Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах
Автор: Фахарова Асия Низамутдиновна Должность: учитель математики Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7" Населённый пункт: г. Мегион пгт.Высокий Наименование материала: Педагогический проект Тема: Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах Раздел: среднее образование
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики
в 5-9
классах»
Автор
проекта:
Фахарова
Асия
Низамутдиновна ,
учитель
математики
высшей
категории
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Мегиона ХМАО-Югры
1. Краткая аннотация
Важное значение в решении вопросов социальной адаптации школьников
имеет
усвоение
ими
математики,
в
частности
овладение
прочными
устными
вычислительными навыками.
Реализация данного проекта направлена на развитие вычислительной культуры
обучающихся
5-9
классов,
раскрытие
умственных
способностей
ребенка,
повышение
уровня
познавательной активности
и
учебной
мотивации.
В
свою
очередь
повышение
вычислительной
культуры
способствует
развитию
речи,
внимания,
памяти,
помогает
школьникам
полноценно
усваивать
предметы
естественнонаучного цикла.
При реализации проекта не требуется дополнительной курсовой подготовки
педагогов.
Возможно применение данного проекта в любых видах общеобразовательных
учреждений.
2. Обоснование необходимости проекта
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают
нас
повсюду,
а
выполнение
арифметических
действий
над
ними
приводит
к
результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение.
Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во
время учебы в школе. Этим, кстати, объясняется столь стремительное развитие
удобных калькуляторов. Тем не менее, калькулятор не может обеспечить ответ на все
возникающие
вопросы.
Он
не
всегда
имеется
под
рукой,
и
бывает
достаточно
определить
лишь
примерный
результат.
Многие
навыки,
сопутствующие
вычислениям, неизбежно требуются и в быту, и в школьной практике.
В концепции
модернизации российского образования определены цели общего образования на
современном
этапе,
где
подчеркнута
необходимость
«ориентации
не
только
на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей». Поэтому одной из основных
задач
обучения
математике
в
школе
является
формирование
у
школьников
сознательных
и
прочных
вычислительных
навыков,
которые
являются
основополагающим элементом вычислительной культуры человека.
1
Сегодня
всё
меньше
и
меньше
внимания
в
новых
экспериментальных
и
вариативных учебниках по математике уделяется формированию у обучающихся
вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Постепенно снижается
подготовленность
детей
в
данном
направлении:
возрастает
число
ошибок
в
определении
порядка
действий
в
выражениях,
снижается
у р о в е н ь
сформированности умения решать текстовые задачи (в частности за счёт ухудшения
техники чтения, вычислительных умений).
В последнее время, проводя в жизнь идею развивающего обучения, меньше
обращается внимания на развитие у обучающихся вычислительных навыков. Анализ
контрольных работ, домашних заданий, экзаменационных работ показывает, что
большинство детей недостаточно владеют вычислительными навыками, допускают
ошибки в вычислениях. У обучающихся возникают затруднения при умножении,
делении десятичных и простых дробей, при сложении и вычитании смешанных
дробей
с
разными
знаменателями,
много
встречается
ошибок
при
нахождении
процента от числа и числа по его процентам, неправильно определяют порядок
действий
в
вычислительных
примерах.
Все
эти
недостатки
оказывают
отрицательное
влияние
на
усвоение
обучающимися
курса
математики.
Недостаточное умение выполнить вычисления создает трудности при выполнении
практических работ, при решении задач на уроках геометрии. Часть учеников не
могут
правильно
вычислить
площади,
объемы,
периметры
простейших
геометрических фигур, так как неверно умножают, складывают.
Некоторые
выпускники
основной
школы
на
письменном
экзамене
по
математике не умеют правильно найти значение числового выражения, вычислить
степени числа, вычислить неизвестную величину в простейших уравнениях. Из-за
отсутствия должного внимания к вычислительным навыкам школьников, ученики,
решив
задачу,
не
могут
сравнивать
полученные
результаты
с
реальностью,
интерпретировать решения.
Результаты
проверки
знаний
обучающихся,
проводимых
Центром
оценки
качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют:
почти четверть детей, окончивших начальную школу, ошибаются при вычислении
значений числовых выражений; около 40% пятиклассников и шестиклассников не
могут округлять натуральные и десятичные дроби, не осиливают вычислений с
дробями; более 30% семиклассников неправильно определяют наименьшую среди
данных дробей и т.д.
В
Концепции
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового,
современного
качества
образования,
выражающегося
в
развитии
ключевых
образовательных компетенций, на что также
влияет сформированность счетно-
вычислительных навыков.
2
Анализ психолого-педагогической
литературы,
программ,
учебников
по
проблеме формирования устных вычислительных навыков у обучающихся, опыт
работы учителей и собственного педагогического опыта позволяет сделать вывод о
необходимости совершенствования методики устных вычислений. Эта тема остро
нуждается в изучении, поэтому проблемой моего педагогического опыта стал поиск
путей совершенствования процесса формирования устных счетно-вычислительных
н а в ы к о в
у
ш к о л ь н и к о в .
Данное направление работы актуально и для нашей школьной системы
предпрофильной подготовки и профильного обучения, в которой преобладающее
место
занимает
проведение
занятий
РТС
(развития
творческих
способностей),
спецкурсов, элективных курсов физико-математического направления.
3. Цели и задачи проекта.
Цели:
- создание эффективной результативной системы работы на уровне основного
общего обучения по формированию вычислительных навыков у обучающихся.
-
получение
объективной
информации
об
уровне
сформированности
вычислительных навыков обучающихся.
Задачи:
- установление степени подготовленности обучающихся к усвоению устных
вычислительных приемов;
- разработка системы упражнений для устных вычислений по темам, исходя из
психолого-педагогических требований;
- формирование учебно-методического пакета (дидактический материал
для
развития
вычислительных
навыков;
заданий,
включенных
в
мониторинг
вычислительных навыков; презентации);
- разработка нестандартных уроков, внеклассных мероприятий по предмету;
-
проведение педагогического анализа эффективности применяемых методов
обучения школьников устным вычислениям;
- повышение познавательной активности и учебной мотивации;
-
создание
комфортных
взаимоотношений
при
взаимодействии
участников
проекта.
4. Основное содержание проекта.
Реализация проекта осуществляется на основе:
-
использования
индивидуальных,
парных,
групповых
форм
работы,
при
формировании вычислительных навыков обучающихся на уровне основного общего
образования;
- использования метода мультимедийных презентаций в 5-9 классах;
- проведения нестандартных форм уроков;
3
-
проведения
занятий
математического
кружка
«Юный
математик»
в
5-х
классах, спецкурса «Математическая мозаика» в 6-х классах, спецкурса «Задачи на
проценты в нашей жизни» и т.д.
-
проведения
внеклассных
мероприятий
«Лучший
счетовод»,
«Давай
прикинем!» и т.д.
-
педагогического
анализа
письменных
контрольных
работ,
устных
ответов
обучающихся,
в
ходе
которого
изучается
эффективность
разработанной
мною
системы упражнений, направленных
на формирование вычислительных навыков
школьников. Результаты подвергаются качественному и количественному анализу.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти
бесконтрольно.
Такая
степень
овладения
умениями
достигается
в
условиях
их
целенаправленного
формирования.
Образование
вычислительных
навыков
ускоряется, если обучающемуся понятен процесс вычислений и его особенности.
Важнейшие
вычислительные
умения
и
навыки
по
каждой
параллели
представлены ниже:
5-й
класс - у обучающихся необходимо закреплять умение выполнять все
арифметические действия с натуральными (многозначными) числами. В результате
прохождения
программного
материала
пятиклассники
должны
уметь
выполнять
основные
действия
с
десятичными
дробями;
применять
законы
сложения
и
умножения
к
упрощению
выражений;
округлять
числа
до
любого
разряда;
определять порядок действий при вычислении значения выражения.
6-й класс - у обучающихся необходимо закрепить умение находить числовое
значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями. В
процессе изучения нового материала учащиеся должны уметь выполнять сложение и
вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление
дробей,
совместные
действия
над
обыкновенными
и
десятичными
дробями,
применять переместительный и сочетательный законы сложения
к упрощению
вычислений
с
дробями,
использовать
распределительный
закон
умножения,
выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
У
обучающихся 7-9
классов
развивается и закрепляется умение находить
числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и десятичными
дробями. Эта работа проводится как при изучении нового материала, так и при
выполнении заданий вычислительного характера.
7-й
класс-
вычислительная
техника
школьников
совершенствуется
при
выполнении
тождественных
преобразований
над
степенями
с
натуральным
показателем,
с
одночленами
и
многочленами,
при
использовании
тождеств
сокращенного умножения.
4
8-й
класс
-
при
изучении
тем
«Рациональные
дроби»,
«Неравенства»,
«Квадратные
корни
и
квадратные
уравнения»
широко
используются
умения
учащихся выполнять действия с
дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных
выражений,
содержащих
степени
с
целыми
показателями,
решения
неравенств,
вычисления квадратных корней.
9-й класс
– в процессе изучения тем «Квадратные уравнения», «Уравнения и
неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и неравенств», «Степень с
рациональным показателем» девятиклассники должны свободно владеть навыками
действий с рациональными числами.
Данный проект программы позволяет использовать педагогический опыт всем
заинтересованным педагогам в формировании вычислительных навыков на уроках
математики у обучающихся 5-9 классов.
Новая
система
обучения
устным
вычислениям,
учитывающая
особенности
мыслительной деятельности школьников и усовершенствованная методика, в основе
которой формирование обобщенных алгоритмов устных вычислений, совместное
изучение
взаимообратных
действий,
использование
метода
перемежающего
противопоставления, приемов аналогии, сравнения, обобщения, средств условной
наглядности, позволяет эффективно формировать устные вычислительные навыки.
Проект программы «Формирование вычислительных навыков у обучающихся
на уровне основного общего образования» соответствует следующим критериям:
-
актуальность:
необходимость
в
связи
со
снижением
подготовленности
школьников в данном направлении,
-
новизна
(оригинальность):
совершенствование
существующих
методик
формирования вычислительных навыков обучающихся,
- масштабность опыта: локальный, местный;
-
эффективность
опыта:
качественное
выполнение
заданий,
включенных
в
математический мониторинг,
- транслируемость опыта: возможность его тиражирования.
Основные методы:
- теоретические (анализ, синтез);
-
эмпирические
(апробирование
различных
форм
урочной
и
внеурочной
деятельности).
Дидактические
принципы
опыта:
сознательность,
а кт и в н о с т ь ,
самостоятельность,
систематичность
и
последовательность,
наглядность,
доступность
и
посильность,
учёт
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Данный педагогический опыт
адаптирован
к образовательной программе
МБОУ
«СОШ
№7»
г.Мегиона»
и
опирается
на
основные
принципы
и
цели
5
«Программы развития школы». Реализуемые в школе педагогические технологии
направлены,
прежде
всего,
на
повышение
качества
образования
и
развитие
образовательной
мотивации
школьников,
формирование
и
преобразование
комфортной
образовательной
среды,
в
которой
каждый
ученик
существует
как
активный субъект образовательного процесса.
С
целью
выработки
вычислительной
культуры
обучающихся,
а
также
для
оптимизации
обучения
математике
применяются
следующие
методы:
стимулирование
и
мотивация
учения,
репродуктивные,
продуктивные;
формы
–
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Выбор способов организации вычислительной деятельности ориентирован на
развивающий
характер
работы,
предпочтение
отдается
обучающим
заданиям.
Используемые
вычислительные
задания
характеризуются
вариативностью
формулировок,
неоднозначностью
решений,
выявлением
разнообразных
закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных,
графических,
символических),
что
позволяет
учитывать
индивидуальные
особенности
ребенка,
его
жизненный
опыт,
предметно-действенное
и
наглядно-
образное мышление. Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает
ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление
совершенствовать
способы
вычислений
и
решения
задач,
заменяя
менее
рациональные более современными.
Вычисления
активизируют
память
обучающихся,
внимание,
стремление
к
рациональной организации деятельности, оказывающие существенное влияние на
развитие личности обучающихся. В сочетании с другими формами работы, устные
упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные
виды деятельности обучающихся: мышление, речь, моторика.
Отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека,
является
автоматизированный
характер
этой
деятельности,
тогда
как
умение
представляет собой сознательное действие.
Однако навык вырабатывается при участии сознания, которое первоначально
направляет действие к определенной цели при помощи осмысленных способов его
выполнения и контролирует его. Советский психолог С. А. Рубинштейн пишет:
«Высшие
формы
навыка
у
человека,
функционирующие
автоматически,
вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали
навыками; на каждом шагу – в частности при затруднениях – они вновь становятся
сознательными действиями; навык, взятый в его становлении, является не только
автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности
заключено в какой – то мере в нем самом».
Опыт
предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Учебные
задания
предполагают
учет
индивидуальных
и
психологических
6
особенностей обучающихся. Благодаря созданию системы по активизации учебного
процесса возможно повышение учебной мотивации обучающихся
и
создание
ситуации психологического комфорта.
Проект
находит
своё
отражение
в
формировании
социального
опыта
обучающихся. Они учатся взаимодействовать друг с другом, пробуют себя в роли
учителя, т.е. организуют свою деятельность и деятельность своих одноклассников,
учатся
проводить
рефлексию,
осуществлять
самоконтроль
и
взаимоконтроль,
обосновывают
свою
точку
зрения
при
проведении,
например,
обучающих
игр
«Исправляем ошибки» и т.д.
Применяемые виды
устного счета для формирования вычислительной культуры
обучающихся представлены в приложении №1
5. Ресурсы.
Для
создания
комфортной
образовательной
среды
необходимо
учебное
пространство для решения поставленных задач и для демонстрации достигнутых
результатов.
Все
эти
требования
вполне
можно
реализовать
в
рамках
одного
кабинета.
Реализация опыта предполагает:
- участие других учителей общеобразовательных учреждений,
- умение работать с редакторами Word, Excel, программой Power Point,
- оснащение кабинета компьютером, мультимедийной установкой.
Кадровый состав по внедрению проекта - учителя математики.
Руководство реализацией проекта
осуществляет администрация МБОУ
«СОШ №7» г. Мегиона. Данный проект не требует дополнительных материальных
затрат
к
кадровому
обеспечению,
к
учебно-методическому
и
материально
–
техническому
обеспечению,
осуществляется
на
базе
кабинета
математики,
оснащенного согласно спецификации учебно – методическим оборудованием.
6.
Партнёры.
Привлечение
к
реализации
проекта
обучающихся
5-9
классов,
родителей,
психологов,
педагогов
(учителей-предметников,
классных
руководителей)
и
администрации общеобразовательных учреждений
направлено на организацию
сотрудничества. Все они выполняют определенные функции:
- Педагог-психолог предоставляет учителю необходимые данные по результатам
психолого-педагогических исследований.
- Классные руководители помогают учителю поддерживать связь с родителями.
- Родители осуществляют контроль за подготовкой домашних заданий, принимают
участие в роли экспертов при проведении общественного смотра знаний,
могут
входить в состав жюри при проведении внеклассных мероприятий, осуществляют
фото и видео съемку, отражающие реализацию проекта.
7
-
Учителя
математики
используют
данный
педагогический
опыт
с
целью
формирования вычислительных навыков на уроках математики у обучающихся 5-9
классов.
- Администрация учреждения проводит мониторинг с целью определения уровня
сформированности вычислительных навыков.
7. Целевая аудитория.
Проект рассчитан на обучающихся основной школы в возрасте 11- 15 лет. В
процессе
работы
идет
свободное
общение
школьников
и
педагогов.
Учитель
выступает в роли партнера.
8. План реализации проекта. Реализация проекта проходит в несколько этапов.
1. Подготовительный этап:
- изучение психолого-педагогической литературы, программ, учебников по проблеме
формирования счетно-вычислительных навыков у школьников;
- систематизация собранного дидактического материала, заданий и упражнений по
данному направлению;
- подбор упражнений, приемов и методов, направленных на
формирование счетно-
вычислительных навыков у школьников на весь период обучения;
- выделение условий, необходимых для успешного формирования вычислительных
навыков у школьников;
- определение средств (дидактического наполнения), необходимых для реализации
этих условий;
2. Практический и аналитико-диагностический этапы:
- установление степени подготовленности обучающихся к усвоению устных и
письменных вычислительных приемов;
-
использование
наиболее
приемлемых,
продуктивных
способов
и
форм
организации обучения для повышения вычислительной культуры обучающихся;
- усовершенствование (коррекция) системы заданий для обучающихся;
-
проведение
педагогической
диагностики
(опросы,
тесты,
диагностические,
срезовые, самостоятельные и контрольные работы);
- заполнение диагностических карт обучающихся;
- сбор и обобщение результатов, выявление проблем, коррекция.
3. Обобщающий и прогностический этапы:
- определение достигнутого уровня сформированности вычислительных навыков.
- обобщение данного инновационного педагогического опыта в рамках учреждения.
- изучение процесса формирования счетно-вычислительных навыков у школьников с
отклонениями
в
здоровье,
поиск
путей
совершенствования
системы
работы
по
данному вопросу с детьми данной категории.
- представление опыта работы по внедрению проекта.
9.
Ожидаемые результаты.
8
№
п/п
Критерии эффективности
реализуемого проекта программы
Определяется через:
1
Повышение качества обучения
школьников
анализ результатов учебной
деятельности
2
Повышение педагогического
мастерства учителей математики
самоанализ собственной
деятельности, курсы повышения
квалификации, работа в творческих
группах
3
Повышение информированности и
мобильности родителей
обучающихся
наличие единого банка результатов
специальных учебных умений и
навыков по предмету
4
Высокая предметная и учебная
мотивация
составление рейтинговой оценки
обучающихся по результатам мини-
испытаний
5
Сформированность ключевых
образовательных компетенций,
качество полученных результатов
при проведении контрольных
мероприятий
6
Раскрытие творческого потенциала
личности обучающихся, повышение
творческой, познавательной
активности школьников
активность участия в классных,
общешкольных, городских
мероприятиях, участие в работе
кружков, спецкурсов, элективных
курсов
7
Создание комфортных
взаимоотношений среди
обучающихся класса
позитивное отношение
одноклассников друг к другу,
положительные отзывы участников
после работы в группах, парах.
Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие
следующих условий:
- свободный доступ к компьютеру всех участников проекта;
-
привлечение
педагога
-
психолога,
оказывающего
действенную
помощь
при
изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
-
наличие
в
учебном
кабинете
мультимедийного
комплекса
(для
демонстрации
электронных
презентаций),
учебной
литературы,
используемой
в
качестве
справочного материала для оказания консультативной помощи обучающимся;
- привлечение родителей в качестве экспертов
при проведении общественного
смотра знаний школьников (на завершающем этапе);
Кроме того, знания и умения, полученные в ходе реализации проекта, могут
быть использованы и в других образовательных областях.
Продуктивные результаты педагогической деятельности:
9
-
разработка
проекта
программы
по
формированию
вычислительных
навыков
обучающихся на ступени основного общего образования;
-
разработка
различных
упражнений,
приемов
и
методов,
направленных
на
формирование
счетно-вычислительных
навыков
у
школьников на
весь
период
обучения;
- представление педагогического опыта на различных уровнях;
-
использование
учителями
заданий,
видов
и
приёмов
формирования
вычислительных навыков обучающихся;
-
в
рамках
контроля
УУД
обучающихся
использование
администрацией
школы
мониторинга вычислительных навыков;
- дальнейшая работа по публикации материалов данного проекта;
-
подготовка
проекта
программы
формирования
вычислительных
навыков
у
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
том
числе
детей-
инвалидов.
Образовательный и социальный эффект:
- повышение качества знаний обучающихся;
-
активность
в
мероприятиях
различного
уровня:
научно
–
практических
конференциях, в олимпиадах, фестивалях, математических чемпионатах;
-
формирование
социального
опыта
школьников
при
выходе
за
рамки
образовательного учреждения;
-
успешная
адаптация
при
переходе
на
уровень
среднего
общего
образования
(профильное обучение)
10. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Перспективой дальнейшего развития проекта предполагается:
- распространение и обобщение опыта с включением новых участников проекта;
- поиск путей совершенствования процесса формирования счетно-вычислительных
навыков у у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
детей-инвалидов.
Приложение №1 к проекту
1.Математический тренажер .
10
Задания тренажера позволяют предложить ученику выполнить большой объем
вычислений за небольшое время, Таким образом оттачиваются не только собственно
вычислительные
навыки,
формируется
«числовая
зоркость»,
но
и
тренируется
внимание, развивается оперативная память ребенка. В результате такой тренировки
каждый школьник приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает
различными приемами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых
множествах. Все виды заданий тренажера разбиты на отдельные части, помеченные
заглавными буквами. Каждая такая часть – одна порция при проведении устного
счета. При выполнении одних заданий произносит или записывает ответ каждого
действия,
При
выполнении
цепочных
вычислений
результаты
промежуточных
действий
не
называются
и
не
записываются,
ученик
фиксирует
только
окончательный ответ.
2. Эстафета.
На доске заранее написаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две
команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к
доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои
места, отдав тел
второму члену своей команды. Он также идет к доске, решает
второй
пример
и
передает
эстафету
дальше.
Выигрывает
та
команда,
которая
быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
3. Математический диктант
Учитель
медленно
прочитывает
задание
за
заданием,
а
обучающиеся
записывают правильные ответы.
4.Молчанка
На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре
числа,
а
внутри
записано
действие,
которое
надо
выполнить
над
каждым
из
«внешних» чисел.
Ответы можно давать молча, написав рядом с данным числом верный результат
указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки
арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.
5.Счет – по цепочке
Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду
задание записано полностью, а у остальных вместо первого числа стоит многоточие.
Что скрывается за многоточием, ученик узнает только, тогда, когда его товарищ,
сидящий
впереди,
сообщит
ему
ответ
в
своем
задании.
Этот
ответ
и
будет
недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны,
поскольку ошибка одного участника зачеркивает работу всех остальных.
6.Графические диктанты.
11
Обучающиеся проверяют правильность предложенных выполненных заданий.
Если согласны с ответом, то ставят знак «-«, в случае неверного ответа - знак «^ «.
Окончательная запись ответа может иметь вид -^-^-^-.
7. Игры
В своей работе учителя придерживаюсь определенных принципов. Один из
них (наиболее важный) можно сформулировать следующим образом: работа в классе
на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем и группой
успевающих учеников. То есть необходимо создать такую ситуацию - ситуацию
«успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным
участником
учебного
процесса.
Ведь
одна
из
задач
учителя
заключается
не
в
доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка,
что
он
может
учиться
лучше,
что
у
него
получается.
Нужно
помочь
ребенку
поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.
В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто использую игры.
Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать
наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке
при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в
практику
урока
дидактических
игр,
представляется
целесообразным
применять
игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В
этом случае назначение дидактических игр - в развитии познавательного интереса,
способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в придании уроку более
неформального характера, в привлечении внимания обучающихся к проводимой
работе.
Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться
для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в
привлекательной, интересной для детей форме. При этом во время игры в группе
главным действующим лицом на уроке становятся сами дети, а не учитель.
В качестве иллюстрации приведу несколько видов игр, направленных на развитие
тех или иных способностей обучающихся.
Игра
«Запомни
числа». Цель
игры:
развитие
внимания,
памяти
обучающихся
и
коммунальных способностей.
Условия игры. Учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет это
число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и
называет
свое.
Интерес
игры
в
ее
соревновательном
характере:
кто
сможет
запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.
Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам
настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.
12
Игра «Пропусти число». Цель игры: развитие внимания обучающихся и оценка
знаний, полученных на предыдущих уроках.
Условия игры. Учитель предлагает по очереди называть вслух в порядке возрастания
числа,
начиная
с
0,1,
причем
числа,
содержащие
3
или
кратные
3,
следует
пропускать. Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто
остается последним.
В данной игре условия можно менять, в зависимости от изучаемой темы, например,
при счете пропускать простые числа или числа, кратные 5,10 и т. д. Эту игру хорошо
использовать в начале урока вместо опроса.
Игра «Кто вперед?».
На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда из пяти
человек (сколько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды
выполняет действие на своей ступеньки. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с
неудачником может выбыть из игры и вся команда. Но применим и более мягкий
вариант игры: команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это
время вторая команда продолжает подъем. Выигрывает те ребята, которые быстрее
добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон,
играя
вдвоем.
Побеждает
тот,
кто
быстрее
даст
правильные
ответы
на
всех
ступеньках.
Игра
«Исправляем
ошибки». Цель
игры:
развитие
критичности
мышления,
самоконтроля, внимания, умения обосновывать свою точку зрения.
Условия игры. Все обучающиеся класса делятся на несколько команд и жюри, в
которое входит учитель и несколько учеников. Каждой команде выдают одни и те же
задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены
ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников
каждой
из
команд.
Важно,
чтобы
при
подготовке
данной
игры
использовать
картотеку типичных ошибок. Командам дается некоторое время для нахождения
ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться,
дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других
команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку
зрения.
За
верный
ответ
команде
присваивается
балл
(или
несколько
баллов
в
зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше
баллов.
Но невсегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть
связано,
например,
с
большим
количеством
времени,
которое
требуется
на
проведение всей игры. В этом случае оправдано использование игровых моментов
или занимательных задач.
С целью получения обратной связи мною используются различные формы
проведения контроля. Наиболее характерные из них – мониторинг вычислительных
13
навыков
по
определенным
темам.
При
регулярном
проведении
таких
работ
существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях,
прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.
14