Автор: Ширяева Ирина Викторовна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2" Населённый пункт: город Лениногорск РТ Наименование материала: план-конспект урока химии 10 класс Тема: спирты Раздел: полное образование
Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по типам изомерии спиртов, по основам номенклатуры;
конкретизировать знания о физических и химических свойствах спиртов, показать пагубное влияние спиртов
на организм человека.
Задачи урока.
Образовательные:
совершенствовать знания учащихся о спиртах и их свойствах в гомологическом ряду;
отработать навыки составления уравнений химических реакций.
Развивающие:
используя принцип наглядности учебного процесса развивать внимание, зрительную память
учащихся, способствовать её тренировке; развивать умение сравнивать, обобщать изученные факты.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы,
соблюдая правила техники безопасности, бережное отношение к своему здоровью; продолжить
формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к
осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Тип урока: комплексный урок, урок рефлексии.
Технологии: здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой
деятельности.
Методы: беседа, диалог, частично - исследовательский.
Оборудование и реактивы . На столе учителя: пробирки, пипетки, прибор для забора крови из пальца,
стеклянная палочка, спирт этиловый, спиртовые настойки календулы, валерианы, боярышника (можно
другие), корволол, валосердин, любой коктейль содержащий от 7 до 9% этанола, водные настои любых
лекарственных растений.
На столах обучающихся: доски для капельного анализа, пипетки, белок куриного яйца, костный желтый
мозг, глазная стеклянная палочка, химическая стеклянная палочка, спирт этиловый, спиртовые настойки
календулы, валерианы, боярышника (можно другие), корволол, валосердин, любой коктейль содержащий от
7 до 9% этанола, водные настои любых лекарственных растений.
Ход урока
1. Организационный момент: 3 мин. (внешняя и внутренняя готовность учащихся, доведение дежурным о
начале урока, о количестве присутствующих и отсутствующих, по каким причинам).
Здравствуйте, ребята. Я, как всегда, рада вас видеть на моем уроке. Давайте поприветствуем друг друга,
настроим себя на урок интересный и познавательный. Нам предстоит сегодня узнать много интересного и
важного. (обучающиеся хлопают в ладоши, затем, под руководством учителя, делают несколько упражнений
для развития памяти, снятия усталости от предыдущего урока). Молодцы, присаживайтесь.
2. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
На экране интерактивной доски обучающиеся видят вопросы.
Слайд 1 - «Мозговой штурм» 5мин.
Что такое спирты?
Какую они имеют общую формулу?
На какие группы делятся спирты?
Какие бывают радикалы у спиртов?
Как дают названия спиртам?
Какими качественными реакциями можно отличить спирты от других гомологических рядов
органических соединений?
Как распознать одноатомные спирты от многоатомных?
Какими химическими свойствами обладают спирты?
Предлагаются задания для закрепления и обобщения на карточках для индивидуального, парного и
группового выполнения. 3 мин. Задания выполняются на кодопленке. Проверка правильности выполнения
идет через кодоскоп, участвует весь класс. Обучающиеся видят выполненные задания на экране, и
комментирую правильность выполнения и допущенные ошибки. Обучающиеся сами оценивают себя.
Учитель корректирует ответы и оценки. 10 мин.
Учитель: Ребята, какой вопрос о спиртах у нас остался еще не изученным? Обучающиеся: ??? Как правило
обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос.
Учитель: Люди веками использовали множество полезных веществ содержащих этанол. Этиловый спирт –
известное дезинфицирующее и антибактериальное средство.
Этанол – анти яд при укусах пчел, ос, змей и т.п. Этанол - расширяет сосуды и согревает.
Однако есть другая сторона применения спирта, о вреде которого неустанно повторяют десятки лет, при
чрезмерном употреблении вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.
Речь идет об употреблении спирта во всех странах, людьми разных рас, вероисповеданий и культур.
Обучающиеся формулируют тему и цель: «Влияние этанола на организм. Польза или вред».
Экспериментально доказать пагубное влияние этанола на организм человека.
Что мы знаем, и что надо знать об алкоголе?
Как алкоголь влияет на организм в целом и отдельные системы органов?
Выступают обучающиеся с сообщением « История спиртных напитков».
Похититель рассудка, веселящая вода — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах
спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды,
давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего
винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный
путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь,
но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы
и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в
860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это
послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской
религии) Мухаммадом (Магомет, 570-632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов –
Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а
отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.
В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки
вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил
итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного
алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца
молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.
С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет
постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов
сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник,
писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских,
итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди
своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: “ Каждая страна должна
иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол – добрая бочка вина”.
Древняя Русь и алкоголь. На Западе бытует мнение, что русские - самая невоздержанная в употреблении
спиртных напитков нация, и так, якобы, повелось испокон веков.
Однако сама история России опровергает этот миф. В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя
имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).
Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и
вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мёд и
пиво.
С этих далеких времен сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: “И я там был. Мед, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало”.
Демонстрация видеофрагмента ролика «История одного обмана» сайт WWW. Проект общее дело. РТ.
О том, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и мозг, было известно давно. Один
из крупнейших мыслителей древности Аристотель , много веков тому назад писал, что “пьянство –
добровольное безумие”.
Эксперименты показали, что при употреблении только 100 г алкоголя снижается способность к устному счету
на 15%, почти в 6 раз увеличивается количество ошибок при выполнении умственной работы, нарушается
нормальная деятельность нервной системы. При употреблении спиртных напитков человек становится более
раздражительным, теряет присущее ему ранее чувство ответственности.
Предлагаю исследовать влияние этанола на белок куриного яйца и костный желтый мозг.
Химический эксперимент.
1. Повторение ПТБ. Изучение инструкции выполнения опытов.
Опыт 1.
Влияние этанола, напитков и лекарственных средств на его основе на белок куриного яйца и желтый костный
мозг.
В ячейки, для капельного анализа 1, 2, 3, 4, помещаем несколько капель сырого белка куриного яйца, в
ячейки 5, 6, 7, 8 небольшое количество желтого костного мозга, добавляем в 1-ю и 5-ю ячейки этанол, во 2-ю
и 6-ю спиртовой раствор боярышника (можно использовать валерьяну, пустырник, календулу, валосердин,
корволол и т.п.), в 3-ю и 7-ю любой коктейль содержащий от 7 до 9% этанола, в 4-ю и 8-ю водный настой
любого лекарственного растения.
Наблюдения.
В ячейках 1, 2, 3, 5, 6, 7 происходит денатурация белка. В четвертой и восьмой ячейках белок не
денатурирует.
Демонстрационный опыт 2.
Влияние этанола, слабых спиртных напитков и лекарственных средств на его основе на кровь человека.
В пробирки помещаем несколько капель свежей крови человека (я использую свою кровь, которую беру из
пальца, если в классе нет слабонервных учащихся делаю все у них на глазах) и добавляем в 1-ю пробирку
этанол, во 2-ю спиртовой раствор боярышника (можно использовать валерьяну, пустырник, календулу и т.п.), в
3-ю любой коктейль, в 4-ю водный настой любого лекарственного растения.
Наблюдения.
В ячейках 1,2,3 происходит денатурация белка крови ( образуются черные хлопья), в четвертой ячейке кровь
сохраняет свежесть, не денатурирует.
Опыт 3. Растянутый во времени (2 – 3 часа)
Опыт закладывается в присутствии учащихся.
В стакане с водой, взятой из крана, растворяем несколько капель человеческой крови. Образуется мутноватый
раствор оранжевого цвета, добавляем спирт и помутнение исчезает.
Вывод: кровь разжижается и человеку становится хорошо.
Через 2,5 – 3 часа учащиеся видят другую картину. Кровь образует сгустки в виде хлопьев. Которые способны
закупоривать кровеносные сосуды. И человеку становиться плохо. Поэтому человек нуждается в похмелье,
так возникает алкогольная зависимость.
У них возникает проблема: как лечиться!?
Вывод учащиеся делают сами. Лучше использовать водные настои лекарственных растений.
Демонстрирую фрагмент фильма «Как убивает алкоголь» сайт WWW. Проект общее дело. РТ.
"Здоровье гораздо более зависит от наших
привычек и питания, чем от врачебного
искусства и лекарств".
Д. Леббок
Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какие знания вам пригодятся в практической жизни?
3. Каково ваше настроение до урока и после?
У обучающихся возникает вопрос – почему выпускают алкогольные напитки?
Чтобы споить наш многонациональный народ и уничтожить население России ГОСТ по спирту
переписывался трижды.
Государственный стандарт РФ
Спирт этиловый
Технические характеристики
ГОСТ 18300 -72
Требования безопасности
1972 год
Этиловый спирт – это легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к
сильнодействующим наркотикам. Вызывающим в начале возбуждение, а затем паралич нервной системы.
ГОСТ 5964 – 82
Требования безопасности
1982 год
Этиловый спирт – это легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к
сильнодействующим наркотикам.
ГОСТ 5964 -93
Требования безопасности
1993 год
Этиловый спирт – это легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом.
Как видим 2/3 текста исчезли. Это доказывает, что от нас хотят скрыть правду.
Наркотик встраивается в обменные процессы организма, разрушает головной мозг, мышечные ткани, но, самое
страшное, что спирт разрушает половые клетки и геном человека. У пьющих, даже умеренно, рождаются
слабые и больные дети.
Домашнее задание:
Сделать опрос соседей, родственников, знакомых, кто использует лекарственные средства на спирту.
Главный вопрос : сколько капель средства они употребляли в начале заболевания и на данный момент?
Урок окончен. Спасибо за работу. До свидания.
Следующий урок начинаем с домашнего задания.
Обучающиеся предоставляют свои исследования и делают выводы.
Как правило, доза лекарственных средств постепенно увеличивается.
Вывод: лекарственные средства на спирту не лечат, а дают временное облегчение. Человек впадает в
алкогольную зависимость.
Статистика.
У людей, часто употребляющие спиртные напитки, лекарственные средства на основе спирта (даже если они
не пьют спиртные напитки) изнашивается сердечная мышца и стенки кровеносных сосудов, отмирают клетки
головного мозга. Такие люди часто умирают от инсульта, инфаркта. Эти болезни не знают возраста.