Практическая работа "Получение, собирание и распознавание газов"
Автор: Федосеева Марианна Юрьевна Должность: преподаватель химии Учебное заведение: государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области "Зимовниковский педагогический колледж" Населённый пункт: Зимовники Наименование материала: Технологическая карта Практической работы "Получение, собирание и распознавание газов" Тема: Практическая работа "Получение, собирание и распознавание газов" Раздел: среднее профессиональное
Предмет Химия
Группа 1Б специальность 09.02.05 «Прикладная информатика»
Автор УМК Федосеева М.Ю.
Тема урока Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов» - 1 час.
Тип урока урок рефлексии
Цель урока: Способствовать формированию УУД в процессе закрепления знаний учащихся о свойствах газообразных
веществ, методах их получения, собирания и распознавания. Усиление практической направленности обучения.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные:
1.
Умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Метапредметные:
1.
Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций
(постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной
задачи;
2.
Применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон
химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере.
Предметные:
В познавательной сфере:
1.
Давать определения изученных понятий: химическая реакция, уравнение химической реакции, закон сохранения
массы веществ, признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, правила составления
уравнений химических реакций.
2.
Описывать эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии.
3.
Описывать и различать физические и химические явления
4.
Определять химические реакции, протекающие в быту.
5.
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.
6.
Структурировать изученный материал. Полученный из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере : анализировать и оценивать .
В трудовой сфере: проводить химический эксперимент
В сфере безопасности жизнедеятельности: соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием и уметь оказывать необходимую помощь.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
уметь
распознавать
явления,
а
также
находить
и
сопоставлять
полученные
данные
с
явлениями,
происходящими вокруг учащихся.
Регулятивные: умение управлять познавательной деятельностью на уроке, логически мыслить, делать соответствующие
выводы о типах химических реакций и свойствах полученных веществ.
Познавательные: анализировать и структурировать полученную информацию о типах химических реакций и свойствах
полученных веществ.
Коммуникативные : сотрудничество учащихся между собой. Работа в группах, взаимоконтроль, умение слышать,
слушать и понимать партнёра, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ Основные этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
познавательная
коммуникативная
регулятивная
1
Постановка
учебных задач
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация новой
учебной задачи
Организует
погружение в
проблему
Пытаются
решить задачу
известным
способом.
Фиксируют
проблему
Слушают
учителя, строят
понятные для
собеседников
высказывания
Понимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу
2
Совместное
исследование
проблемы
Поиск решений
учебной задачи
Организует
письменный
индивидуальный
и
устный
коллективный анализ
задачи.
Фиксирует
выдвинутые
учащимися гипотезы,
о р г а н и з у е т
и х
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения
Осознанно
строят речевые
высказывания,
рефлексия своих
действий
Исследуют
условия
учебной
задачи,
обсуждают
предметные
способы
решения.
обсуждение
3
Моделирование
Фиксация в
модели
существенных
отношений
изучаемого
объекта
Организует учебное
взаимодействие
учеников группы и
следующее
объяснение
составленных
моделей
Фиксируют в
графические
модели и
буквенной
форме
выделенные
связи и
отношения
Воспринимают
ответы учащихся
Осуществляют
самоконтроль.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу
4
Конструирование
нового способа
действия
Построение
ориентированной
основы нового
способа действия
Организует учебное
исследование для
проведения
химических опытов
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют
новый способ
действия
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу
5
Переход к этапу
проведения
практической
работы
Первичный
контроль за
правильностью
выполнения
способа действия
Диагностическая
работа, оценивает
выполнение каждой
операции
Осуществляет
работу по
выполнению
отдельных
операций
Учатся
формировать
собственное
мнение и
позицию
Осуществляют
контроль
6
Применение
общего способа
действия для
решения частных
задач
Коррекция
отработки
способа
Организует
коррекционную
работу, практическую
работу
Применяют
новый способ.
Строят
рассуждения на
основе
проведенных
опытов и
полученных
результатов
Самопроверка.
Осуществлени
е выводов на
основе
поставленных
целей и задач
7
Контроль на
этапе окончания
учебной цели
Контроль
Диагностическая
работа Организация
дифференцированной
коррекционной
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по
результату
работы Контрольно-
оценивающая
деятельность
оценивают
результат
деятельности
ХОД УРОКА
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудова
ние
УУД
время
1.
Мотивация к
учебной
деятельности
Приветственное слово учителя.
Настрой учащихся на
познавательную деятельность и
применение ранее полученных
знаний
Приветствуют учителя,
подтверждают желания
получать и применять
знания.
учатся
взаимодейств
ию с учителем
и товарищами
Технологии :
здоровьесбере
гающие
1-2
мин.
Распределение учащихся по
рабочим группам. Получение
документации
Знакомятся с раздаточным
материалом, подписывают
фамилию
Карточки с
заданиями
2.
Актуализация
знаний
Проверка
домашнего
задания
Учащимся раздается тест
(приложение №1) в ходе решения
и проверки которого
определяется степень
выполнения домашнего задания,
готовность к проведению
практической работы
Выполняют тестовые
задания, осуществляют
взаимопроверку, результат
заносят в таблицу
самопроверки
Карточки с
тестовыми
заданиями
Развитие
мышления,
умений
анализировать
и делать
выводы
5 мин.
3.
Выявление места,
причины
затруднения и
поиск путей
выхода
Проверка тестовых заданий.
Анализ допущенных ошибок.
Оценивание работ.
Осуществляют
самооценку
Карточки с
тестовыми
заданиями
Умение
анализировать
результат
своей
деятельности
3 мин.
4.
Практическая
деятельность по
реализации
выхода из
затруднения
Разделение учеников на группы,
с назначением руководителем
группы ученика с прочными
базовыми знаниями.
Организация групповой работы
на определение реактивов,
необходимых для получения,
заданного в карточке
(приложение №2), вещества
(газа). Раздача инструкций
(приложение №3). Предложение
ознакомиться с заданием
Осуществляют
самооценку, выполняют
задания мозгового
штурма, оценивают
работу в группе.
Формируют цели и задачи
необходимые для
выполнения полученного
задания. Формулируют
основные требования по
технике безопасности при
выполнении практической
работы.
Химическо
е
оборудова
ние и
реактивы
Развитие
мышления,
умений
анализировать
предложенну
ю
информацию
и делать
выводы
Коммуникатив
ные умения
5 мин.
Направление деятельности
учащихся на формирование
наименования, целей и задач
практической работы в
соответствии с полученным
заданием. Проверка знаний по
технике безопасности в кабинете
химии
5.
Реализация
работы и
контроль
(самостоятельные
виды
деятельности)
Раздача реактивов, оборудования,
выбранного учащимися для
проведения соответствующего
опыта. Контроль за выполнением
практической работы
Изучают
технологическую карту.
Определяют ход работы,
выполняют работу,
записывают в тетради
хода работы и
наблюдения.
Анализируют действия и
результат формулируют
выводы.
Оборудова
ние,
реактивы
Умения
применять
полученные
знания на
практике,
анализировать
полученный
результат,
делать
выводы.
Коммуникатив
25
мин.
ные умения –
умение
работать в
группе
.
6.
Рефлексия
деятельности
Подведение итогов.
Оценка деятельности на уроке.
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
осознание
учащимися
практической
и личностной
значимости
результатов
каждого этапа
урока, умение
оценить себя,
видеть свои
ошибки.
умение делать
выводы
3 мин.
7.
Домашнее
задание
Знакомство учащихся с
требованиями к домашнему
заданию
Записывают домашнее
задание
1-2
мин.
Приложение №1
Тестовые задания
1.
Какие газы нужно собирать в пробирку, расположенную вверх дном?
А. Углекислый газ, кислород;
Б. Аммиак, водород;
2.
Какой газ, взрывается с глухим хлопком при поднесении к пробирке, горящей лучины?
А. Углекислый газ;
Б. Аммиак;
В. Кислород;
Г. Водород.
3.
Какой газ можно определить по характерному неприятному резкому запаху?
А. Углекислый газ;
Б. Аммиак;
В. Кислород;
Г. Водород.
4.
Какой газ поддерживает горение и тлеющая лучина, опущенная в пробирку с данным газом, вспыхивает?
А. Углекислый газ;
Б. Аммиак;
В. Кислород;
Г. Водород.
5.
Какой газ, пропущенный через раствор известковой воды, вызывает её помутнение?
А. Углекислый газ;
Б. Аммиак;
В. Кислород;
Г. Водород.
Приложение №2
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
1.
Получить, собрать и распознать водород.
2.
Получить, собрать и распознать аммиак.
3.
Получить, собрать и распознать кислород.
4.
Получить, собрать и распознать углекислый газ.
Приложение №3
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Группа № 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка
и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте
на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с
глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания:
1.
Что
происходит
при
взаимодействии
цинка
с
соляной
кислотой?
Составьте
уравнение
реакции
и
дайте
ее
характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Группа № 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ.
Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке
штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую
пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а
затем в том месте, где находится смесь.
Для
обнаружения
аммиака
поднесите
к
отверстию
перевернутой
вверх
дном
пробирки
влажную
фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите
нагревание
смеси.
Пробирку,
в
которой
собран
аммиак,
снимите
с
газоотводной
трубки.
Конец
газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите
только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под
водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к
отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее
характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Группа № 3. Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно
на ¼ ее объема перманганата калия KMnO
4
и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку
пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил
почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем
изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Группа №4. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты.
Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой
находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее
характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).