Напоминание

"Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира" (Обмен опытом)


Автор: Пичугина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 "Василек"
Населённый пункт: город Навашино, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира" (Обмен опытом)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения Детский сад №1 «Василек» Нижегородская область город Навашино
Консультация для педагогов

на тему: «Экспериментирование как эффективный метод

познания окружающего мира»

(Обмен опытом)
подготовила воспитатель Пичугина Наталья Васильевна г. Навашино 2016 г.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача нас, педагогов – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям. Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении многих лет. Мне эта работа с детьми очень нравиться. Так как в процессе этой работы виден результат. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: 1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. 3. Развивается речь. 4. Происходит накопление фонда умственных умений. 5. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. 6. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности 7. Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределила подборку практического материала по блокам. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды, а также разработать перспективный план. Я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета: «Первое сентября», на тему: «Экологическое образование в детском саду». Где одна из тем была детское экспериментирование. И давался материал подробный, как создать среду в детских садах для детского экспериментирования. Эта тема меня очень заинтересовала. Конечно, было бы хорошо, как советовали нам на урсах, если в каждом детском саду была оборудована лаборатория. Для этого можно переоборудовать старые материальные кладовые, которые со временем утратили свою значимость. Куда можно было бы приводить детей. Приходя в такое, специально оборудованное помещение, у детей развивается:  Познавательный интерес.  Повышается интерес к исследовательской деятельности.  Формируется основа научного мировоззрения.
И в то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе с педагогом. В такой лаборатории необходимо оборудовать раковину с краном. Это позволяет детям мыть руки сразу после занятий. Разместить столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования материалов. На подоконниках можно поместить ящики с растениями для наблюдений. В нашем детском саду нет возможности оборудовать такую комнату и поэтому я начиная со 2-ой младшей группы оборудовала уголок экспериментирования, или можно сказать мини- лабораторию, чтобы дети в любое время в свободной деятельности или в специально организованной обстановке смогли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Сейчас мои малыши находятся в подготовительной группе. Хочу Вас подробно ознакомить, что есть у нас и по каким группам разделены материалы:  С помощью родителей сшили для детей белые халатики, клеёнчатые фартуки.  Оформили эмблемы, с надписью ученого (например: “Ученый Миша Гудков»).  Совместно с детьми выработали правила работы в уголке экспериментирования, разрабатали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, так как эта работа требует особой аккуратности соблюдения правил безопасности. В нашей лаборатории правила такие: 1) Экспериментировать в уголке можно только в присутствии и с разрешения педагога. 2) Необходимо брать только нужные для эксперимента материалы. 3) Чтобы работать с сыпучими материалами, надо пользоваться подносом. 4) Пробовать на вкус вещества нельзя без разрешения взрослых. 5) После эксперимента нужно вымыть руки и оборудование. 6) После экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.  Приобрели комплект портретов ученых с информацией об их научных трудах, с которыми знакомим детей.  Совместно с родителями воспитанников собирали материал не только коллекционный, но и массовый. Это песок, глина, плодородная и неплодородная почвы, дерновая земля с луга, торф и т.д.  Родители изготовили террариум для дождевых червей, который находился у нас на участке детского сада, на ночь мы его убирали, а днем выносили на участок для наблюдения.  Приборы – помощники: увеличительные стёкла (лупа), весы, песочные часы, компас, магниты, специальные детские микроскопы, барометры, термометры для измерения температуры воды и воздуха, бинокль, сантиметровая лента, линейка.  Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы: стеклянные колбы различной формы и размера, пробирки, стеклянные и пластиковые прозрачные стаканчики, банки разного размера.  Природный материал: шишки, камни, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д..  Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.  Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная бумага для фильтрования и т.д.  Медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши стеклянные и пластмассовые трубочки и т.д.  Контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, мука, соль, сахар,  Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды); «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки);  «Магнеты» (разные магниты, конструкции бабочек, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, т. е. материалы для изучения свойств магнита).  «Стекло»: зеркала, цветные и прозрачные стёкла,  «Резина»  Различные коллекции: семян, шерсти, тканей, мхов, ракушек, камней.  Различные макеты: макет дерева, макет солнечной системы, макеты времён года  Алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.  На каждого ребенка я завожу дневник экспериментов, с зарисовкой хода эксперимента. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.  “Прозрачный горшок” - стеклянная емкость, которая, позволяет наблюдать за ростом корней растений. Чтобы наблюдать было удобнее, сажаем растения поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.  Карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) В уголке экспериментирования мы работаем малыми группами: по 5 – 6 человек. Распределяются дети по группам, исходя из их заинтересованности. Наша совместная эсперементальная деятельность организуется 1 раз в неделю. Мы занимаемся по 30 мин. Важно, чтобы ни один вопрос, возникший у детей, не остался незамеченным. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила: 1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний. 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации. Мне очень нравиться прием, когда я выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. Использую прием презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку. В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Список использованной литературы
Материал курсов повышения квалификации, в Московском Педагогическом университете: «Первое сентября», на тему: «Экологическое образование в детском саду». 1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 2. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. Дошкольное воспитание № 9, 2000. 3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.


В раздел образования