Автор: Костина Марина Ивановна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева ." Населённый пункт: КЧР, г. Усть-Джегута, Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Итоговый урок по теме: "Квадратные уравнения." Раздел: полное образование
Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме : «Квадратные
уравнения.»
Цели урока:
1)
Образовательная: формирование умений применять полученные
знания,применять различные методы решения квадратных уровнений,
систематизировать полученные знания;
2)
Воспитательная: формирование интереса к математической науке,
воспитание математической культуры, формировать навыки контроля ,
самоконтроля и взаимоконтроля;
3)
Развивающая: развитие логического мышления, наблюдательности,
внимания, памяти, умение рассуждать и аргументировать свои решения.
Тип урока: урок- смотр знаний.
Ход урока.
I.Устная работа.
1. Фронтальный опрос:
–
Сформулируйте определение квадратного уравнения,
–
Какое уравнение называется приведённым квадратным уравнением?
–
Сформулировать теорему Виета.
–
Назвать формулы неполных квадратных уравнений. Почему они
называются неполными квадратными уравнения?
2. ( На доске начерчена таблица, в которой не заполнен последний столбец.)
-Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а,в,с. Слайд
№
а
в
с
Уравнения
1
3
6
-2
3х² +6х-2=0
2
-5
7
0
-5х²+7х=0
3
2
0
11
2х²+11=0
4
4
-8
3
4х²-8х+3=0
5
-12
-9
0
-12х²-9х=0
3.Заменить данные уравнения на равносильные приведённые квадратные
выполняется на доске, а другой самостоятельно) . Слайд
1) х²+2х+11=14
Решение:
х²+2х+11=14
х²+2х+11-14=0
х²+2х-3=0
В данном уравнении р=2, q=-3. Подберём два числа х1 и х2 так, чтобы
х
1
+х
2
=-2, х
1•
х
2
=-3. По теореме обратной теореме Виета получаем, что х
1
=-3,
х2=1- корни уравнения х²+2х-3=0, и следовательно, уравнения х²+2х+11=14 , так
как (-3) • 1=-3, (-3)+1
=-2.
Ответ:х1=-3, х2=1.
Слайд
2)
х²+3х-10=0
Решение:
В данном уравнении р=3, q=-10. Подберём два числа х
1
и х
2
так, чтобы х
1
+х
2
=-3, х
1
• х
2
=-10. Заметив, что (-5)+2=-3, (-5) •2=-10, то по теореме обратной теореме
Виета, получаем, что х
1
=-5, х2=2- корни уравнения х²+3х-10=0.
Ответ: х
1
=-5, х
2
=2.
III.
Информация об учёном Ф. Виете.
IV.. Контроль знаний учащихся- устная работа.
1.Объяснить случаи когда квадратное уравнение ах²+вх+с=0 имеет два
корня, один корень, не имеет корней? Слайд
Ответы:
–
2 корня, когда дискриминант больше нуля, т. е. Д>0;
–
1 корень, когда дискриминант равен нулю, т. е. Д=0;
–
не имеет корней, когда дискриминант меньше нуля, т. е. Д<0;
–
2..Объяснить случаи когда уравнение х²=а имеет два корня, один корень, не
имеет корней? Слайд
Ответы:
-2 корня, когда а>0;
-1 корень, когда а=0;
-нет корней, когда а<0.
V. Выполнение заданий.
Ответы: Слайд
1 вариант
2 вариант
а) - 2,5; 1;
а) 1; 0,4;
б) -2; 1/3;
б) 0,5; 3;
в) 5;
в) — 2,5 ; 0,5.
2. Сократите дробь: Слайд
х
−
4
х²
−
8 х
32
Решение:
х
−
4
х²
−
8 х
32
Разложем знаменатель дроби на множители , имеем
х² - 8 х + 32 = х² -4х -8х + 32 = ( х² -4х )+ ( -8х + 32) = х• ( х-4 )- 8 ( х-4) =
( х — 4 ) • ( х — 8 )
Следовательно,
х
−
4
х²
−
8 х
32
=
х
−
4
х — 4
•
х — 8
=
1
х
−
8
.
Ответ:
1
х
−
8
3. Вычислите стороны прямоугольника , если известно, что одна из них
меньше другой на 6 см. Площадь данной фигуры равна 135 см² . Слайд
Решение: пусть меньшая сторона прямоугольника равна х см , тогда большая
сторона будет равна ( х +6 ) см. Площадь такой фигуры равна 135 см².
Следовательно:
х • ( х + 6 ) = 135
х² + 6х — 135 = 0
Д1= 144, Д > 0, 2 корня.
Х1= 9, х2 = - 15.
Получаем два корня 9 и ( -15 ). Отрицательная сторона прямоугольника быть не
может . Поэтому условию задачи удовлетворяет только первое значение 9 см.
9+ 6 = 15 ( см ) - вторая сторона прямоугольника.
Ответ: 9 см, 15 см.
V. Физкультминутка. Слайд
V I. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Слайд
1 вариант: Вычислите стороны прямоугольника , если известно, что одна
из них больше другой на 5 см. Площадь данной фигуры равна 6 см² .
2 вариант: Вычислите стороны прямоугольника , если известно, что одна
из них меньше другой на 6 см. Площадь данной фигуры равна 7 см² .
Ответы: Слайд
1 вариант: Пусть х см одна сторона, тогда ( х+ 5) см другая сторона. Зная , что
площадь прямоугольника равна 6 см², составляем и решаем уравнение.
х (х + 5 ) = 6
х1 = 1, х2 = -6 — не удовлетворяет условию задачи.
1 см одна сорона, 1 + 5 = 6 (см) другая сторона.
Ответ: 1 см, 6 см.
2 вариант:
Пусть х см одна сторона, тогда ( х+ 6) см другая сторона. Зная , что
площадь прямоугольника равна 7 см², составляем и решаем уравнение.
х (х + 6 ) = 7
х1 = 1, х2 = -7 — не удовлетворяет условию задачи.
1 см одна сорона, 1 + 6 = 7 (см) другая сторона.
Ответ: 1 см, 7 см.
Каждый ученик сам проверяет задачи и выставляет себе оценку.
VII. Итог урок: выставляются оценки ( с учётом всех видов работ),
рефлексия.
VIII. Дома: повторить все формулы по теме, № 595, 656 .