Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа
Автор: Митрофанова Надежда Васильевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Архангельский педагогический колледж Населённый пункт: Город Архангельск Наименование материала: Статья Тема: Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа Раздел: дошкольное образование
Формирование математической компетентности у студентов
педагогического колледжа
по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
Преподаватель: Митрофанова Н.В.
Архангельск
2016
Формирование математической компетентности у студентов педагогического колледжа
Развитие системы образования рассматривается сегодня во всех странах как одна из
важнейших стратегических целей общества, направленная на решение глобальной задачи
вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в быстро меняющемся
мире.
Одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось
внедрение
компетентностного
подхода
в
систему,
как
общего,
так
и
профессионального
образования. Принятие федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС)
означает, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения»
в
«стадию
«самореализации».
Это
важный
этап
в
модернизации
профессионального
образования,
во
многом
определяющий
перспективы
повышения
компетентности
выпускников на ближайшие годы.
Однако отечественное образование, математическое образование в частности было и
остается ориентированным на формирование у обучающисяся системы предметных научных
знаний и соответствующих умений, в то время как мировая тенденция развития образования
состоит в ориентации его содержания на решение практических задач. Учитывая то, что
преимущественное использование математических знаний, умений и навыков у большинства
человечества
связано
с
решением
различных
задач,
представляется
целесообразным
рассмотрение понятия математическая компетентность.
Понятие «математическая компетентность» изучено достаточно широко. Различные
аспекты определения и формирования математической компетентности нашли отражение в
исследованиях В.А Плаховой, Л.К.Иляшенко, С.А. Шунайловой, М.Л. Палевой др.
Математическая
компетентность
будущего
специалиста
определяется
в
научной
литературе
как
готовность
к
профессиональной
деятельности,
основанной
на
системе
взаимосвязанных математических знаний, умений, навыков и опыте, которые приобретены в
процессе обучения математическим дисциплинам. Она включает в себя общие математические
знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование
математического языка, современных технических средств. При этом подчеркивается глубина
и прочность математических знаний специалиста, умение применять их в новой ситуации.
Цель
формирования
математической
компетентности
студента
определяется
социальным
заказом
общества
на
формирование
специалиста,
способного
принимать
обоснованные решения, прогнозировать результаты реализации этих решений и брать на себя
ответственность за эти результаты.
Для
достижения
этой
цели
требуется
решить
задачи
формирования
у
студентов:
комплекса математических знаний, умений и навыков;
развития мотивации применения математических методов в педагогическом процессе;
ценностного
отношения
к
применению
математических
знаний
в
профессиональной
деятельности;
развитие познавательных способностей.
Формирование математической компетентности рассматривается нами как специально
организованный процесс освоения студентами
математических знаний, умений и навыков,
развития интеллектуальных способностей и мотивации, применения имеющихся умений и
навыков к решению практических задач.
Анализ исследований, связанных с определением теоретической модели деятельности
педагога
(Е.
Жидкова,
В.И.
Логинова,
Л.Г.
Семушина,
Л.В.Поздняк
и
др.)
позволил
квалифицировать
модель
готовности
студентов
по
методике
математического
развития
дошкольников
как
единство
структурных
компонентов:
мотивационно-
личностностного,
содержательного и деятельностного, результативного.
1. Целевой (мотивационно-ценностный) компонент представляет собой совокупность
таких мотивов, как интерес к истории математики, способствует стремлению к обогащению
математических знаний и умений, стимулированию применения математической знаний и
умений
на
практике.
Данный
компонент
направлен
на
активизацию
познавательной
деятельности студентов и развитие положительной мотивации обучения на основе знаний из
истории
математики,
о
приложении
математических
знаний
в
производстве.
Его
характеристиками являются: осознанность личностью математических знаний, их прочность
и самостоятельность в действенном применении к решению практических задач.
2.
Содержательный
(содержательно-целеполагающий)
компонент
включает
в
себя:
совокупность
теоретических
знаний,
умений
и
навыков,
познавательную
активность
необходимых для осуществления процесса обучения. Данный компонент служит построению
модели обучения на основе использования математических знаний в педагогическом процессе,
приемов и способов решения различных практико-ориентированных задач. Характеристикой
рассматриваемого
компонента
является:
полнота,
глубина,
обобщенность
математических
знаний.
3.
Деятельностный
(деятельностно-операционный)
компонент
заключается
в
применении имеющихся умений и навыков к постановке и решению практических задач, в
выборе
приемов
и
способов
решения
нестандартных
задач.
Характеристиками
данного
компонента являются: системность, оперативность, мобильность знаний, умение усваивать
математические знания, применение этих знаний в решении практических задач.
4.
Результативно-оценочный
(личностно-рефлексивный)
компонент
предполагает
наличие способности к оценке своей деятельности и результатов, к проектированию своей
деятельности и самообразованию.
Критерии и показатели сформированности математической компетентности будущих
специалистов оформим в виде таблицы:
Критерий
Показатели
Положительная мотивация
к осуществлению математической
деятельности
- Наличие интереса в области математики;
-потребность
в
формировании
математической
компетентности.
Владение
теоретическими
знаниями
и
п р а к т и ч е с к и м и
у м е н и я м и
по математике
-
Полнота
теоретических
знаний
и
практических
умений по математике;
- системность и осознанность знаний по математике.
Обладание умениями проектирования
фрагментов педагогического процесса
- Способность к видению проблемы, выдвижению
гипотез, осуществлению переноса знаний в новую
ситуацию, решению выделенной проблемы.
На
сегодняшний
день,
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
будущие
выпускники
профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем математической
компетентности. Нередко приобретаемые студентами математические знания носят сугубо
теоретический характер, оторванный от реальной жизни. С этой точки зрения повышение
уровня
владения
студентами
математическими
знаниями
и
умениями
получает
особую
значимость. Последнее делает актуальным разработку эффективных методов педагогического
руководства
процессом
формирования
математической
компетентности
будущих
специалистов.
Обучение студентов по МДК 03.04. «Теория и методика математического развития»
(дошкольников)
осуществляется
в
ходе
лекций,
семинарских
занятий
с
осмыслением
примеров
решения
конкретных
педагогических
ситуаций,
постановкой
перед
студентами
проблемных
вопросов,
размышлением
над
важнейшими
вопросами
обучения
детей
математике, решением педагогических задач и выполнением разноуровневых заданий. Так,
репродуктивные
задания
включают
в
себя
написание
терминологических
диктантов,
выполнение
письменных
экспресс-опросов,
контрольных
работ
и
т.д.
Репродуктивно-
творческие задания предполагают написание рефератов, составление аннотаций составление
кроссвордов.
На
практических
занятиях,
проводимых
в
форме
деловых
и
ролевых
игр,
отрабатываются
методические приемы формирования
у дошкольников математических
представлений
в
условиях,
моделирующих
образовательный
процесс
в
дошкольном
учреждении
(в
ходе
игр,
организованных
занятий,
индивидуальной
работы
с
детьми);
используются самостоятельное составление отдельных фрагментов и конспектов занятий,
игр, развлечений для детей разных возрастных групп; самостоятельное составление и поиск
разрешения
педагогических
ситуаций
с
целью
приобретения
опыта
работы
по
математическому развитию
Для стимулирования процесса развития математической компетентности имеет место
использование видеофильмов.
Содержанием учебных и видеофильмов являются занятия в
детском саду по развитию элементарных математических представлений, уроки математики в
начальной
школе
или
тематические
фрагменты,
позволяющие
целенаправленно
проиллюстрировать
различные
варианты
практического
осуществления
тех
или
иных
психолого-педагогических
подходов,
принципов,
методов
и
форм
организации
обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий (презентаций, программ, и др.
средств
обучения),
учебно-познавательных
творческих
заданий
даёт
возможность
моделировать образовательный процесс, апробировать на практике в дошкольной организации
при проведении занятий по математике и в процессе совместной деятельности с детьми, а
также при выполнении самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы
студентов.
Исходя из того, что критерием компетентности является формирование определённых
умений, в основу построения курса положена концепция взаимосвязи теории и практики. В
период педагогической практики обучение студентов происходит в условиях максимально
приближенных к будущей профессиональной деятельности. Учебный план по педагогической
практике предусматривает знакомство с оснащением методического кабинета дошкольного
учреждения и анализ материальной базы по математическому развитию детей;
знакомство с предметно-развивающей средой в группе,
изучение
и
анализ
планирования
работы
по
развитию
элементарных
математических
представлений;
наблюдение
педагогического
процесса
и
самостоятельное
проведение
дидактических
и
логико-математических содержанием, логико-математических игр,
занятий и развлечений,
индивидуальной работы по обучению счёту.
С
целью
формирования
математической
компетенции
разработана
программа
специального практикума «Развивающие игры в работе с дошкольниками» и включена в
учебный процесс. Практические занятия направлены на ознакомление с разнообразными
математическими играми, упражнениями и технологиями: «Логические блоки» З. Дьенеша,
«Цветные счётные палочки» Кюизенера, выработку умений применять полученные знания
при проведении игр и упражнений в совместной деятельности с детьми.
Следует
признать,
что
на
современном
этапе
проблемы
развития
математической
компетентности
студентов
требуют
тщательного
анализа
накопленного
опыта
и
теоретических
подходов
в
поиске
путей
совершенствования
учебно-воспитательного
процесса.
Литература:
1.
Дулатова
З.
А.
О
формировании
экономико-математической
компетентности
/
З.
А.
Дулатова, Е. М. Юркшене // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 156-159.
2. Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками
// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. – С.93-95.
Формирование математической компетентности у обучающихся педагогического
колледжа
Развитие системы образования рассматривается сегодня во всех странах как одна из
важнейших стратегических целей общества, направленная на решение глобальной задачи
вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в быстро меняющемся
мире.
Одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось
внедрение
компетентностного
подхода
в
систему,
как
общего,
так
и
профессионального
образования. Принятие федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС)
означает, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения»
в
«стадию
«самореализации».
Это
важный
этап
в
модернизации
профессионального
образования,
во
многом
определяющий
перспективы
повышения
компетентности
выпускников на ближайшие годы.
Однако отечественное образование, математическое образование в частности было и
остается ориентированным на формирование у обучающисяся системы предметных научных
знаний и соответствующих умений, в то время как мировая тенденция развития образования
состоит в ориентации его содержания на решение практических задач. Учитывая то, что
преимущественное использование математических знаний, умений и навыков у большинства
человечества
связано
с
решением
различных
задач,
представляется
целесообразным
рассмотрение понятия математическая компетентность.
Понятие «математическая компетентность» изучено достаточно широко. Различные
аспекты определения и формирования математической компетентности нашли отражение в
исследованиях В.А Плаховой, Л.К.Иляшенко, С.А. Шунайловой, М.Л. Палевой др.
Математическая
компетентность
будущего
специалиста
определяется
в
научной
литературе
как
готовность
к
профессиональной
деятельности,
основанной
на
системе
взаимосвязанных математических знаний, умений, навыков и опыте, которые приобретены в
процессе обучения математическим дисциплинам. Она включает в себя общие математические
знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование
математического языка, современных технических средств. При этом подчеркивается глубина
и прочность математических знаний специалиста, умение применять их в новой ситуации.
Цель
формирования
математической
компетентности
студента
определяется
социальным
заказом
общества
на
формирование
специалиста,
способного
принимать
обоснованные решения, прогнозировать результаты реализации этих решений и брать на себя
ответственность за эти результаты.
Для
достижения
этой
цели
требуется
решить
задачи
формирования
у
студентов:
комплекса математических знаний, умений и навыков;
развития мотивации применения математических методов в педагогическом процессе;
ценностного
отношения
к
применению
математических
знаний
в
профессиональной
деятельности;
развитие познавательных способностей.
Формирование математической компетентности рассматривается нами как специально
организованный процесс освоения студентами
математических знаний, умений и навыков,
развития интеллектуальных способностей и мотивации, применения имеющихся умений и
навыков к решению практических задач.
Анализ исследований, связанных с определением теоретической модели деятельности
педагога
(Е.
Жидкова,
В.И.
Логинова,
Л.Г.
Семушина,
Л.В.Поздняк
и
др.)
позволил
квалифицировать
модель
готовности
студентов
по
методике
математического
развития
дошкольников
как
единство
структурных
компонентов:
мотивационно-
личностностного,
содержательного и деятельностного, результативного.
1. Целевой (мотивационно-ценностный) компонент представляет собой совокупность
таких мотивов, как интерес к истории математики, способствует стремлению к обогащению
математических знаний и умений, стимулированию применения математической знаний и
умений
на
практике.
Данный
компонент
направлен
на
активизацию
познавательной
деятельности студентов и развитие положительной мотивации обучения на основе знаний из
истории
математики,
о
приложении
математических
знаний
в
производстве.
Его
характеристиками являются: осознанность личностью математических знаний, их прочность
и самостоятельность в действенном применении к решению практических задач.
2.
Содержательный
(содержательно-целеполагающий)
компонент
включает
в
себя:
совокупность
теоретических
знаний,
умений
и
навыков,
познавательную
активность
необходимых для осуществления процесса обучения. Данный компонент служит построению
модели обучения на основе использования математических знаний в педагогическом процессе,
приемов и способов решения различных практико-ориентированных задач. Характеристикой
рассматриваемого
компонента
является:
полнота,
глубина,
обобщенность
математических
знаний.
3.
Деятельностный
(деятельностно-операционный)
компонент
заключается
в
применении имеющихся умений и навыков к постановке и решению практических задач, в
выборе
приемов
и
способов
решения
нестандартных
задач.
Характеристиками
данного
компонента являются: системность, оперативность, мобильность знаний, умение усваивать
математические знания, применение этих знаний в решении практических задач.
4.
Результативно-оценочный
(личностно-рефлексивный)
компонент
предполагает
наличие способности к оценке своей деятельности и результатов, к проектированию своей
деятельности и самообразованию.
Критерии и показатели сформированности математической компетентности будущих
специалистов оформим в виде таблицы:
Критерий
Показатели
Положительная мотивация
к осуществлению математической
деятельности
- Наличие интереса в области математики;
-потребность
в
формировании
математической
компетентности.
Владение
теоретическими
знаниями
и
п р а к т и ч е с к и м и
у м е н и я м и
по математике
-
Полнота
теоретических
знаний
и
практических
умений по математике;
- системность и осознанность знаний по математике.
Обладание умениями проектирования
фрагментов педагогического процесса
- Способность к видению проблемы, выдвижению
гипотез, осуществлению переноса знаний в новую
ситуацию, решению выделенной проблемы.
На
сегодняшний
день,
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
будущие
выпускники
профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем математической
компетентности. Нередко приобретаемые студентами математические знания носят сугубо
теоретический характер, оторванный от реальной жизни. С этой точки зрения повышение
уровня
владения
студентами
математическими
знаниями
и
умениями
получает
особую
значимость. Последнее делает актуальным разработку эффективных методов педагогического
руководства
процессом
формирования
математической
компетентности
будущих
специалистов.
Обучение студентов по МДК 03.04. «Теория и методика математического развития»
(дошкольников) осуществляется в ходе лекций, семинарских занятий с осмыслением примеров
решения конкретных педагогических ситуаций, постановкой перед студентами проблемных
вопросов, размышлением над важнейшими вопросами обучения детей математике, решением
педагогических задач и выполнением разноуровневых заданий. Так, репродуктивные задания
включают в себя написание терминологических диктантов, выполнение письменных экспресс-
опросов,
контрольных
работ
и
т.д.
Репродуктивно-творческие
задания
предполагают
написание рефератов, составление аннотаций составление кроссвордов.
На
практических
занятиях,
проводимых
в
форме
деловых
и
ролевых
игр,
отрабатываются
методические приемы формирования
у дошкольников математических
представлений
в
условиях,
моделирующих
образовательный
процесс
в
дошкольном
учреждении
(в
ходе
игр,
организованных
занятий,
индивидуальной
работы
с
детьми);
используются самостоятельное составление отдельных фрагментов и конспектов занятий,
игр, развлечений для детей разных возрастных групп; самостоятельное составление и поиск
разрешения
педагогических
ситуаций
с
целью
приобретения
опыта
работы
по
математическому развитию
Для стимулирования процесса развития математической компетентности имеет место
использование видеофильмов.
Содержанием учебных и видеофильмов являются занятия в
детском саду по развитию элементарных математических представлений, уроки математики в
начальной
школе
или
тематические
фрагменты,
позволяющие
целенаправленно
проиллюстрировать
различные
варианты
практического
осуществления
тех
или
иных
психолого-педагогических
подходов,
принципов,
методов
и
форм
организации
обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий (презентаций, программ, и др.
средств
обучения),
учебно-познавательных
творческих
заданий
даёт
возможность
моделировать образовательный процесс, апробировать на практике в дошкольной организации
при проведении занятий по математике и в процессе совместной деятельности с детьми, а
также при выполнении самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы
студентов.
Исходя из того, что критерием компетентности является формирование определённых
умений, в основу построения курса положена концепция взаимосвязи теории и практики. В
период педагогической практики обучение студентов происходит в условиях максимально
приближенных к будущей профессиональной деятельности. Учебный план по педагогической
практике предусматривает знакомство с оснащением методического кабинета дошкольного
учреждения и анализ материальной базы по математическому развитию детей;
знакомство с предметно-развивающей средой в группе,
изучение
и
анализ
планирования
работы
по
развитию
элементарных
математических
представлений;
наблюдение педагогического процесса и самостоятельное проведение дидактических и логико-
математических
содержанием,
логико-математических
игр,
занятий
и
развлечений,
индивидуальной работы по обучению счёту.
С
целью
формирования
математической
компетенции
разработана
программа
специального практикума «Развивающие игры в работе с дошкольниками» и включена в
учебный
процесс.
Практические
занятия
направлены
на
ознакомление
с
разнообразными
математическими играми, упражнениями и технологиями: «Логические блоки» З. Дьенеша,
«Цветные счётные палочки» Кюизенера, выработку умений применять полученные знания при
проведении игр и упражнений в совместной деятельности с детьми.
Следует
признать,
что
на
современном
этапе
проблемы
развития
математической
компетентности студентов требуют тщательного анализа накопленного опыта и теоретических
подходов в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1.
Дулатова
З.
А.
О
формировании
экономико-математической
компетентности
/
З.
А.
Дулатова, Е. М. Юркшене // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 156-159.
2. Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками
// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. – С.93-95.