Напоминание

Филосовские этические проблемы в медицине


Автор: Хасанова Альбина Явдатовна
Должность: преподаватель философии
Учебное заведение: ГАПОУ РБ " Салаватский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Филосовские этические проблемы в медицине
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФИЛОСОВСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ

Хамзин Фаниль Салаватович
студент 2 курса, специальность 34.02.01.Сестринское дело, ГАПОУ РБ Салаватский медицинский колледж. Е-mail:fakengo123@gmail
Хасанова Альбина Явдатовна
научный руководитель, преподаватель философии ГАПОУ РБ Салаватский медицинский колледж. Этические вопросы современного мира в медицине между врачом и пациентом уходят корнями в историю развития общества. Общество определяет эти проблемы, которые составляют сущность мировоззрения медиков и их отношение к жизни, здоровью, страданию, смерти. Давайте рассмотрим этот вопрос остановившись на историю философии. Древнеиндийским врачам рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Больной оставался один на один со своей болезнью. Китайский философ Сунь Сымяо сформулировал тесную связь между традиционной китайской медициной и конфуцианской категорией гуманности. Его врачебная этики гласит: «Когда врач лечит, он должен быть собран и полон сострадания, полностью сосредоточиться на освобождении людей от мучений без мысли о личной выгоде. Врач должен действовать без колебаний, даже в случае опасности для своей жизни, откликаться на чужую боль, как свою собственную… Перед пациентом ты либо врач, либо вор». Врачебный кодекс этики традиционной китайской медицины, основанный на идее гуманности, стал источником чувства глубокой социальной ответственности китайских врачей. Античный мыслитель Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. Он связывает этическую добродетель с желанием хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле:
ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели не даны нам от природы, а ими становятся. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. как определить надлежащую середину для каждого из нас? Аристотель призывает для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека. Врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в XIII веке., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Большое значение придавал к личности врача, к его человеческим качествам, придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания. В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, врач какими моральными качествами должен обладать ?. Может ли достичь качества, необходимые хорошему врачу, в процессе обучения, либо даются путем озарения, через опыт, приходят от Бога ,именно так думали мыслители Возрождения. Знаменитый практический врач-целитель Парацельс, реформатор господствующих подходов к лечению, основоположник ятрохимии. Высказывания: "Умение излечивать делает врача, и дела создают мастера "; "Чтение никогда еще не создало ни одного врача, врачей создает только практика". Альтруизм Ф. Бэкон рассматривал как заботу о благе людей, соответствующие деяния: «Из всех добродетелей и достоинств доброта является наибольшей, ибо
природа ее божественная; без нее человек - лишь суетное, вредоносное и жалкое создание, не лучше пресмыкающегося. Понятие доброта соответствует евангельскому милосердию; избыточность в ней невозможна, возможны лишь заблудись ». Бэкон убежден, «склонность творить добро заложена глубоко в природе человеческой», кроме того, существует «врожденная злобность». Людей, которым она свойственна, считал «ошибками природы», «наилучшим материалом для создания больших политиков. Ему принадлежат и такие слова: «... человек - слуга и тулмач природы ... и природа побеждается только подчинением ей ». Впервые Петр 1 регламентировал врачебная деятельность в России . В-первых указах обращается внимание на то, какими соображениями этического порядка должны руководствоваться врачи при исполнении своих обязанностей. В Петровском указе было сказано: «Чтобы доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог... У каждого врача есть первый долг быть человеколюбцем и во всяком случае быть готовым к подаванию помощи людям, болезнями одержимыми». Огромный вклад 19-20вв. в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони. В книге «К материалам о врачебной этике» он рассмотрел ряд и по сей день спорных вопросов медицинской этики, такие как нравственные обязанности врача по отношению к пациенту и его родственникам, ускорение смерти в безнадежных случаях и т.д. В конце 19 века встала еще один важный вопрос, который на сегодня в России нерешен, это моральная медицинская дилемма: как относиться к пересадке органов, имеет ли врач право вылечить одного больного путем причинения вреда другому человеку. Хотя российские врачи делают успешные операции по пересадки органов, но слишком много юридических правовых законов нужно оформить.. Именно он разработал основные требования к проведению пересадок органов, которые действуют и по сей день.
Термин «деонтология» в советскую медицинскую науку и практику был введен в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Сегодня медицинский работник деонтологию понимает и принимает как профессиональное учение о высоком гражданском долге врачи и среднего медицинского работника.. Этика и деонтология развивает в личности медика качества ответственного гражданина, квалифицированного специалиста-профессионала, способного соотносить свои действия с установками морали и правовыми нормами. Медицинский работник призван не только профессионально оказывать помощь пациенту, но и морально поддерживать его, формируя у него позитивное мышление и желание жить. Все это составляет великолепную традицию русской медицины. Так, например, Н.В. Склифосовский скромный, требовательный к себе, чуткий и отзывчивый желал развить эти качества и у своих учеников. Он не терпел никакой даже малейшей грубости или вольности по отношению к больному. Он сам всегда обращался к людям вежливо, подчеркивая свое уважение к ним, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, - писал профессор Таубер, - к студентам и приходящим больным он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-нибудь лишнее, а анекдоты или подшучивать с больными считалось преступлением против врачебной этики - и не допускалось ни в коем случае. Конечно, врачебная этика заключается не только в вежливости по отношению к больным и взаимоотношение между коллегами. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм – искусное знание навыков врачевания. Вот уже более трех десятилетий в научно-медицинских и философских кругах всего мира в связи с этим происходят оживленные дискуссии по поводу новой роли этики в медицине, а точнее вокруг социально-философских и философско-этических проблем в современной биомедицине.
Бурное развитие в 20-21 веках науки и особенно медицины существенно значительно расширило поле исследований феномена жизни, поставило перед учеными-исследователями, практическими врачами, фармацевтами, философами проблему переосмысления многих целей и задач научного познания живого природного мира и его радикального преобразования. Основным моральным принципом биоэтики является принцип уважения чести и достоинства человека, но сегодня встает вопрос об эвтаназии, клонирование. Отметим, что сегодня считается задача позитивного философского осмысления целесообразности, да и вообще допустимости созидания нового в биосфере, например клонирования, а также осознания того, насколько нравственно само по себе научное экспериментирование на людях или какое- либо иное генетическое манипулирование с целью реконструкции ныне существующих генотипов. Происходит естественное обогащение науки, техники, технологии, различных медицинских методик морально-этическими компонентами. Знание всего их диапазона жизненно необходимо. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, молодые медики чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп. Тогда все что мы с вами рассмотрели с истории общества становится не актуальным. Если медицинский работник все эти вопросы современности решит положительно, то профессионализм врача завершиться и врач будет дарить смерть, проявляя тем самым гуманизм. Список литературы: 1. Шевченко, Ю. Л. Философия медицины: учебник /Ю.Л.Шевченко.- М.: Гэотар- мед, 2004.- 480 с. 2. Марчукова, С. М. Медицина в зеркале истории. М.: Европейский дом, - 300 с.
3. Философия и медицина / Под. ред. В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков. – Л.: ЛГУ, - 212с.


В раздел образования