Автор: Мальгина Алла Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №419" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Речевое развитие ребёнка в младенческом возрасте Раздел: дошкольное образование
Развитие базовых механизмов речи
Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное
развитие мышления и речи (Д.Б.Эльконин).
Основная деятельность в младенческом возрасте – это эмоциональное
общение ребёнка со взрослым. На базе ведущей деятельности у ребёнка
формируется три механизма речи :
1.
Формируется психологическая база речи: внимание, восприятие,
память, первоначальная форма наглядно-действенного
мышлении.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и
зрительного сосредоточения . Слуховое сосредоточение появляется на 2-3
неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же
реакция
возникает
на
голос
человека.
В
это
время
ребенок
не
только
сосредоточивается
на
звуке,
но
и
поворачивает
голову
в
сторону
его
источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне
проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется,
недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей
за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице,
вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает
улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа " комплексом
оживления" .
Комплекс
оживления,
включающий
истинно
человеческую
особенность
-
улыбку,
-
знаменует
собой
появление
первой
социальной
потребности
-
потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении
означает,
что
он
в
своем
психическом
развитии
переходит
от
новорожденности в собственно младенчество.
Если у ребёнка не появились «комплекс оживления», зрительное общение,
родителям необходимо обратиться к специалистам.
2.
Формируется фонематический слух (Н.И.Жинкин) – способность
различать звуки речи.
Фонематический слух – это способность опознавать звук в речевом потоке;
различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в
разной
последовательности
(сосна-насос);
различать
слова,
близкие
по
звуковому
составу
(старик-парик);
слова
с
аппозиционными
фонемами
(близкие по акустическим и артикуляционным признакам).
Н.Х.Швачкин разделяет всё развитие на дофонемную стадию развития и
фонемную. Дофонемная стадия: на 3 неделе у ребёнка появляется реакция на
голос, к 4 месяцам он реагирует на голос и интонацию, с 5 месяцев он
улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова, в 9-10 месяцев
реагирует на интонацию и значение некоторых слов, в 11 месяцев ребёнок
различает
контрастные
по
звучанию
слова
(мама-баба).
Следовательно,
фонематический слух начинает формироваться в 11-12 месяцев, начинает
различать губные звуки: п, б, м (формируется связь зрительных и слуховых
анализаторов.
На
основе
фонематического
слуха
начинает
формирваться
механизм
самоподражания,
формируется
связь:
слово+предмет,
ребёнок
начинает понимать речь окружающих.
3 . Формируется
механизм
слогообразования.
Если
фонематический
слух
является
центром
восприятия,
то
слог
–
это
центр
говорения.
Показателем формирования слога является стадия лепета, тогда и происходит
соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Эта
линейность и есть основной механизм слогообразования. Он формируется
постепенно . Слог в своём развитии проходит несколько стадий:
аутоэхолалия - непроизвольные вокализы, появляются у всех детей;
эхолалия
–
повторение,
отражённые
вокализы
(6
мес.);
ребёнок
непросто реагирует на тембр голоса мамы, он начинает подражать
маминым вокализам.
Эти вокализы Н.И.Жинкин называет «интонационным языком». Самые яркие
появляются в 7-9 месяцев. Это происходит, когда большой палец ребёнка
раздвигается
на
90
градусов,
появляются
слова
«папа»,
«мама»…Маме
необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики (рассказыванию
стишков и потешек с загибанием пальчиков, «молоточков» и т.д.). Развитие
интонационного языка – это продвижение вперёд, появляется зависимость
между развитием интонационного языка и развитием слоговой структуры
слова. Появление интонационного языка – это время налаживания механизма
произношения. Если у ребёнка он
не появился, необходимо обратиться к
отоларингологу. При нормальном слухе – к нейрохирургу (для проверки
наличия или отсутствия очага поражения головного мозга).
Развитие 3-х базовых механизмов речи подготавливают индикативную
(указательную)
функцию
речи.
Начинают
появляться
п е р в ы е
коммуникативные жесты. Это тоже стимул появления нормального языка.
Таким образом, младенческий возраст является самым сензитивным
периодом
для
развития
ребёнка.
Именно
в
этот
период
формируются
предпосылки для развития речи. Формируется фонематическиё слух – основа
для развития импрессивной речи, подражания, самообучения; формируется
механизм
слогообразования
–
основа
для
развития
экспрессивной
речи;
формируется психологическая база речи – внимание, восприятие, память,
мышление. Именно в этот период родителям необходимо уделять особое
внимание не только уходу, но и воспитанию, развитию.