Напоминание

Технология производства молока


Автор: Иноземцева Анна Тихоновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Технология производства молока
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол №________________ от «___»______________2016 г. Председатель _______________А.А.Зорикова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«Технология производства молока»
по дисциплине ОП. 04 Основы зоотехнии специальность 36.02.01 Ветеринария Разработала Иноземцева А.Т. 2016г.
Аннотация Настоящая методическая разработка раскрывает методику проведения урока с использованием мультимедийных презентаций и имеет целью оказание помощи преподавателям в организации занятия. При работе над методической разработкой была использована учебная литература и материал Интернет-ресурсов.
Содержание Введение………………………………………………………….…………. 4 План открытого урока по теме «Технология производства молока»..….. 5 Заключение………………………………………………………………..…16
Введение Методическая разработка открытого урока по теме «Технология производства молока» по дисциплине «Основы зоотехнии» специальности 36.02.01 Ветеринария дневной формы обучения предназначена для преподавателей специальных дисциплин. В методической разработке излагается организация и методика проведения занятия по всем этапам: проверка выполнения домашнего задания, изучение нового материала, закрепление материала, домашнее задание и подведение итогов занятия. Объяснение нового материала сопровождается презентацией, разработанной в программе PowerPoint.После такого урока изученный материал остаётся у обучаемых в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность студента. Презентация демонстрируется с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всей группой обучаемых. При этом презентация служит основной формой проведения урока (т.к. несет значительную часть информационной нагрузки) и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия и опорного конспекта). Презентация по данной теме содержит как иллюстративный материал, так и лекционный. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала, способствует возрастанию продуктивности обучения. Работа с презентацией позволяет составлять конспект урока. При этом студенты учатся формулировать главные мысли и выражать их конкретно, лаконично. Оформление презентаций – процесс творческий, обогащающий профессиональную палитру педагога. Презентация – это реализация творческого проекта преподавателя и совершенствование своих умений, а использование их при обучении позволит создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость студента.

План открытого урока

по ОП.04 Основы зоотехнии
Дата________ Время:
90 минут.
Место проведения:
учебный кабинет «Организация ветеринарного дела»
Контингент:
обучающиеся группы 2.6
Специальность
36.02.01Ветеринария
Преподаватель
Иноземцева А.Т.
Тема занятия:
Технология производства молока
Тип занятия -
Урок изучения нового материала
Методика проведения занятия (приёмы обучения) - фронтальная форма обучения: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся; - обмен информацией между преподавателем и обучающимися; - самостоятельная работа. Цели занятия: 1. Сформулировать понятия: ручное доение, машинное доение, доильные установки. 2. Познакомить обучающихся с техникой машинного доения. 3. Изучить приёмы машинного доения. 4. Рассмотреть классификацию доильных установок. 5. Изучить достоинства и недостатки доильных установок. 6. Ознакомить с доильными установками, применяемыми на комплексах «МТК -Быковка», «Грайворонская молочная компания», «Белгородские молочные фермы». 7. Формировать и развивать интерес к выбранной профессии. Задачи занятия: Обучающие: Закрепить знания о способах доения сельскохозяйственных животных. Знать (из ФГОС) - факторы, определяющие продуктивные качества сельскохозяйственных животных; - технологии производства животноводческой продукции; Уметь: - подбирать режимы содержания и кормления для р а з л и ч н ы х сельскохозяйственных животных; Развивающие: развивать знания о прогрессивных способах доения коров, современных доильных установках. Способствовать развитию памяти, мышления, познавательной активности, развивать умения самостоятельно
анализировать и выполнять задание, организовывать свою деятельность. Развитие творческого отношения к изучению учебного материала. Воспитательные: мотивировать интерес обучающихся к изучению дисциплины. Компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Создавать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными, мелкими домашними и экзотическими животными. ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию. ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы. ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО:
• Мультимедийное оборудование, презентация «Технология доения», «Доильные установки», видеофильм. • Раздаточный материал (опорный конспект, тестовые задания)
Межпредметные связи:
ПМ.01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ПМ.02 У ч а с т и е в д и а г н о с т и ке и л еч е н и и з а б о л е в а н и й сельскохозяйственных животных ПМ.04 Проведение санитарно-просветительской деятельности
Ход урока

I. Организационный момент
: (3 мин.) - приветствие, - проверка списочного состава группы, рапорт дежурного, - объявление темы, целей и задач урока
II.
Проверка знаний (10 мин). Выполнение заданий – 2 варианта
III.
Изучение нового материала (55 мин). 1. Способы доения коров 2. Машинное доение коров 1) Устройство и работа доильных аппаратов 2) Характеристика доильных установок 3. Приёмы машинного доения коров 4. Учёт и первичная переработка молока 5. Приёмка молока на перерабатывающих предприятиях 6. Требования к качеству молока
IV. Обобщение и закрепление изученного материала
(15 мин). - просмотр видео
IV.Подведение итогов занятия
(5 мин).
V. Домашнее задание
(2 мин).
Внеаудиторная самостоятельная работа – 2 ч.
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Подготовить презентацию - «Технология машинного доения» - «Технология производства мяса»
Литература:
Основные источники: 1. Киселев Л. Ю. и др. Основы технологии производства и первичной обработки продукции животноводства. «Лань», 2013. – 448с.,с.150-156 Дополнительные источники: 1. Табакова Л.П. Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства – М. Колосс, 2007, 336с 2. Интернет ресурсы

II.
Проверка знаний по теме «Молочная продуктивность» Инструкция по выполнению теста Тест состоит из десяти заданий. На выполнение данного теста Вам предоставляется 5-7 минут. Внимательно прочитайте задания и обдумайте предлагаемые варианты ответов. Вы можете пропускать задания. Впоследствии к пропущенному заданию можно будет вернуться. В бланке ответов в соответствующей номеру задания клетке запишите цифру правильного ответа, дополните предложение, запишите ответ, полученный при расчётах. Задание считается выполненным верно, если выбран правильный ответ. Критерии оценки тестовых заданий Количество правильных ответов Оценка 10 5 8 4 6 3 менее 4 2 Бланк ответов Учебная дисциплина Основы зоотехнии Группа ______________________________________________________________ ФИО обучающегося ___________________________________________________ Вариант ______________________________________________________________ Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ Заполняется преподавателем Количество правильных ответов – Оценка – Дата _____________________________________________________ Подпись преподавателя ___________________________________________ Проверка знаний по теме
«Молочная продуктивность»

Вариант 1
Вопрос № 1
. Продолжительность утробного периода у крупного рогатого скота и свиней составляет: 1.30 дней 2.60 дней 3.115 дней 4.150 дней 5.285 дней 6.340 дней 7.360 дней 8.650 дней
Вопрос №2
. Укажите, влияние продолжительности сервис-периода на валовой удой коровы за несколько лет: 1.При увеличении сервис-периода валовой удой увеличивается 2.При увеличении сервис-периода валовой удой уменьшается 3.При сокращении сервис-периода валовой удой уменьшается Дополнить предложение:
Вопрос №3.
Лактация – это
_____________________________________________

Вопрос №4
. Период от запуска до отела _________________________________________
Вопрос №5.
Лучшая форма вымени у коров _____________________________________
Вопрос №6.
Молочная железа у самок млекопитающих животных ______________________________
Вопрос №7.
Прекращение молокообразования у коров ____________________________________________
Вопрос №8.
Роды коровы __________________________________________________________________________________
Вопрос №9.
Количество и качество молока, полученное за определённый период(лактацию)– это
________________________________________________________

Вопрос №10.
Производственная задача Задание: Рассчитайте, дату запуска и следующих родов коровы, если она отелилась 5 марта. Сервис – период составил 45 дней. Стельность – 285 дней, сухостойный период – 60 дней. Проверка знаний по теме
«Молочная продуктивность»

Вариант 2
Вопрос №1
. Определите оптимальную продолжительность сухостойного периода у коров: 1.Продолжительность лактации которой 305 дней 2.30-40 дней 3.41-50 дней 4.51-60 дней 5.61-70 дней 6.Более 70 дней
Вопрос №2.
Укажите основные показатели молочной продуктивности коров, по которым ведется их оценка: 1.Удой за лактацию 2.Удой за 6 мес 3-й лактации 3.Удой за 305 дней лактации 4.Среднее содержание жира в молоке 5.Количество молочного жира 6.Количество молока по сезонам года 7.Удой молока за 3 месяца первой лактации 8.Скорость молокоотдачи Дополнить предложение:
Вопрос №3.
Определите количество молочного жира в молоке в кг, если получено 4500 кг молока жирностью 3,7 %.
Вопрос №4.
Определить средний % жира в молоке по следующим данным: Удой = 8000кг; 1 % молоко =32000 % жира - ?
Вопрос №5.
Период от отела до запуска ________________________________________
Вопрос №6.
Обезжиренное молоко ______________________________________________
Вопрос №7.
Молочный сахар ________________________________________________________________________________________
Вопрос №8.
Молоко коровы первые дни после отела __________________________________________________________
Вопрос №9.
Густой жирный верхний слой молока после отстаивания ____________________________________
Вопрос №10.
Производственная задача Задание: Рассчитайте, дату запуска и следующих родов коровы, если она отелилась 15 марта. Сервис – период составил 45 дней. Стельность – 285 дней, сухостойный период – 60 дней. Ключ правильных ответов
Номер вопроса Вариант 1 Вариант 2 1 5,3 1,4 2 1,3 1,3,4,5 3 Период от отёла до запуска 4500 х 3.7=16650:100=166,5 4 Сухостойный 32000:8000=4,0% 5 Ваннообразное, чашеобразное Лактация 6 Вымя Обрат 7 Запуск Лактоза 8 Отёл Молозиво 9 Молочная продуктивность сливки 10 Оплодотв.-20.04, запуск – 30.11, отёл – 30.01 Оплодотв.-30.04, запуск – 10.12, отёл – 10.02
III.
Изучение нового материала. 1. Способы доения коров 2. Машинное доение коров
1) Устройство и работа доильных аппаратов 2) Характеристика доильных установок 3. Приёмы машинного доения коров 4. Учёт и первичная переработка молока 5. Приёмка молока на перерабатывающих предприятиях 6. Требования к качеству молока Опорный конспект
1.

Способы доения коров
- Ручной (кулаком и пальцами) - Машинный – с использованием специальных доильных аппаратов - При ручном доении используют два приема доения коров: кулаком и пальцами. Способ доения кулаком более производителен, не причиняет боли корове, не вызывает порчи сосков. Он предохраняет руки доярки от заболеваний. Доение пальцами часто приводит к искривлению сосковой полости и портит вымя. - При машинном доении используют специальные доильные аппараты. Принцип действия доильных аппаратов основан на прерывистом высасывании молока из вымени под действием переменного вакуума.
2. Машинное доение коров
1) Любой доильный аппарат состоит из четырех доильных стаканов, резиновых молочных и воздушных шлангов. Основные узлы доильной установки — вакуумный насос с двигателем, вакуумный трубопровод, приборы регулирования режима работы и доильный аппарат. Доильные аппараты работают циклично и включают два или три последовательно повторяющихся такта: сосания, сжатия и отдыха. Период времени, в течение которого в совокупности совершаются эти два-три такта, называется пульсацией или рабочим циклом доения. В зависимости от количества тактов в цикле доильные аппараты бывают двухтактные, выполняющие такты сосания и сжатия (ДА-2М, «Майга», «Стимул», «Импульс»), и трёхтактные, имеющие еще и такт отдыха (ДА-ЗМ, «Волга»). 2) Доильные установки. По своему назначению доильные установки разделяют на - стационарные для доения в стойлах коровника в переносные ведра или в молокопровод; - станочные различных типов для доения животных в доильных залах; - передвижные для доения коров на пастбище. В переносные ведра доят коров с помощью доильных установок АД-100Б и ДАС-2В, в молокопровод с помощью установок АДМ-8А-1 на 100 коров и АДМ-8А-2 на 200 коров. Для доения коров на пастбищах и в летних лагерях используется установка УДС-ЗБ. На фермах с беспривязным содержанием коров доят на установках типа «Тандем», «Елочка» и «Карусель». При доении в стойлах переносными аппаратами со сбором молока в ведра оператор за один час выдаивает 16-18 коров, в молокопровод — 20-25, на установке «Тандем» — 27-30 и на «Елочке» — 35-40 коров. При доении коров в стойлах в переносные ведра оператор работает с двумя аппаратами, а при доении в стойлах в молокопровод — с тремя аппаратами. Допускается работа с четырьмя аппаратами. Интервалы между дойками каждой коровы — не менее 5 ч и не более 12 ч. Во всем мире для доения в залах большинство животных обслуживается на доильных установках «Тандем», «Елочка», «Карусель», «Параллель». Все доильные установки комплектуются, как правило, одними и теми же доильными аппаратами с разной степенью автоматизации. В доильных залах всех типов при обслуживании животных выполняются следующие автоматические операции: контроль за перемещением коров; идентификация; регистрация
надоев с помощью электронных счетчиков молока; доение со снятием доильного аппарата; дезинфекция вымени после доения.
3. Приёмы машинного доения коров

4. Учёт и первичная переработка молока
Учитывают молоко при каждой дойке от группы коров, закрепленных за оператором машинного доения, от каждой коровы — в дни контрольных доек. Групповой счетчик — дозатор молока АДМ 52.000 — используется для автоматического учета количества молока, получаемого от группы коров, закрепленной за одним оператором машинного доения. На отечественных доильных установках для учета количества молока от каждой коровы и отбора проб на анализ в процессе доения применяется счётчик молока УЗМ- 1. Счетчик устанавливают между молокопроводом и доильным аппаратом и используют только при контрольных дойках.
Молоко после выдаивания подвергают обработке, чтобы сохранить его естественные свойства и повысить стойкость в процессе хранения. В первичную обработку молока входят: очистка его от механических примесей, охлаждение и хранение. В необходимых случаях проводят пастеризацию, нормализацию и сепарирование молока.
5. Приёмка молока на перерабатывающих предприятиях
На перерабатывающих предприятиях молоко принимают по массе (кг) или объему (м3) в специальных цехах или приемных отделениях. При приемке молока по объему пересчитывают объемные единицы в массовые в зависимости от плотности молока. Приемные цеха и отделения оснащены необходимым оборудованием (весы, счетчики, насосы, резервуары и др.), имеют специальные платформы для обслуживания автоцистерн, конвейеры и оборудование для мойки автоцистерн и фляг. 6. Требования к качеству молока Основные требования к молоку в России регламентирует введенный в действие с 01.01.2004 г. ГОСТ Р 52054-03 «Молоко натуральное коровье — сырье. Технические условия» и СанПин 2.3.2.1078-01. В з а в и с и м о с т и о т о р г а н о л е п т и ч е с к и х , ф и з и ко - х и м и ч е с к и х и микробиологических показателей молоко подразделяется на несколько сортов, для отнесения к каждому из которых установлены соответствующие требования: IV. Обобщение и закрепление изученного материала - просмотр видео «Машинное доение коров» IV.Подведение итогов занятия, объявление оценок за выполнение заданий.
V. Домашнее задание
Киселев Л. Ю. и др. Основы технологии производства и первичной обработки продукции животноводства. «Лань», 2013. – 448с., с.150-156 - Подготовить презентацию - «Технология производства мяса» с использованием Интернет ресурсов.
Заключение Вопросы активизации обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем при проведении урока. Обучение – самый важный и надежный способ получения системного образования во время уроков. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно
направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. В данной методической разработке выбрана технология развивающего обучения. Использую её в образовательном процессе, сочетая как традиционное обучение, так и инновационные технологии. На уроках наблюдаю за реакцией обучающихся, за их результатами. Исходя из этого, могу утверждать, что данная технология позволяет повышать активность учащихся на уроке и имеет огромную познавательную ценность. Отсюда делаю вывод, что успех в достижении целей урока в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники