Напоминание

Коррекционно-развивающее занятие "Дружба крепкая не сломается"


Автор: Наумова Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 110
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детей дошкольного возраста
Тема: Коррекционно-развивающее занятие "Дружба крепкая не сломается"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детей

дошкольного возраста

«Дружба крепкая не сломается».

Автор: Н.В.Наумова, педагог-психолог.

Цель:
развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.
Задачи:

Развивающие:
Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности, потребность в близком друге, желание реализовать потребность в признании в обществе сверстников
Коррекционные:
С од е й с т в о в ат ь н о р м а л и з а ц и и о т н о ш е н и й з а м к н у т ы х и «непопулярных
»
детей со сверстниками, повышению их активности в общении и уверенности в себе. Воспитательные: Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению.
Материалы:
Образная игрушка Ежик, бумажные заготовки – облака, трафареты звездочек (по количеству детей), цветная бумага для вырезания звездочек, музыкальное сопровождение, подарки» по количеству детей, ватман для
«звездного неба»
.
Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате, педагог-психолог приходит к ребятам с большой мягкой игрушкой ежика в руках. Дети рассаживаются на стульчиках, расставленных по кругу. - Здравствуйте ребята, рада вновь оказаться у вас в гостях, но сегодня я пришла к вам не одна, со мной вместе пришел симпатичный ежик, зовут его Витя, только он немного стесняется, это иногда случается, когда оказываешься в незнакомой обстановке. Но вы, как гостеприимные хозяева можете помочь ежику Вите, почувствовать себя более уверенно. Как мы можем показать Вите, что мы рады его видеть, и очень хотим подружиться? (дети высказываются по собственному желанию). Я согласна с вашими предложениями, а сейчас давайте все это скажем Вите. Игра
«Любимая игрушка»
. Цель: расширение вербального, тактильного опыта эмоциональной демонстрации безусловного принятия. Мы будем передавать ежика Витю по кругу. Пусть каждый возьмет его, подарит ему свою ласку, свои объятья и скажет что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен передать игрушку своему соседу. Пройдя по всему кругу, Витя получит всё ваше тепло и нежность. Дети выполняют игровое задание, при затруднениях, взрослый приходит на помощь, подсказывая возможные варианты формулировок, действий с игрушкой. Самостоятельные, оригинальные формулировки эмоционально поощряются. - Спасибо. Много замечательных, очень добрых, ласковых слов вы сказали ежику Вите, и его настроение заметно улучшилось. Как вы думаете, почему? (рефлексия – высказывания детей по желанию; взрослый обобщает ответы детей: когда нам говорят ласковые, добрые слова, когда к нам нежно прикасаются, гладят, обнимают, мы понимаем, что нас ЛЮБЯТ, и это делает нас СЧАСТЛИВЫМИ).
- Ребята, ежик Витя впервые у нас в гостях, и вас он еще совсем не знает, а для того, чтобы ближе познакомиться и подружиться я предлагаю вам сыграть в веселую игру
«Менялки»
. Игра
«Менялки»
Цель: актуализация и представление каждым ребенком собственных интересов, приоритетов, привязанностей; безусловное принятие сходства и различия сверстников; создание позитивной эмоциональной атмосферы. Играющие сидят на стульях в кружок, водящий становится в центре и говорит:
«Меняются местами те, кто любит (например, мороженое)»
. Любители мороженого, в том числе водящий, меняются местами (перебегают на свободные стулья). Водящим становится тот, кому не хватило места. Далее все остальные водящие повторяют ключевую фразу, меняя последнее слово, в зависимости от своих привязанностей и вкусов. Последним водящим становится взрослый, который говорит:
«Меняются местами те,

кто любит сказки»
. - Вы все поменялись местами, это значит, что вы все любите сказки? Замечательно! Значит, ежик Витя не случайно пришел именно в вашу группу, ведь он принес вам свою сказочную историю. Хотите с ней познакомиться? Тогда давайте устроимся поудобнее и приготовимся слушать
«Сказку про ежика Витю»
. (Дети свободно располагаются на ковре вокруг взрослого). Чтение (возможны элементы драматизации с использование атрибутов настольного театра, или театра Петрушки) сказки. Обсуждение – дискуссия по предложенным вопросам - Спасибо, тебе Ежик, за такую поучительную историю. Мы очень рады, что ты наконец- то нашел настоящего друга. Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию). - У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! Ежик Витя принес вам сегодня показать свою волшебную картинку, которая называется
«Я и мои друзья»
. Взрослый от лица Ежика: — Это облачко, на котором горят разноцветные звездочки. Вот это звездочка – это Я, Ежик, а эта оранжевая звезда – мой друг Лисенок. На этом облачке еще есть место, и может быть, скоро здесь появятся и другие звездочки – мои новые друзья. А вам в подарок, я принес голубые облака, на которых вы можете поселить всех своих друзей, а если вы соберете все облака вместе, у вас получится настоящее, волшебное звездное небо. Индивидуальная работа. Аппликация
«Я и мои друзья»
Ребята рассаживаются за столы и получают заготовки облака, трафареты звездочек и цветную бумагу. Ребята вырезают звездочки, по количеству друзей и наклеивают их на облака. В ходе работы
«Ежик Витя»
ведет индивидуальные беседы с детьми, о том, кого они называют своими друзьями, чем они любят вместе заниматься (особое внимание уделяется детям с неблагоприятным социальным статусом). Во время работы негромко звучит запись песни
«Если с другом вышел в путь…»

В ходе работы многие дети испытывают затруднения при вырезании фигур сложной

формы – звездочек – необходимо поддержать их:
- Действительно, это не просто красиво вырезать звездочку, нужно очень постараться, но дружить тоже не просто: нужно научиться думать о других, научиться уступать, делиться, заботиться, защищать; учиться вместе радоваться и веселиться, а может быть и вместе погрустить.
По окончании индивидуальной работы дети собирают свои облака в общее звездное небо. Коллективная аппликация
«Звездное небо»
. - Замечательное небо дружбы у нас получилось. Оно навсегда поселится в нашей группе, и очень может быть, что на нем будут зажигаться новые звезды. Ну, а если черная тучка ссоры, закроет какое-то облако, надо подойти к звездному небу, положить ладошки на облака, взяться другими ладошками за руки и сказать волшебные слова: Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Мы с тобой подружим Маленькие пальчики (сцепляются мизинцами) Раз-два, раз-два Навсегда с тобой друзья. Сидя в кругу, ребята соединяют между собой мизинцы, и вместе заучивают стихотворение. - Теперь, мы с ежиком Витей очень на это надеемся, мир, дружба, веселое настроение, навсегда поселятся в вашей группе. А я хочу вам напомнить еще об одной отличительной особенности настоящих друзей: они готовы всегда и всем поделиться и очень любят делать друг другу подарки. Упражнение
«Я дарю тебе дружок»
Цель: рефлексия своих впечатлений от занятия, актуализация потребности в близких друзьях, демонстрация принятия всех ребят группы. Дети по степени внутренней готовности дарят друг другу заранее подготовленные подарки. Одними из первых подарки получают ребята с неблагоприятным социальным статусом от лица персонажа, от педагога-психолога, воспитателя. Взрослые задают образец преподнесения подарка со словами принятия. (Например:
«Я дарю тебе дружок

…Я очень люблю с тобой играть и скучаю когда тебя нет в группе»
). - Ну, что же, ребята, ежику Вите пора возвращаться в свой лес, наверняка его друг Лисенок, уже без него заскучал. Ежик: Я обязательно расскажу Лисенку о вас, о такой дружной и веселой группе. А может, вы захотите написать нам письмо и пришлете рисунки о ваших любимых играх и занятиях. Лисенок будет рад, с вами познакомится. До свидания ребята! Домашнее задание: рисование — рефлексия на темы
«Я и мои друзья»
,
«Наши дружные

дела»
.
Литература:
1. Крюкова С.В., Слободник Н.П.. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.,
«Генезис»
, 2002 г. 2. Развитие социальной уверенности у дошкольников /под ред. Безруких М.М., М.,
«Владос»
, 2002 г. 3. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. Ярославль, 2001г 4. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников
«Давайте

дружить!»
, Москва, 2008г. 5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.. Лабиринт души: терапевтические сказки. М., Академический проект, 2007 г.


В раздел образования