Автор: Мальковская Нина Григорьевна Должность: учитель физики и математики Учебное заведение: МАОУ "СОШ№2" Населённый пункт: г. Лнгиногорск РТ Наименование материала: технологическая карта урока Тема: План-конспект урока физики в 7 классе Раздел: полное образование
Предмет: физика
Учебник: Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская, Москва, Дрофа,2008
Класс: 7
Тема урока: Сила трения
Цель урока: Сформировать понятие силы трения. Познакомить учащихся с видами трения:
покоя, качения, скольжения. Выяснить причины трения и от чего зависит сила трения.
Планируемые результаты обучения:
В предметном направлении: научиться пользоваться методами научного познания при
исследовании силы трения, проводить наблюдения, обнаруживать зависимость силы
трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления, площади
соприкосновения поверхностей, анализировать и делать выводы, применять знания о силе
трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении
безопасности жизни, овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями
при ответах на вопросы по закреплению материала.
Личностные: сформировать познавательный интерес к видам трения в природе,
развивать творческие способности, практические умения, самостоятельность в
приобретении знаний о силе трения и видах трения, ценностное отношение друг к другу, к
учителю, к результатам обучения, использовать экспериментальный метод исследования,
самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих
действий.
Метапредметные: научиться воспринимать, перерабатывать, отбирать
информацию, использовать для этого интернет, составлять таблицу и анализировать.
Оборудование: динамометры, бруски деревянные, наборы грузов, шарики,
наждачная бумага, проектор, круглые карандаши.
Технологическая карта урока
№ Этап
урока
Содержание учебного
процесса
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формирование ууд
1
Орг.
Момент
(самоопр
еделение
к
деятельно
сти)
Приветствие: Здравствуйте
дорогие ребята. Подарим друг
другу улыбки и начнем урок.
Мудрость и жизненный опыт
любой народ заключает в
поговорки. Подумайте о том,
как связаны следующие
поговорки с физикой?
Демонстрируется слайд с
поговорками:
1.
Пошло дело как по
маслу.
2.
Что кругло – легко
катится.
3.
Угря в руках не
удержишь.
4.
Не подмажешь, не
поедешь.
5.
Баба с воза – кобыле
легче
Ответ: Эти поговорки
Приветствует
учащихся,
проверяет
готовность к
уроку, создает
эмоциональный
настрой и
мотивирует
учащихся на
работу через
вопросы
Взаимное
приветствие,
настраиваются
на работу,
отвечают на
вопросы
учителя.
Личностные: выражать
положительное отношение
к процессу познания,
желание узнать новое,
проявлять внимание.
Регулятивные:
Осознание учеником
того,что усвоено, что еще
подлежит усвоению,
качество и уровень
усвоения.
Коммуникативные:
вступление в диалог,
отслеживание действий
учителя, умение слушать и
слышать.
связаны с трением.
Озвучивается тема урока:
« Сила трения»
2
Актуализ
ация
опорных
знаний
Демонстрация опыта: шарик
катится по столу и
останавливается.
Ответьте на вопросы:
1.
Какие силы действуют
на шарик?
2.
Почему шарик
остановился?
3.
Чем характеризуется
любая сила?
4.
Охарактеризуйте силу
трения.
Организует
диалог с
учащимися на
поиск новых
знаний,
демонстрирует
опыт.
Выстраивают
ответы на
вопросы
Познавательные: развивает
операции мышления,
ставит задачу на основе
соотнесения того что
известно.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли,
строить высказывание
3
Новые
знания
Определение силы трения.
Каковы же причины
возникновения силы трения?
Опыт:
1.
С наклонной плоскости
скатывается тележка на
стол.
2.
С наклонной плоскости
скатывается тележка на
стол, покрытый тканью.
3.
С наклонной плоскости
скатывается тележка на
стол, покрытый поролоном.
Опыт: Движение дерева по
дереву, стекла по стеклу.
Помогает
учащимся дать
определение силы
трения.
Учитель
демонстрирует
опыт
Учащиеся
записывают
определение
силы трения в
тетрадь
Учащиеся
наблюдают и
анализируют,
отвечают на
вопросы
учителя, делают
вывод:
Причина
возникновения
трения –
шероховатость
поверхностей
соприкасающихс
я тел.
Учащиеся
наблюдают и
анализируют,
отвечают на
вопросы
учителя, делают
вывод:
Причина
возникновения
силы трения
взаимное
притяжение
молекул
соприкасающихс
я поверхностей.
Записывают
причины трения
в тетрадь.
Познавательные: умение
строить логическую цепь
размышлений. Умение
устанавливать причинно-
следственные связи, вести
поиск. Умение выделять
необходимую информацию
Коммуникативные: умение
работать в группах,
осуществлять
продуктивное
взаимодействие с детьми и
взрослыми, отслеживать
действия партнера,
сотрудничать с партнерами
Регулятивные: умение
решать учебные проблемы
возникающие в ходе
групповой работы, умение
определять
последовательность
действий, способность к
волевому усилию
Личностные: осознание
личной ответственности за
будущий результат,
понимание своих сильных
и слабых сторон
Виды трения.
Трение покоя – сила
существующая между
покоящимися относительно
друг друга телами. Чтобы
сдвинуть с места тело
необходимо приложить силу.
Эта сила уравновешивает силу
трения. На наклонной
поверхности удерживается
тело. Ребята приведите свои
примеры действия силы
трения покоя.
1.
Терние скольжения. Дайте
определение этой силе
сами, приведите примеры.
2.
Трение качения. Дайте
определение, приведите
примеры.
Измерение силы трения.
Сила трения приложена к телу
и направлена против движения
тела. А как найти величину
силы трения ?
Опыт: Прикрепим к бруску,
лежащему на столе динамометр
и будем перемещать его
равномерно по поверхности
стола. Когда тело движется
равномерно? Какие силы
действуют на брусок? Почему
он движется равномерно?
Продолжим опыт и
постараемся выяснить, от чего
зависит сила трения?
Задание №1
Проверить зависимость силы
трения от шероховатости
поверхности
Задание №2
Сравнить силу трения
скольжения и силу трения
качения
Задание №3
Проверить зависимость силы
Учитель
демонстрирует
опыт
Учитель
предлагает
учащимся
выполнить
экспериментальн
ые задания в
группах
Учитель
направляет
деятельность
учащихся по мере
Учащиеся
читают п2 п29,
знакомятся с
видами трения
Учащиеся
отвечают на
вопросы учителя
Учащиеся
наблюдают и
делают вывод:
сила тяги (сила
упругости
пружины
динамометра)
равна силе
трения.
Учащиеся
выполняют
эксперименты,
продумывают
оформление
результатов
эксперимента и
делают вывод
Результаты всех
экспериментов
записывают в
тетрадь
трения от площади трущихся
поверхностей
Задание №4
Проверить зависимость силы
трения от веса тела
Сила трения прямо
пропорциональна весу тела..
Силу, действующую
перпендикулярно поверхности
соприкасающихся тел,
называют силой нормального
давления и обозначают N . В
нашем опыте сила нормального
давления равна весу бруска. Из
опыта следует, что сила трения
скольжения пропорциональна
силе нормального давления:
F ~N
Формула для нахождения силы
трения скольжения имеет вид:
F=µN
Где µ- коэффициент
пропорциональности, который
называют коэффициентом
трения скольжения.
необходимости,
помогает с
оформлением
результата
эксперимента
Учащиеся
делают записи в
тетрадь
4
Первична
я
проверка
знаний
1.
Объясните пословицы
и поговорки
прозвучавшие в начале
урока.
2.
Почему человек может
поскользнуться,
наступив на кожуру от
банана?
3.
Почему возле
трамвайных путей
часто написано
«Осторожно,
листопад?»
Контролирует
выполнение
качественных
задач,
обеспечивает
мотивацию
выполнения,
осуществляет
индивидуальный
контроль
Выполняют
задания,
высказывают
свое мнение,
слушают ответы,
анализируют
Личностные: умение
понимать личную
ответственность за
результат, формирование
учебной мотивации.
Регулятивные: умение
осознавать что усвоено, что
подлежит усвоению, а так
же качество и уровень
усвоения
Познавательные: умение
применять знания в новой
ситуации
5
Рефлекси
я учебной
деятельно
сти. Итог
урока.
Домашне
е задание
Подводим итоги урока.
Вопрос: Что нового вы узнали
сегодня на уроке?
Домашнее задание: п 29
По пунктам 6 и 7 данного
параграфа подготовьте
сообщение
Учитель дает
задания,
организует
рефлексию,
оценивает
результаты
деятельности
учащихся,
выставляет
оценки за урок,
дает комментарии
Отвечают на
вопросы,
формируют
конечный
результат,
рассказывают
что узнали, чему
научились, какие
трудности
испытали,
записывают
Личностные: умение
оценивать свои
достижения, степень
самостоятельности,
причины неудач, умение
выражать
доброжелательную и
эмоционально-
нравстенную отзывчивость.
Регулятивные: умение
осуществлять итоговый
1.
Трение в природе и
технике.
2.
Способы уменьшения
и увеличения трения.
3.
Подшипники
Творческие задания:
1.
Напишите небольшое
сочинение «Исчезла
сила трения»
2.
Изобразить в
картинках пословицы и
поговорки связанные с
трением
3.
Найти в интернете
фильм «Сила трения»
и составить вопросы к
нему.
к домашнему
заданию
домашнее
задание,
получают
консультацию
контроль
Коммуникативные: умение
проявлять активность в
деятельности
Литература:
1. Рабочие программы Физика 7-9, Н.В.Шаронова Н.Н.Иванова , Москва.
«Просвещение»,2011
2.. Учебник Физика – 7, Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская ,Москва, Дрофа,2008
3. Методическое пособие Физика-7 , Н.В.Филонович, Москва, Дрофа. 2015