Напоминание

Системно-деятельный подход в образовании как основа реализации ФГОС


Автор: Убушаева Марина Сокаевна
Должность: учитель родного языка
Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская гимназия им.Баатра Басангова"
Населённый пункт: п.Комсомольский
Наименование материала: Статья
Тема: Системно-деятельный подход в образовании как основа реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




О РАБОТЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «Г РУППЫ РИСКА » Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей «группы риска» падает жизненный уровень семей, увеличивается число неблагополучных семей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдо культуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях. Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии и поведении детей «группы риска» и правонарушений среди несовершеннолетних. Каково положение в нашей школе? Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся "группы риска". В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими ребятами. Затем классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет) На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.
На каждого учащегося, состоящего внутришкольном учёте, заводится ТЕТРАДЬ НАБЛЮДЕНИЯ в котором заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания. Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д. Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников. Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании. В гимназии на учет взяты 7 неблагополучных семей, в которых воспитывается 8 учащихся с 3 по 9 класс. Из них одна семья стоит на учете в ГУ «Черноземельский комплексный центр социального обслуживания населения». Как правило это малообеспеченные семьи. В начале учебного года создан совместный план работы по профилактике правонарушений ОПМО МВД России «Лаганский» с м/д в п.Комсомольский, и МКОУ «Комсомольская гимназия имени Баатра Басангова». Согласно данного плана работники социальной службы провели тренинги «Навыки конструктивного общения в социуме» с детьми из неблагополучных семей, инспектор ПДН провел профилактические беседы в 7а,8,9,10 классах на темы « О видах правонарушений и наказаниях», «О вреде употребления алкоголя», выступил на родительском собрании с темой «О вреде употребления алкоголя». Администрация гимназии организовала рейд по семьям с целью изучения бытовых условий учащихся и проведения разъяснительной работы о недопущении жестокого обращения и всех форм насилия в отношении детей. Также было осмотрено как устроено отопление и электропроводка. Родители оповещены о случаях гибели детей от пожара и предупреждены, что если есть случаи несоблюдения техники безопасности при отоплении или подачи электричества, они должны их устранить в
короткий срок. Рейдом были охвачены 45 семей (малообеспеченных, многодетных) и в них 61 ребенок. На родительских собраниях в 1 четверти в 5а, 5б, 7б, 8, 9 классах социальный педагог Матвенова Т.К. провела групповую работу на тему «Формирование благоприятного психолого-эмоционального климата в семье», в ходе которого проведено анкетирование, тестирование родителей. Ежедневно ведется учет посещаемости учащихся классными руководителями и администрацией. По каждому случаю прогуливания проводится профилактическая беседа классного руководителя с учащимся и доводится до сведения родителей. В гимназии работают кружки и секции, организована в 1-5 классах внеурочная деятельность согласно ФГОС. Все дети из неблагополучных семей охвачены внеурочной деятельностью и дополнительным образованием вне школы (ДМШ, ДЮСШ) . В фойе 1этажа школы телефона доверия - это…», в средних классах «Если вдруг ты оказался в безвыходном положении», в начальном звене «Я не один…». В ходе проведения мероприятий, связанных с Днем правовой помощи детям дана информация с номерами детского телефона доверия, в уголках классов помещена информация о детском телефоне доверия с номерами телефонов доверия.Социальным педагогом проведен социологический опрос во всех классах: «Куда вы обращаетесь, когда вам плохо?» Результат опроса показал, что все дети обращаются к родителям, в основном к маме, к близким родственникам (дяде, тете, бабушке, дедушке ). Классные руководители в старших классах провели беседы «Служба детского, решены следующие задачи: - воспитание законопослушного гражданина, обладающего знаниями основных правовых норм и умениями использовать возможности правовой системы государства; - повышение уровня правовой культуры школьников; - развитие правовой грамотности и правосознания учащихся; - профилактика правового нигилизма; - формирование у обучающихся умения защищать свои права при помощи закона. Преподавателем ОБЖ на уроках и классных часах проведена беседа с учащимися о действиях при стрельбе в населенном пункте, о действиях при поступлении угрозы по телефону, при получении писем, записок, содержащих угрозы, о действиях при совершении террористических актов с применением радиоактивных и химических веществ.
На уроках обществознания в 9-11 классах изучены нормативные документы по противодействию экстремизму. Классными руководителями проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, направленная на усиление бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. В начале учебного года составлен совместный план работы со всеми структурами профилактики района по обмену информацией о наличии неформальных молодежных объединений на территории СМО п. Комсомольский и Черноземельского района. В течение года проводятся совместные рейды «Подросток» (в сентябре, октябре проведены), в ходе которого посещаются семьи подростков ,стоящих на всех видах учета: ПДН, на учете психолога, на учете социального педагога, на учете классного руководителя, на учете из малообеспеченных семей, на учете из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, сироты. При посещении проводится работа по изучению быта подростка, составляется акт; профилактическая работа- беседа с родителями и подростком. В рамках реализации «Плана мероприятий («дорожной карты») по профилактике случаев жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях на 2015-2016 годы», в целях профилактики случаев жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи сексуального насилия, предупреждения эмоциональных и поведенческих нарушений и повышения уровня информированности подростков и на основании приказа № 1514 от 13. 11 .15 г. Министерства образования и науки Республики Калмыкия. 14 марта 2016 года была проведена деловая игра «Защити себя» среди 6-8 классов. Подготовка к деловой игре велась с ноября по март, 29 января был проведен семинар для классных руководителей 6-8 классов психологом Лиджи –Горяевой К.П. и социальным педагогом Матвеновой Т.К. Участники семинара были ознакомлены с Положением деловой игры, с целями и задачами, а также была проведена разъяснительная работа по блиц- опросу. Клавдия Петкяевна затронула проблемные ситуации в семейном воспитании, дала краткую характеристику хода проведения основных этапов игры «Защити себя». Татьяна Кирилловна остановилась на социальных проблемах в семьях, провела разъяснительную работу по подготовке социального ролика и подготовке визиток. В ходе семинара выступили классные руководители: Эрдни-Горяева Г.Е. – 6а класс, Эрдни-Горяева Л.М. – 6б класс, Мукабенова Т.М. – 7а класс, Харайкиева Л.Н. – 7б класс, Дармаев Л.С. – 8класс. По мнению классных руководителей подготовка к проведению деловой игры «Защити себя» требует тщательной подготовки учащихся, изучения правовых документов, а также возможность проведения игры и внутри класса. В ходе подготовки к игре «Защити себя» все классные руководители провели классные часы и классные родительские собрания. Просмотрели и обсудиливидеоролики «Против насилия» для создания своего ролика для
участия в игре. Вопросы «Блиц-опроса» были изучены всеми учащимися. Психологом Лиджи-Горяевой К.П. были проведены консультации классных руководителей по проблемным ситуациям. 14 марта был проведен школьный этап игры «Защити себя». Игра прошла на должном уровне, были соблюдены все этапы проведения игры, регламент и критерии. Следует отметить, что все участники игры были хорошо подготовлены по вопросам блиц-опроса, знают свои права, основные Законы РФ, Конвенции о правах детей и т.д. В ходе игры жюри оценило подготовленность команд: 6 «а» и 7»а» класс набрали по 22 балла, 7 «б»-19баллов, 6 «б» -18 баллов. Путем голосования на муниципальный этап прошла команда 7 «а» класса, классный руководитель Мукабенова Т.М. Игра цели достигла: учащиеся имеют свою точку зрения по тематике игры, знакомы с понятиями по проблеме насилия и жестокого обращения в семье, сформированы навыки безопасного поведения. Следует отметить учащихся 6а, 7а классов, которые проявили сплоченность, творчески подошли к подготовке социального ролика. Учащиеся подготовили социальный ролик, где поднимали проблемы семейного воспитания и внутрисемейных отношений. Данная психологическая игра способствует развитию в детях чувства товарищества, повышает в детях самооценку, позволяет поднять познавательную мотивационную деятельность учащихся, формирует практическую направленность ко всем проявлениям жестокого обращения среди детей и взрослых. Кроме того, дети успешно владеют терминологией по проблеме насилия, что очень хорошо просматривалось во время подготовки домашнего задания и подготовки проблемной ситуации. Вывод: Работа в классах по профилактике случаев жестокого обращения с детьми из неблагополучных семей проводится классными руководителями на должном уровне. Работа с детьми из неблагополучных семей проводится классными руководителями в тесном контакте с социальным педагогом и психологом планомерно.


В раздел образования