Напоминание

Речевое развитие ребёнка в младенческом возрасте


Автор: Мальгина Алла Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №419"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие ребёнка в младенческом возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие базовых механизмов речи
Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи (Д.Б.Эльконин). Основная деятельность в младенческом возрасте – это эмоциональное общение ребёнка со взрослым. На базе ведущей деятельности у ребёнка формируется
три механизма речи
:
1.
Формируется психологическая база речи: внимание, восприятие, память, первоначальная форма наглядно-действенного мышлении. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение
слухового и

зрительного сосредоточения
. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "
комплексом

оживления"
. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество. Если у ребёнка не появились «комплекс оживления», зрительное общение, родителям необходимо обратиться к специалистам.
2.
Формируется фонематический слух (Н.И.Жинкин) – способность различать звуки речи. Фонематический слух – это способность опознавать звук в речевом потоке; различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разной последовательности (сосна-насос); различать слова, близкие по
звуковому составу (старик-парик); слова с аппозиционными фонемами (близкие по акустическим и артикуляционным признакам). Н.Х.Швачкин разделяет всё развитие на дофонемную стадию развития и фонемную. Дофонемная стадия: на 3 неделе у ребёнка появляется реакция на голос, к 4 месяцам он реагирует на голос и интонацию, с 5 месяцев он улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова, в 9-10 месяцев реагирует на интонацию и значение некоторых слов, в 11 месяцев ребёнок различает контрастные по звучанию слова (мама-баба). Следовательно, фонематический слух начинает формироваться в 11-12 месяцев, начинает различать губные звуки: п, б, м (формируется связь зрительных и слуховых анализаторов. На основе фонематического слуха начинает формирваться механизм самоподражания, формируется связь: слово+предмет, ребёнок начинает понимать речь окружающих.
3 .
Формируется механизм слогообразования. Если фонематический слух является центром восприятия, то слог – это центр говорения. Показателем формирования слога является стадия лепета, тогда и происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Эта линейность и есть основной механизм слогообразования. Он формируется постепенно . Слог в своём развитии проходит несколько стадий:  аутоэхолалия - непроизвольные вокализы, появляются у всех детей;  эхолалия – повторение, отражённые вокализы (6 мес.); ребёнок непросто реагирует на тембр голоса мамы, он начинает подражать маминым вокализам. Эти вокализы Н.И.Жинкин называет «интонационным языком». Самые яркие появляются в 7-9 месяцев. Это происходит, когда большой палец ребёнка раздвигается на 90 градусов, появляются слова «папа», «мама»…Маме необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики (рассказыванию стишков и потешек с загибанием пальчиков, «молоточков» и т.д.). Развитие интонационного языка – это продвижение вперёд, появляется зависимость между развитием интонационного языка и развитием слоговой структуры слова. Появление интонационного языка – это время налаживания механизма произношения. Если у ребёнка он не появился, необходимо обратиться к отоларингологу. При нормальном слухе – к нейрохирургу (для проверки наличия или отсутствия очага поражения головного мозга). Развитие 3-х базовых механизмов речи подготавливают индикативную (указательную) функцию речи. Начинают появляться п е р в ы е коммуникативные жесты. Это тоже стимул появления нормального языка. Таким образом, младенческий возраст является самым сензитивным периодом для развития ребёнка. Именно в этот период формируются
предпосылки для развития речи. Формируется фонематическиё слух – основа для развития импрессивной речи, подражания, самообучения; формируется механизм слогообразования – основа для развития экспрессивной речи; формируется психологическая база речи – внимание, восприятие, память, мышление. Именно в этот период родителям необходимо уделять особое внимание не только уходу, но и воспитанию, развитию.


В раздел образования