"Сказка как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".
Автор: Вавилова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Жемчужинка" Населённый пункт: село Подкуровка, Ульяновская область Наименование материала: Статья Тема: "Сказка как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
Выступление на методическом объединении.
«Сказка как средство развития речи у детей младшего дошкольного
возраста».
Свое выступление я хочу начать с мудрой цитаты из сказки Антуана-Де-Сент
Экзиюпери «Маленький принц»: «Вот мой секрет, он очень прост, зорко одно
лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Неотъемлемой частью детского воспитания являются сказки. Именно от того,
что читают малышам в детстве, зависит их развитие. Сказки формируют,
главным образом основные жизненные ценности человека. Например,
честность, доблесть, смелость, отважность и доброту.
Само слово СКАЗКА – это художественное произведение, в основном
волшебного, прозаического, авантюрного или бытового характера, с
установкой на вымысел. Изучение родного языка является одним из
важнейших приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте. Так как
речь не дается человеку от рождения, то естественно должно пройти время,
чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало
усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В
современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной
связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Огромную роль
в формировании языковой культуры занимаетсказка. Потому как при
воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок
осуществляется развитие монологической речи. Мы с вами знаем, что сказка
развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к
словотворчеству. Сказка, используемая в работе воспитателя – это не что
иное как средство многостороннего развития личности, расширения сознания
и познание окружающего мира.
В процессе работы с детьми по развитию речи с помощью сказкотерапии, я
поставила перед собой цели и задачи:
- способствовать своевременному и правильному развитию речи у детей и
обогащению словарного запаса.
- способствовать совершенствованию звуковой речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности.
Развитие речи создает благоприятные условия для игровой мотивации,
сотрудничества педагога с детьми и друг с другом, а так же
приобщению детей к народному фольклору и истории русской культуры.
Методы работы по развитию речи при помощи сказкотерапи строятся в моей
практике по таким направлениям как дидактические игры;
театрализация сказок; показ инсценировка и т. д.
В ходе проведения занятий я часто применяю многие персонажи детских
сказок. Например: дети уже приготовились к занятию, сидят в ожидании
моих действий и вдруг стук в дверь… и появляется сказочный персонаж наш
любимый МИША и говорит нам: Здравствуйте, ребята. Сегодня я торопился
к вам на занятие и шел по сказочно-красивому лесу, где настоящий золотой
листопад. Или же игра в ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК с участием нашей
МАШЕНЬКИ добавляет в ход игры немного волшебства, вызывает огромный
интерес у детей, снимает скованность, стеснительность и т. д.
При театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу
методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, настоящее
волшебство, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью
близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего
мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки
способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей
младшего возраста. Манипулирование куклами развиваетобщую и мелкую
моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя
рассказывание сказки, беседу по содержанию выразительный пересказ и
показ настольного театра.
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие
возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей,
осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между
предметами и явлениями.
А нам, взрослым, нужно научиться жить как в детстве, не пряча чувств и
эмоций.