Напоминание

Практическая работа "Получение, собирание и распознавание газов"


Автор: Федосеева Марианна Юрьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области "Зимовниковский педагогический колледж"
Населённый пункт: Зимовники
Наименование материала: Технологическая карта Практической работы "Получение, собирание и распознавание газов"
Тема: Практическая работа "Получение, собирание и распознавание газов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Технологическая карта

Предмет
Химия
Группа
1Б специальность 09.02.05 «Прикладная информатика»
Автор УМК
Федосеева М.Ю.
Тема урока
Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов» - 1 час.
Тип урока
урок рефлексии
Цель урока:
Способствовать формированию УУД в процессе закрепления знаний учащихся о свойствах газообразных веществ, методах их получения, собирания и распознавания. Усиление практической направленности обучения.
Предполагаемые результаты обучения:

Личностные:
1. Умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Метапредметные:
1. Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи; 2. Применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере.

Предметные:

В познавательной сфере:
1. Давать определения изученных понятий: химическая реакция, уравнение химической реакции, закон сохранения массы веществ, признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, правила составления уравнений химических реакций. 2. Описывать эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии. 3. Описывать и различать физические и химические явления 4. Определять химические реакции, протекающие в быту. 5. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей. 6. Структурировать изученный материал. Полученный из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере
: анализировать и оценивать .
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент
В сфере безопасности жизнедеятельности:
соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием и уметь оказывать необходимую помощь.
УУД, формируемые на уроке:

Личностные:
уметь распознавать явления, а также находить и сопоставлять полученные данные с явлениями, происходящими вокруг учащихся.
Регулятивные:
умение управлять познавательной деятельностью на уроке, логически мыслить, делать соответствующие выводы о типах химических реакций и свойствах полученных веществ.

Познавательные:
анализировать и структурировать полученную информацию о типах химических реакций и свойствах полученных веществ.
Коммуникативные
: сотрудничество учащихся между собой. Работа в группах, взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнёра, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся познавательная коммуникативная регулятивная 1 Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организует погружение в проблему Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему Слушают учителя, строят понятные для собеседников высказывания Понимают и сохраняют учебную цель и задачу 2 Совместное исследование проблемы Поиск решений учебной задачи Организует письменный индивидуальный и устный коллективный анализ задачи. Фиксирует выдвинутые учащимися гипотезы, о р г а н и з у е т и х Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
обсуждение 3 Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта Организует учебное взаимодействие учеников группы и следующее объяснение составленных моделей Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Воспринимают ответы учащихся Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу 4 Конструирование нового способа действия Построение ориентированной основы нового способа действия Организует учебное исследование для проведения химических опытов Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу 5 Переход к этапу проведения практической работы Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции Осуществляет работу по выполнению отдельных операций Учатся формировать собственное мнение и позицию Осуществляют контроль 6 Применение общего способа действия для решения частных задач Коррекция отработки способа Организует коррекционную работу, практическую работу Применяют новый способ. Строят рассуждения на основе проведенных опытов и полученных результатов Самопроверка. Осуществлени е выводов на основе поставленных целей и задач 7 Контроль на этапе окончания учебной цели Контроль Диагностическая работа Организация дифференцированной коррекционной Выполняют работу, анализируют, контролируют Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату
работы Контрольно- оценивающая деятельность оценивают результат деятельности
ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудова ние УУД время 1. Мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя. Настрой учащихся на познавательную деятельность и применение ранее полученных знаний Приветствуют учителя, подтверждают желания получать и применять знания. учатся взаимодейств ию с учителем и товарищами
Технологии
: здоровьесбере гающие 1-2 мин. Распределение учащихся по рабочим группам. Получение документации Знакомятся с раздаточным материалом, подписывают фамилию Карточки с заданиями 2. Актуализация знаний Проверка домашнего задания Учащимся раздается тест (приложение №1) в ходе решения и проверки которого определяется степень выполнения домашнего задания, готовность к проведению практической работы Выполняют тестовые задания, осуществляют взаимопроверку, результат заносят в таблицу самопроверки Карточки с тестовыми заданиями Развитие мышления, умений анализировать и делать выводы 5 мин. 3. Выявление места, причины затруднения и поиск путей выхода Проверка тестовых заданий. Анализ допущенных ошибок. Оценивание работ. Осуществляют самооценку Карточки с тестовыми заданиями Умение анализировать результат своей деятельности 3 мин.
4. Практическая деятельность по реализации выхода из затруднения Разделение учеников на группы, с назначением руководителем группы ученика с прочными базовыми знаниями. Организация групповой работы на определение реактивов, необходимых для получения, заданного в карточке (приложение №2), вещества (газа). Раздача инструкций (приложение №3). Предложение ознакомиться с заданием Осуществляют самооценку, выполняют задания мозгового штурма, оценивают работу в группе. Формируют цели и задачи необходимые для выполнения полученного задания. Формулируют основные требования по технике безопасности при выполнении практической работы. Химическо е оборудова ние и реактивы Развитие мышления, умений анализировать предложенну ю информацию и делать выводы Коммуникатив ные умения 5 мин. Направление деятельности учащихся на формирование наименования, целей и задач практической работы в соответствии с полученным заданием. Проверка знаний по технике безопасности в кабинете химии 5. Реализация работы и контроль (самостоятельные виды деятельности) Раздача реактивов, оборудования, выбранного учащимися для проведения соответствующего опыта. Контроль за выполнением практической работы Изучают технологическую карту. Определяют ход работы, выполняют работу, записывают в тетради хода работы и наблюдения. Анализируют действия и результат формулируют выводы. Оборудова ние, реактивы Умения применять полученные знания на практике, анализировать полученный результат, делать выводы. Коммуникатив 25 мин.
ные умения – умение работать в группе . 6. Рефлексия деятельности Подведение итогов. Оценка деятельности на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки. умение делать выводы 3 мин. 7. Домашнее задание Знакомство учащихся с требованиями к домашнему заданию Записывают домашнее задание 1-2 мин.
Приложение №1

Тестовые задания
1. Какие газы нужно собирать в пробирку, расположенную вверх дном? А. Углекислый газ, кислород;
Б. Аммиак, водород; 2. Какой газ, взрывается с глухим хлопком при поднесении к пробирке, горящей лучины? А. Углекислый газ; Б. Аммиак; В. Кислород; Г. Водород. 3. Какой газ можно определить по характерному неприятному резкому запаху? А. Углекислый газ; Б. Аммиак; В. Кислород; Г. Водород. 4. Какой газ поддерживает горение и тлеющая лучина, опущенная в пробирку с данным газом, вспыхивает? А. Углекислый газ; Б. Аммиак; В. Кислород; Г. Водород. 5. Какой газ, пропущенный через раствор известковой воды, вызывает её помутнение? А. Углекислый газ; Б. Аммиак; В. Кислород; Г. Водород. Приложение №2
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
1. Получить, собрать и распознать водород. 2. Получить, собрать и распознать аммиак. 3. Получить, собрать и распознать кислород.
4. Получить, собрать и распознать углекислый газ. Приложение №3
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Группа № 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом. Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»). Вопросы и задания: 1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций. 2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления. 3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта. 4. Опишите, как можно распознать водород.
Группа № 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке
штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты. Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете? Вопросы и задания 1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций. 2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте. 3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Группа № 3. Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO 4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку
пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой. Вопросы и задания 1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций. 2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления. 3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте. 4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Группа №4. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа. Вопросы и задания 1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций. 2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации. 3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте. 4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).


В раздел образования