Организация игровой деятельности детей раннего возраста в условиях семьи
Автор: Шадрина Елена Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83" Населённый пункт: г.Березники Пермский край Наименование материала: методические рекомендации Тема: Организация игровой деятельности детей раннего возраста в условиях семьи Раздел: дошкольное образование
«Организация игровой деятельности детей раннего возраста в
условиях семьи»
«Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры,
а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно
займется сам ребенок»
К.Д. Ушинский
Ранний
возраст
–
чрезвычайно
важный
и
ответственный
период
психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только
начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о
себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее
важные
и
фундаментальные
человеческие
способности
–
познавательная
активность,
любознательность,
уверенность
в
себе
и
доверие
к
другим
людям,
целенаправленность
и
настойчивость,
воображение,
творческая
позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе,
как
следствие
маленького
возраста
ребенка,
но
требуют
непременного
участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения
способов
действий
с
предметами.
К
концу
этого
периода,
благодаря
сотрудничеству
со
взрослым,
ребенок
в
основном
умеет
пользоваться
бытовыми предметами и играть с игрушками.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-
игровая деятельность. Миновав ее невозможно рассчитывать на полноценное
взросление человека.
Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто
родители
забывают,
что
ребенку
жизненно
важно
играть,
а
не
смотреть
телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важно играть
не только в детском саду, но и дома, вместе с родителями. При этом игры
могут
быть
различными:
настольно-печатные,
подвижные,
сюжетные.
Каждый
внимательный
к
своему
ребенку
родитель
знает,
каким
играм
ребенок отдает предпочтение.
Действия маленького ребенка с предметами – это еще не игра, а своего
рода обучение, подготовка к игре. Разделение предметно-практической и
игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала
ребенок
играет
исключительно
с
реалистическими
игрушками
и
воспроизводит
с
ними
знакомые
ему
действия
(причесывает
куклу,
укладывает ее спать, кормит, катает в коляске и пр.) Около 3-х лет, благодаря
развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые
замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их
игрового
использования
(палочка
становится
ложкой
или
расческой
или
градусником и пр.). Однако, становление игровых замещений возникает не
сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре,
которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет
игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение дает
начало новой деятельности - сюжетной игре, которая становится ведущей в
дошкольном возрасте.
В жизнь ребенка новые игрушки должен вносить взрослый. Нужно не
просто подарить ребенку куклу, а обыграть ее, заинтересовать ею, побудить к
общению с новой игрушкой: «Смотри, какая кукла красивая, давай поиграем
с ней». Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни
малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по
отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному
лицу. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых.
Игрушка – это и средство общения, и способ организации совместной
игры,
и
предмет,
с
помощью,
которого
можно
объяснить
так
много!
Совершенно
точно,
что
самая
лучшая
игрушка
та,
которой
взрослый
и
ребенок играют вместе.
Игры развивают познавательные способности личности – внимание,
память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность,
ум, развивать
творческие способности детей, формируют эмоционально-
чувственную
сферу
личности
детей,
а
также
способствуют
познанию
ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся
самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам,
без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
В
игре
ребенка
отражаются
различные
события,
полученные
им
в
детском
саду,
семье,
при
общении
с
разными
людьми.
Игра
позволяет
малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его
предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речах, мимике,
жестах, трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение
того
взрослого,
которому
подражает.
В
роли
взрослого
он
пытается
осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот
же
сюжет
(например,
кормление
куклы),
ребенок
закрепляет
формы
поведения и отношений между близкими. В игровой роли он подражает не
только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых (мам
пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Все это происходит в том случае, если игры дошкольников находятся
под присмотром взрослого, если она построена на содержательном общении
взрослых (родителей) с ребенком.
Сенсорное
развитие
ребенка
является
залогом
его
успешного
осуществления
разных
видов
деятельности,
формирования
различных
способностей.
Поэтому
сенсорное
воспитание
должно
планомерно
и
систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным,
самостоятельным,
чтобы
в
будущем
занял
достойное
место
в
жизни
общества.
В жизни ребенка именно семье принадлежит главная первостепенная
роль
становления
его
личности,
социализации,
т.к.
именно
в
семье
начинается
процесс
познания
особенностей
человеческих
отношений,
усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об
окружающей
действительности,
формируются
интересы,
и
развиваются
способности.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и
занятости
на
работе,
неумение
выбирать
методическую
литературу
и
практические
пособия
для
развития
дошкольников.
Нередко
они
явно
недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не
знают,
чем
могут
ему
помочь.
Но
при
желании
всегда
можно
найти
оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной
сферы,
поддержки
его
творческого
потенциала,
развитие
которого
подчиняется
закону
взаимодействия
ребенка
и
взрослого.
Любая
педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не
понимают
важности
работы
с
маленькими
детьми,
поэтому
возникают
трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей
–
трудное
дело,
требующее
от
родителей
не
только
любви
к
детям,
но
большой ответственности, выдержки, терпения.
«
Игрушка
должна
способствовать
развитию
ребенка
на
каждой
возрастной ступени дошкольного детства» - определила Н.К. Крупская.
Чтобы
дети
были
умными,
сообразительными,
веселыми,
родители
должны
организовать
условия
для
игры
и
творчества.
В
процессе
игры
ребенок учится всему, что окружает его в жизни. Играя, малыш быстрее
воспринимает информацию. Счастливое детство без игрушек невозможно.
Развивающей
считается
та
игрушка,
с
помощью
которой
ребенок
учится чему-то новому. Можно сказать, что каждая игрушка развивающая.
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки
«что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать
образами
современной
действительности»
(Е.А.
Флерина).
Содействовать
развитию
ребенка
может
игрушка,
наполненная
добрым
смыслом,
побуждающая ребенка к
положительным действиям.
П
редъявляются определенные требования и к оформлению игрушки.
Игрушка
нуждается
в
привлекательном,
красочном
оформлении,
чтобы
вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный
вкус.
Игрушка
должна
быть
динамичной,
побуждать
ребенка
к
разнообразным действиям в игре.
Основные требования к игрушкам:
1. Безопасность . Детская игрушка должна быть безопасна для жизни
ребенка. Мелкие детали должны быть хорошо закреплены. В этом возрасте
дети все тянут в рот. Это также накладывает требования к гигиеничности
игрушек – возможность обработки.
2. Яркость .
В
общем
оформлении
должны
использоваться
яркие
основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более
2–3 в одной игрушке. Пестрые цвета рекомендованы психологами для такого
раннего возраста.
3. Простота . Не следует излишне усложнять игрушку. Малышу в таком
возрасте достаточно до пяти различных фактур.
4.
Эмоциональная окраска . Детская игрушка должна быть доброй
и
заботиться
о
психическом
здоровье
малыша,
соответствовать
его
возрастным и умственным особенностям.
Покупать детские игрушки следует в проверенных магазинах, при этом
необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и
сертификатом
соответствия
(
гигиенические
требования,
предъявляемые
к
играм и игрушкам, касаются материалов, из которых они изготовляются,
конструкции
и
отдельных
характеристик
игр
и
игрушек,
а
также
производства и реализации игрушек).
При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие
следующих знаков на упаковке:
CE – этот значок говорит, что данный товар соответствует всем
нормам ЕС, но он не является гарантией безопасности;
изображение
детского
лица
с
приписанными
рядом
цифрами
информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.
ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны – не переснятые
ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о
качестве товара.
Не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее
ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить
здоровье вашему малышу.
В
этот
период
дошкольного
детства
для
познавательного
развития ребенка большое значение имеет богатство окружающей его среды.
Именно в семье есть возможность не только создать эту окружающую среду,
но и максимально использовать её возможности. Необходимо отметить, что
создание
эффективной
окружающей
среды
доступно
отнюдь
не
только
семьям
с
высоким
уровнем
дохода,
но
всем
людям,
ответственно
относящимся
к
развитию
своего
ребенка.
При
организации
предметно-
развивающей
среду
в
домашних
условиях
имеет
смысл
воспользоваться
следующими рекомендациями:
Желательно,
чтобы
ребенка
окружали
игрушки
из
различных
материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.,
причем
предпочтение
желательно
отдавать
природным
материалам и
объектам.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой,
когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости
в другую.
Различные движущиеся игрушки.
Игрушки
для
построения
ряда
по
возрастанию-убыванию:
пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки,
в
которых
используются разные
принципы
извлечения
звука - самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие
предметы. Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, фантиками,
песком, скрепками, пуговицами и т.д.;
-
шуршащие
метелки
из
обрезков
магнитофонной
ленты,
бумаги,
полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек,
орехов, желудей, каштанов и т.д.;
-
шуршащие
при
трении
друг
о
друга
еловые
шишки,
оберточная
бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева
разных пород;
- перевернутые детские формочки, ведра;
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Образные игрушки: тряпичные – гибкие куклы (высота – 30-40см),
кукла-голыш
с
набором
одежды,
маленькие
«пупсики»
в
разных
позах,
кукольное
хозяйство,
маленькие
пластиковые
фигурки
животных,
мягкие
игрушки.
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры,
плотности и цвета, пластилин, воск, краски, пальчиковые краски, карандаши,
фломастеры, мелки и т.д.
Игрушки
контрастных
размеров,
различной
формы
(круглые,
кубические).
Емкости,
с
которыми
можно
производить
прямые
и
обратные
действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
Книги с большими предметными картинками.
Качели, прыгунки, мягкие модули.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
Разрезные картинки, кубики с картинками.
Парные картинки.
Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши.
Несколько видов мозаики.
Разнообразные некомплектные конструкторы.
Банки разного размера.
Шнуровки, застегивающиеся коврики.
Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель.
Тканевые мячики.
Книги
с
реальными
изображениями
животных,
окружающих
предметов.
В России традиционно игры называют забавами, они всегда помогали
сплотиться, облегчить жизнь, успокоиться. Народные игры, хороводы, песни
являются фундаментом гармоничного развития интеллекта, основой здоровья
ребенка. Такие простые движения, как потягивание, хлопки, похлопывание
по всему телу, притопывание – массажируют биологически активные точки
юного тела. Притопывание также способствует профилактике и лечению
плоскостопия, массажирует внутренние органы. Кроме того, народные игры
имеют
физиологически
обоснованный
ритм,
с
таким
же
ритмом
бьется
сердце.
Совершайте совместные прогулки во дворе, парке, где можно играть с
песком и в подвижные игры.
Чем больше времени уделяют родители
своему ребенку, тем лучше
между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают семью, создают в
ней дружественную атмосферу и благоприятно воздействуют на все сферы
развития ребенка – интеллектуальную, психическую, физическую.