Напоминание

Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа


Автор: Митрофанова Надежда Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Архангельский педагогический колледж
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа
Раздел: дошкольное образование





Назад





Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

А

рхангельской области

«

Архангельский педагогический колледж

»

Статья



Формирование математической компетентности у студентов

педагогического колледжа
по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
Преподаватель: Митрофанова Н.В.
Архангельск 2016

Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа
Развитие системы образования рассматривается сегодня во всех странах как одна из важнейших стратегических целей общества, направленная на решение глобальной задачи вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в быстро меняющемся мире. Одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему, как общего, так и профессионального образования. Принятие федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) означает, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения» в «стадию «самореализации». Это важный этап в модернизации профессионального образования, во многом определяющий перспективы повышения компетентности выпускников на ближайшие годы. Однако отечественное образование, математическое образование в частности было и остается ориентированным на формирование у обучающисяся системы предметных научных знаний и соответствующих умений, в то время как мировая тенденция развития образования состоит в ориентации его содержания на решение практических задач. Учитывая то, что преимущественное использование математических знаний, умений и навыков у большинства человечества связано с решением различных задач, представляется целесообразным рассмотрение понятия математическая компетентность. Понятие «математическая компетентность» изучено достаточно широко. Различные аспекты определения и формирования математической компетентности нашли отражение в исследованиях В.А Плаховой, Л.К.Иляшенко, С.А. Шунайловой, М.Л. Палевой др. Математическая компетентность будущего специалиста определяется в научной литературе как готовность к профессиональной деятельности, основанной на системе взаимосвязанных математических знаний, умений, навыков и опыте, которые приобретены в процессе обучения математическим дисциплинам. Она включает в себя общие математические знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование математического языка, современных технических средств. При этом подчеркивается глубина и прочность математических знаний специалиста, умение применять их в новой ситуации. Цель формирования математической компетентности студента определяется социальным заказом общества на формирование специалиста, способного принимать обоснованные решения, прогнозировать результаты реализации этих решений и брать на себя ответственность за эти результаты. Для достижения этой цели требуется решить задачи формирования у студентов: комплекса математических знаний, умений и навыков;
 развития мотивации применения математических методов в педагогическом процессе;  ценностного отношения к применению математических знаний в профессиональной деятельности;  развитие познавательных способностей. Формирование математической компетентности рассматривается нами как специально организованный процесс освоения студентами математических знаний, умений и навыков, развития интеллектуальных способностей и мотивации, применения имеющихся умений и навыков к решению практических задач. Анализ исследований, связанных с определением теоретической модели деятельности педагога (Е. Жидкова, В.И. Логинова, Л.Г. Семушина, Л.В.Поздняк и др.) позволил квалифицировать модель готовности студентов по методике математического развития дошкольников как единство структурных компонентов: мотивационно- личностностного, содержательного и деятельностного, результативного. 1. Целевой (мотивационно-ценностный) компонент представляет собой совокупность таких мотивов, как интерес к истории математики, способствует стремлению к обогащению математических знаний и умений, стимулированию применения математической знаний и умений на практике. Данный компонент направлен на активизацию познавательной деятельности студентов и развитие положительной мотивации обучения на основе знаний из истории математики, о приложении математических знаний в производстве. Его характеристиками являются: осознанность личностью математических знаний, их прочность и самостоятельность в действенном применении к решению практических задач. 2. Содержательный (содержательно-целеполагающий) компонент включает в себя: совокупность теоретических знаний, умений и навыков, познавательную активность необходимых для осуществления процесса обучения. Данный компонент служит построению модели обучения на основе использования математических знаний в педагогическом процессе, приемов и способов решения различных практико-ориентированных задач. Характеристикой рассматриваемого компонента является: полнота, глубина, обобщенность математических знаний. 3. Деятельностный (деятельностно-операционный) компонент заключается в применении имеющихся умений и навыков к постановке и решению практических задач, в выборе приемов и способов решения нестандартных задач. Характеристиками данного компонента являются: системность, оперативность, мобильность знаний, умение усваивать математические знания, применение этих знаний в решении практических задач.
4. Результативно-оценочный (личностно-рефлексивный) компонент предполагает наличие способности к оценке своей деятельности и результатов, к проектированию своей деятельности и самообразованию. Критерии и показатели сформированности математической компетентности будущих специалистов оформим в виде таблицы: Критерий Показатели Положительная мотивация к осуществлению математической деятельности - Наличие интереса в области математики; -потребность в формировании математической компетентности. Владение теоретическими знаниями и п р а к т и ч е с к и м и у м е н и я м и по математике - Полнота теоретических знаний и практических умений по математике; - системность и осознанность знаний по математике. Обладание умениями проектирования фрагментов педагогического процесса - Способность к видению проблемы, выдвижению гипотез, осуществлению переноса знаний в новую ситуацию, решению выделенной проблемы. На сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что будущие выпускники профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем математической компетентности. Нередко приобретаемые студентами математические знания носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной жизни. С этой точки зрения повышение уровня владения студентами математическими знаниями и умениями получает особую значимость. Последнее делает актуальным разработку эффективных методов педагогического руководства процессом формирования математической компетентности будущих специалистов. Обучение студентов по МДК 03.04. «Теория и методика математического развития» (дошкольников) осуществляется в ходе лекций, семинарских занятий с осмыслением примеров решения конкретных педагогических ситуаций, постановкой перед студентами проблемных вопросов, размышлением над важнейшими вопросами обучения детей математике, решением педагогических задач и выполнением разноуровневых заданий. Так, репродуктивные задания включают в себя написание терминологических диктантов, выполнение письменных экспресс-опросов, контрольных работ и т.д. Репродуктивно- творческие задания предполагают написание рефератов, составление аннотаций составление кроссвордов. На практических занятиях, проводимых в форме деловых и ролевых игр, отрабатываются методические приемы формирования у дошкольников математических представлений в условиях, моделирующих образовательный процесс в дошкольном
учреждении (в ходе игр, организованных занятий, индивидуальной работы с детьми); используются самостоятельное составление отдельных фрагментов и конспектов занятий, игр, развлечений для детей разных возрастных групп; самостоятельное составление и поиск разрешения педагогических ситуаций с целью приобретения опыта работы по математическому развитию Для стимулирования процесса развития математической компетентности имеет место использование видеофильмов. Содержанием учебных и видеофильмов являются занятия в детском саду по развитию элементарных математических представлений, уроки математики в начальной школе или тематические фрагменты, позволяющие целенаправленно проиллюстрировать различные варианты практического осуществления тех или иных психолого-педагогических подходов, принципов, методов и форм организации обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий (презентаций, программ, и др. средств обучения), учебно-познавательных творческих заданий даёт возможность моделировать образовательный процесс, апробировать на практике в дошкольной организации при проведении занятий по математике и в процессе совместной деятельности с детьми, а также при выполнении самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы студентов. Исходя из того, что критерием компетентности является формирование определённых умений, в основу построения курса положена концепция взаимосвязи теории и практики. В период педагогической практики обучение студентов происходит в условиях максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Учебный план по педагогической практике предусматривает знакомство с оснащением методического кабинета дошкольного учреждения и анализ материальной базы по математическому развитию детей; знакомство с предметно-развивающей средой в группе, изучение и анализ планирования работы по развитию элементарных математических представлений; наблюдение педагогического процесса и самостоятельное проведение дидактических и логико-математических содержанием, логико-математических игр, занятий и развлечений, индивидуальной работы по обучению счёту. С целью формирования математической компетенции разработана программа специального практикума «Развивающие игры в работе с дошкольниками» и включена в учебный процесс. Практические занятия направлены на ознакомление с разнообразными математическими играми, упражнениями и технологиями: «Логические блоки» З. Дьенеша,
«Цветные счётные палочки» Кюизенера, выработку умений применять полученные знания при проведении игр и упражнений в совместной деятельности с детьми. Следует признать, что на современном этапе проблемы развития математической компетентности студентов требуют тщательного анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Литература: 1. Дулатова З. А. О формировании экономико-математической компетентности / З. А. Дулатова, Е. М. Юркшене // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 156-159. 2. Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. – С.93-95.

Формирование математической компетентности у обучающихся педагогического

колледжа
Развитие системы образования рассматривается сегодня во всех странах как одна из важнейших стратегических целей общества, направленная на решение глобальной задачи вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в быстро меняющемся мире. Одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему, как общего, так и профессионального образования. Принятие федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) означает, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения» в «стадию «самореализации». Это важный этап в модернизации профессионального образования, во многом определяющий перспективы повышения компетентности выпускников на ближайшие годы. Однако отечественное образование, математическое образование в частности было и остается ориентированным на формирование у обучающисяся системы предметных научных знаний и соответствующих умений, в то время как мировая тенденция развития образования состоит в ориентации его содержания на решение практических задач. Учитывая то, что преимущественное использование математических знаний, умений и навыков у большинства человечества связано с решением различных задач, представляется целесообразным рассмотрение понятия математическая компетентность. Понятие «математическая компетентность» изучено достаточно широко. Различные аспекты определения и формирования математической компетентности нашли отражение в исследованиях В.А Плаховой, Л.К.Иляшенко, С.А. Шунайловой, М.Л. Палевой др. Математическая компетентность будущего специалиста определяется в научной литературе как готовность к профессиональной деятельности, основанной на системе взаимосвязанных математических знаний, умений, навыков и опыте, которые приобретены в процессе обучения математическим дисциплинам. Она включает в себя общие математические знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование математического языка, современных технических средств. При этом подчеркивается глубина и прочность математических знаний специалиста, умение применять их в новой ситуации. Цель формирования математической компетентности студента определяется социальным заказом общества на формирование специалиста, способного принимать обоснованные решения, прогнозировать результаты реализации этих решений и брать на себя ответственность за эти результаты. Для достижения этой цели требуется решить задачи формирования у студентов: комплекса математических знаний, умений и навыков;
 развития мотивации применения математических методов в педагогическом процессе;  ценностного отношения к применению математических знаний в профессиональной деятельности;  развитие познавательных способностей. Формирование математической компетентности рассматривается нами как специально организованный процесс освоения студентами математических знаний, умений и навыков, развития интеллектуальных способностей и мотивации, применения имеющихся умений и навыков к решению практических задач. Анализ исследований, связанных с определением теоретической модели деятельности педагога (Е. Жидкова, В.И. Логинова, Л.Г. Семушина, Л.В.Поздняк и др.) позволил квалифицировать модель готовности студентов по методике математического развития дошкольников как единство структурных компонентов: мотивационно- личностностного, содержательного и деятельностного, результативного. 1. Целевой (мотивационно-ценностный) компонент представляет собой совокупность таких мотивов, как интерес к истории математики, способствует стремлению к обогащению математических знаний и умений, стимулированию применения математической знаний и умений на практике. Данный компонент направлен на активизацию познавательной деятельности студентов и развитие положительной мотивации обучения на основе знаний из истории математики, о приложении математических знаний в производстве. Его характеристиками являются: осознанность личностью математических знаний, их прочность и самостоятельность в действенном применении к решению практических задач. 2. Содержательный (содержательно-целеполагающий) компонент включает в себя: совокупность теоретических знаний, умений и навыков, познавательную активность необходимых для осуществления процесса обучения. Данный компонент служит построению модели обучения на основе использования математических знаний в педагогическом процессе, приемов и способов решения различных практико-ориентированных задач. Характеристикой рассматриваемого компонента является: полнота, глубина, обобщенность математических знаний. 3. Деятельностный (деятельностно-операционный) компонент заключается в применении имеющихся умений и навыков к постановке и решению практических задач, в выборе приемов и способов решения нестандартных задач. Характеристиками данного компонента являются: системность, оперативность, мобильность знаний, умение усваивать математические знания, применение этих знаний в решении практических задач.
4. Результативно-оценочный (личностно-рефлексивный) компонент предполагает наличие способности к оценке своей деятельности и результатов, к проектированию своей деятельности и самообразованию. Критерии и показатели сформированности математической компетентности будущих специалистов оформим в виде таблицы: Критерий Показатели Положительная мотивация к осуществлению математической деятельности - Наличие интереса в области математики; -потребность в формировании математической компетентности. Владение теоретическими знаниями и п р а к т и ч е с к и м и у м е н и я м и по математике - Полнота теоретических знаний и практических умений по математике; - системность и осознанность знаний по математике. Обладание умениями проектирования фрагментов педагогического процесса - Способность к видению проблемы, выдвижению гипотез, осуществлению переноса знаний в новую ситуацию, решению выделенной проблемы. На сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что будущие выпускники профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем математической компетентности. Нередко приобретаемые студентами математические знания носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной жизни. С этой точки зрения повышение уровня владения студентами математическими знаниями и умениями получает особую значимость. Последнее делает актуальным разработку эффективных методов педагогического руководства процессом формирования математической компетентности будущих специалистов. Обучение студентов по МДК 03.04. «Теория и методика математического развития» (дошкольников) осуществляется в ходе лекций, семинарских занятий с осмыслением примеров решения конкретных педагогических ситуаций, постановкой перед студентами проблемных вопросов, размышлением над важнейшими вопросами обучения детей математике, решением педагогических задач и выполнением разноуровневых заданий. Так, репродуктивные задания включают в себя написание терминологических диктантов, выполнение письменных экспресс- опросов, контрольных работ и т.д. Репродуктивно-творческие задания предполагают написание рефератов, составление аннотаций составление кроссвордов. На практических занятиях, проводимых в форме деловых и ролевых игр, отрабатываются методические приемы формирования у дошкольников математических представлений в условиях, моделирующих образовательный процесс в дошкольном учреждении (в ходе игр, организованных занятий, индивидуальной работы с детьми); используются самостоятельное составление отдельных фрагментов и конспектов занятий,
игр, развлечений для детей разных возрастных групп; самостоятельное составление и поиск разрешения педагогических ситуаций с целью приобретения опыта работы по математическому развитию Для стимулирования процесса развития математической компетентности имеет место использование видеофильмов. Содержанием учебных и видеофильмов являются занятия в детском саду по развитию элементарных математических представлений, уроки математики в начальной школе или тематические фрагменты, позволяющие целенаправленно проиллюстрировать различные варианты практического осуществления тех или иных психолого-педагогических подходов, принципов, методов и форм организации обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий (презентаций, программ, и др. средств обучения), учебно-познавательных творческих заданий даёт возможность моделировать образовательный процесс, апробировать на практике в дошкольной организации при проведении занятий по математике и в процессе совместной деятельности с детьми, а также при выполнении самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы студентов. Исходя из того, что критерием компетентности является формирование определённых умений, в основу построения курса положена концепция взаимосвязи теории и практики. В период педагогической практики обучение студентов происходит в условиях максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Учебный план по педагогической практике предусматривает знакомство с оснащением методического кабинета дошкольного учреждения и анализ материальной базы по математическому развитию детей; знакомство с предметно-развивающей средой в группе, изучение и анализ планирования работы по развитию элементарных математических представлений; наблюдение педагогического процесса и самостоятельное проведение дидактических и логико- математических содержанием, логико-математических игр, занятий и развлечений, индивидуальной работы по обучению счёту. С целью формирования математической компетенции разработана программа специального практикума «Развивающие игры в работе с дошкольниками» и включена в учебный процесс. Практические занятия направлены на ознакомление с разнообразными математическими играми, упражнениями и технологиями: «Логические блоки» З. Дьенеша, «Цветные счётные палочки» Кюизенера, выработку умений применять полученные знания при проведении игр и упражнений в совместной деятельности с детьми.
Следует признать, что на современном этапе проблемы развития математической компетентности студентов требуют тщательного анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Литература: 1. Дулатова З. А. О формировании экономико-математической компетентности / З. А. Дулатова, Е. М. Юркшене // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 156-159. 2. Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. – С.93-95.


В раздел образования