка,
камень…, Маша – машина, мошка…)
«Нанизываем бусинки» Взрослый с ребёнкомпроговаривают заданный звук,
затем взрослый называет слово на этот звук, далее ребёнок называет слово на
этот же звук, нанизывая бусинку и т.д.
«Цепочка» Ребёнок называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где
начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает
следующий и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как
соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех тянул
«цепочку».
«Звуковички» на столе стоят три Звуковичка (контейнеры от
киндерсюрпризов) с шапочками красного, синего и зелёного цвета. Ребёнок
дарит звуковичкам картинки, определяя первый звук в слове. В качестве
усложнения, звуковичков может быть пять: красный, синий с колокольчиком,
синий с наушниками, зелёный с колокольчиком и зелёный с наушниками.
«Добавь звук» В конце слова добавить звук «К».
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - … .
Добавить звук «Т».
Спор - …, бор - …, бра - …, сор - …, стар - … .
«Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук?
Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот
- …, плуг - …, укол - … .
Игры на определение места звука в слове.
«Где спрятался звук?» У ребёнка карточка, разделённая на три квадрата и
цветная фишка (цвет в зависимости от звука: если определяем гласный, тогда
красная, твёрдый согласный – синяя, мягкий согласный – зелёная).Взрослый
показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Ребёнок
повторяет слово, фишкой указывает место изучаемого звука в слове.
«Рассели зверей по подъездам в домике» В доме над каждым подъездом
нарисована схема из трёх квадратов: над первым подъездом закрашен первый
квадрат, над вторым подъездом – второй, а над третьим – последний квадрат.
Картинки при изучении звука «Р» -крот, рысь, бобр, зубр и т.д.
«Читаем по фишкам» На листе бумаги изображение предмета, а под ним схема
слова. Ребёнок последовательно протягивает каждый звук в слове и выставляет
фишки. Вначале детям для анализа даём простые трёхзвуковые слова (дом, сыр,
кит, луг и т.д.). Затем – четырёззвуковые, но такие, в которых нет рядом двух
гласных или двух согласных звуков (пила, лиса, бусы и т.д.). А потом более
сложные слова.
«Покажи слово руками» Гласные звуки мы показываем руками, изображая
дудочку (у рта складываем пальцы неплотно в кулачок). Твёрдый согласный
звук – напряжённой, расправленной ладонью, а мягкий – расслабленной,
повисшей кистью руки. Варианты игры:
«Отгадай словечко » Взрослый загадывает загадку и руками показывает
звуковую модель отгадки. Ребёнок выкладывает фишками отгадку вслед за
показом взрослого и отгадывает загадку.
«Узнай задуманное слово» Взрослый показывает ручную модель слова,
ребёнок выкладывают звуковую модель фишками. Затем дети выясняют , к
какой группе относится данное слово:
-Это живое или неживое?
- Да.
- Это животное?
-Нет.
- Человек?
- Да.
- Это профессия? И т.д.
«Отгадай загадку» Взрослый загадывает загадку, а ребёнок выкладывает
фишками звуковую модель слова или показывают ручную модель.
«Построим пирамидку» или «Украсим ёлочку» На первом этаже (ярусе) 5
окошечек, на втором – 4, на третьем -3. Рядом лежат предметные картинки.
Дети украшают ёлочку или строят пирамидку, определяя количество звуков в
словах.
Игры на определение количества слогов в слове.
«Попрыгунчик» Отбивая мячиком об пол, делим слова на слоги.
«Вагончики» У вагончиков разное количество окошек. Ребёнок раскладывает
картинки по количеству слогов в слове ( в первый вагончик – односложное
слово, в вагон с двумя окнами – двусложное слово и т.д.).
«Гусеница» Ребёнок составляет гусеницу: присоединяют столько звеньев,
сколько слогов в слове.
У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение,
расширяется активный словарь, проявляется интерес к языку и природные
лингвистические задатки.
Дети
в
возрасте
4-5
лет
очень
чутки
к
звукам
речи,
словам
и
словообразованию.
Их
интерес
к
волшебному
слову
естественен,
поэтому
многие родители не хотят упускать момент, чтобы научить ребенка читать.
Родители
всегда
должны
помнить,
что
путь
к
самостоятельному
чтению
длителен и нелегок. И мама, мечтающая, чтобы ребенок читал сам, должна
пройти этот путь вместе с ним.
Процесс обучения чтению делится на четыре этапа:
осознание звуковой структуры слова
знакомство с алфавитом
звукослияние
чтение
Осознание звуковой структуры слова. Речь состоит из звуков . Прежде,
чем
научить
ребенка
узнавать
буквы,
помогите
ему осознать
звуковую
структуру слова . Звук первичен, буква же вторична, так как она всего лишь
знак звука, его графическое изображение. (Игры см. выше)
Знакомство с алфавитом. При изучении буквы закрепляйте ее знание с
ребенком любым доступным способом: рисуйте гигантские буквы на песке,
лепите из пластилина, выкладывайте из пуговиц, узнавайте в разных знакомых
предметах (Ф – «руки в боки», «Ш» похожа на гребенку). Помните: ассоциация
буквы
с
предметом,
название
которого
начинается
на
эту
букву,
может
затруднить чтение слова. Представьте, чтобы прочитать слово РАК, ребенок
должен будет вспомнить РАКЕТУ, АИСТА и КОШКУ. Затем выделить в словах
первый звук, сопоставить его с буквой. Процесс полезный, но очень долгий,
оттягивающий выход в быстрое чтение. Запоминать буквы можно с помощью
других
ассоциативных
механизмов,
например,
цвета
(основные
цвета
и
их
оттенки). Еще при
обучении чтению Вы всегда должны помнить, что буква
всего лишь графическое изображение звука. Поэтому никогда не произносите
алфавитные названия букв ( эр или ша ), а называйте сам звук ( Р или Ш ), чтобы
на этапе звукослияния облегчить ребенку понимание смысла слова.
Звукослияние. Объяснить ребенку технику звукослияния проще всего на
образах.
Предлагаем
Вам
«оживить»
буквы.
Разыграйте
игровые
сценки.
Однажды буква М пришла в гости к букве А. Вместе им весело играть и петь:
МА. Помним:
вслух называем не букву, а звук!
Чтение. Когда ребенок освоит звукослияние, начните читать простые
слова. Их можно складывать из слогов (МА и МА – МАМА), а можно снова
«оживить» буквы. Они ходят друг к другу в гости. Собравшись вместе, буквы
поют песни (М___А МА-А), разговаривают (МА___К), а потом берутся за
руки и разбиваются на пары (МА___КИ).
Существует великое множество методик обучения ребенка чтению, но
какой бы гениальной ни была ваша методика, не заставляйте учиться ребенка
насильно и тем более не ругайте его за неудачи. Так вы можете сформировать
длительное отвращение ребенка к занятиям с книгой. Все, что вам нужно – это
любовь,
терпение,
фантазия
и
последовательность
обучения.
Пусть
игра,
которую
вы
придумаете,
будет
не
продолжительной,
но
действенной
и
регулярной.
Все занятия с детьми дошкольного возраста должны носить очень
непринужденный характер. Они должныа быть организованы увлекательно и
интересно,
проводиться
в
игровой
форме
и
вызывать
у
ребенка
только
положительные эмоции.
Желаю удачи и терпения!