Напоминание

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей


Автор: Петухова Карина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 1560 ДО корпус "Солнышко"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Лицей № 1560»

Юридический адрес: 123423, г. Москва, улица Маршала Тухачевского,

дом 17, корп. 3

телефон: +7 (499) 946 44 20, e-mail: 1560@edu.mos

Дошкольное отделение корпус «Солнышко»

ПРОЕКТ

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»



Младшая группа

Исполнители:

Адиянова Г.Н.

Петухова К.В.


Вид проекта
: образовательный, игровой, долговременный.
Проблема
: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Диагностическое исследование по методике М.А.Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры и упражнения, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.
Цель
: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр и упражнений. 2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр. 3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности. 4. Развивать творческое воображение.

Методическое обеспечение:
Е.Краузе «Логопедия»; Энциклопедия развития и обучения дошкольника; Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет М.Ю.Картушина; О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры»; Е.Косинова «Пальчиковая гимнастика»; С.Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка»; тематический план.
Диагностико-дидактическое
: М.А. Панфилова «Игротерапия общения»; картотека игр.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание работы Прогнозируемый результата Сроки выполнения 1. Проведение Диагностического исследования (первичное) Выявление уровня развития мелкой моторики рук. Сентябрь - октябрь 2. Создание картотеки пальчиковых игр и игр- драматизаций Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. Октябрь - ноябрь 3. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности Развитие мелкой моторики рук. В течение года 4. Проведение контрольного диагностического исследования Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. Май
Речь – одна из форм существования языка, напрямую связанная с мыслительной деятельностью. Интеллект и речь начинают развиваться еще в раннем детском возрасте. Речь ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде. Надо обязательно помнить, что речь способствует развитию высших отделов психики. Своевременное овладение ребенком речи – это фундамент для успешного обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Именно в дошкольное время нервная система лучше всего поддается тренировке. Если не уделять этому должного внимания, то может произойти интеллектуальная задержка развития ребенка. Период от рождения до 3 лет также считается наиболее продуктивным в плане психического развития ребенка. К трем годам ребенок уже обладает определенным запасом слов, которые он может свободно использовать, а также у него уже есть начальные представления о грамматике. Если этот период был упущен, то наверстать его будет очень и очень сложно. Развитие речевых мышц и головного мозга тесно взаимосвязано. .Головной мозг отвечает за работу речевых мышц, управляет ими и стимулирует. Однако речевые отделы головного мозга и мышцы речевого аппарата взаимно развивают друг друга. Скорейшее овладение речью – залог перехода на более высокую ступень развития, которой является овладение внутренней речью. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же моторика развита слабо, то наблюдается отставания и в развитии речи. Таким образом, совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует устранению дефектов речи. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую- либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка показать один, два, затем три пальца. При этом ребенку нужно показать, как это делать, а он должен повторить. Если пальцы дошкольника напряжены и ребенок не может показать их по отдельности, то это означает, что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно, могут быть проблемы и с речевым развитием. Ученые доказали, что треть всего объема двигательной проекции коры мозга занимает проекция кисти рук, а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь. Подобная близость двух областей позволяет ученым рассматривать кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом. Предположение о том, что движения рук влияют на развитие речи, оказалось верным. Вот почему мало разговаривать с ребенком, нужно еще и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную. Возраст 3 – 4 года. Пришла пора «почемучек»! Ребенку интересно абсолютно все, что происходит вокруг него. Он впитывает новые знания и впечатления как губка. И это нужно непременно использовать. Кроме того, с этого возраста необходимо подготавливать ручки ребенка к письму. И это лучше всего сделать при помощи пальчиковой гимнастики. Не стоит забывать также и о других мышцах, сила которых не менее важна для будущего школьника. Согласно некоторым исследованиям, интеллектуальное и речевое развитие ребенка находятся в тесной зависимости от физического. Далее представлены такие упражнения, которые будут развивать вашего малыша наиболее гармонично.
ИГРА «ПИРОГ»

Тесто ручками помну, (ребенок сжимает и разжимает пальцы) Пирог я сладкий испеку. Серединку смажу джемом, (ребенок выполняет круговые движения ладошками) А верхушку сладким кремом, (ребенок водит ладошками по плоскости стола) И кокосовою крошкой (ребенок имитирует «посыпание крошки Я присыплю пирог немножко, пальчиками обеих рук) А потом чай заварю, В гости друга приглашу.
ИГРА «ПИРОЖКИ»
Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. (ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты) Пирожки пеку, пеку, (ребенок имитирует лепку пирожков) Всех друзей я в гости жду. (ребенок имитирует движения, созывающие гостей)
ИГРА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»


С мамой мы белье стирали, (ребенок трет один кулачок о другой) В речке вместе полоскали. (ребенок водит раскрытыми ладонями вправо- влево, имитируя полоскание белья) Выжали, повесили - (ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья) То-то стало весело! ( ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны)
ИГРА «ИДЕМ В ГОСТИ»

К (имя ребенка) гости прибежали, (пальчики «бегут» по столу) Все друг дружке руки жал и. (ребенок делает несколько рукопожатий) Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечки) Здравствуй, Жанна! (ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев) Рад, Сережа! (ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальчиков) Рад, Снежана! (ребенок соединяет подушечки больших пальчиков и мизинчиков) Не хотите ль пирожок? (ребенок соединяет ладошки в виде пирожка) Может, коржик? (ребенок показывает раскрытые ладони) Иль рожок? (ребенок сжимает ладошки в кулачки) Вот драже вам на дорожку, (ребенок раскрывает ладошки, А взрослый стучит по ним, изображая сыплющееся драже) Вот берите понемножку! (ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже) С ручек все стряхнули крошки (ребенок энергично трясет кистями рук И захлопали в ладошки. (ребенок хлопает в ладоши)
ИГРА «ОВОЩИ»


Хозяйка однажды с базара пришла (ребенок «шагает» пальчиками по столу Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, (ребенок загибает по одному пальчику Капусту, на обеих руках на каждую строчку, Морковку, начиная с большого) Горох, Петрушку И свеклу. Ох. (ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши) Ю.Тувим
ИГРА «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились
,
И плясали, и резвились. (ребенок ритмично хлопает в ладоши) После добрый Дед Мороз Нам подарочки принес. (ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) Дал огромные пакеты, В них же – вкусные предметы:(ребенок ритмично хлопает в ладоши) Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними. Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. (ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого) В.В.Волина.


ИГРА «АЛЫЕ ЦВЕТКИ»
Наши алые цветки (ребенок соединяет ладони в форме тюльпана) Распускают лепестки. (ребенок медленно раскрывает пальцы) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышит. (ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону ) Наши алые цветки Закрывают лепестки, (ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка) Тихо засыпают, Головой качают. (ребенок произвольно покачивает «головкой цветка»)
ИГРА «ЗОЛУШКА»
Дайте малышу глубокую тарелку, горох и фасоль. Взрослый смешивает в большой глубокой тарелке немного гороха и фасоли, а после этого предлагает ребенку рассортировать их по тарелочкам. Ребенок может брать бобовые по-разному: большим и указательным пальцами, большим и средним. Фасоль и горох можно поменять на макароны разных видов.
ИГРА «УТРО РАННЕЕ НАСТАЛО»

Утро раннее настало, Солнце из-за леса встало. (ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками) - Эй, братец Федя, Буди соседей! (ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения) - Вставай , Большак! (ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки) - Вставай, Указка! (ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки) - Вставай, Середка! (ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки) - Вставай, Сиротка! (ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки) - Вставай и ты, крошка - Мирошка (ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки) - Доброе утро, Ладошка! (ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке) Все проснулись и потянулись. (ребенок поднимает руки и тянется вверх)
ИГРА «ДАРЫ ОСЕНИ»
На отдельном листе бумаги нарисуйте яблоко, гриб и морковку. Затем дате ребенку цветные карандаши. Предложите ребенку рассмотреть картинки. После этого он может обвести яблоко, гриб и морковь, не выходя за контуры рисунков. После того как ребенок справится с заданием, можно попросить его раскрасить картинки.
ИГРА «ШАРИК И ПОДРУЖКИ»

Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками. В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки – Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели, нет игрушки, Сели и заплакали… А.Шибаев
ИГРА «БЫЧОК»
Ребенок приставляет кулачки к голове, выставив указательные пальцы, словно рога бычка. «Бычок» должен бодать воображаемую стенку. В тот момент, когда он касается этой стены, нужно раскрыть кулачки.
ИГРА «ПОМОГИ ЗАЙКЕ»
Для этой игры понадобятся цветные карандаши и рисунок, который вы можете перенести на лист бумаги. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть рисунок, а затем просит его помочь зайке пройти по лабиринту и добраться до морковки.
ИГРА «РАСТЕРЯШИ
»
Этот маленький котенок потерял свой свитерок. Этот маленький котенок теплый потерял носок. Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз. Этот маленький котенок отморозил себе нос. Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи (ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки. Начинать лучше с мизинчика). Лучше посижу я дома и свяжу себе носки» (ребенок прячет большой пальчик в кулачок).
ИГРА «СТОЙКИЙ СОЛДАТИК»
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. (стоять на одной ноге, руки на пояс) Ну, смелее подними, Да гляди, не упади. (стоять на правой ноге) А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый. (выпрямить левую ногу, руки в стороны)
ИГРА «ИГОЛКИ»
Ежик колкий, Где твои иголки? (пальчики сцеплены в замок) Вот они! (расцепить пальчики, но ладошки не разъединять)
ИГРА «РУЧКИ»
У меня пропали ручки. (убрать руки за спину) Где вы, рученьки мои? (оглядеться) Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! (показать ручки)
ИГРА В БУБЕН
Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зареветь? (хлопать в ладоши) А комар забьет в него – Не услышишь ничего. (стучать большим и указательным пальцами друг о друга)
ИГРА «ЛЕТИТ КОМАР»
Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж». (водить пальцем вокруг ушка) Летят осы вокруг носа, «с-с-с». (водить вокруг носа) Летит комар, на лоб – оп! (дотронуться пальчиком до лба) А мы его – хлоп! (слегка шлепнуть ладошкой по лбу)
ИГРА «НАША КВАРТИРА»
Раз, два, три, четыре, Много мебели в нашей квартире. (ребенок сжимает и разжимает кулачки) В шкаф я вешаю рубашку, А в буфет я ставлю чашку. Чтобы ножки отдохнули, Я сижу всегда на стуле. А когда я ночью сплю, На кровати я лежу. А потом я с котом Посижу за столом. (ребенок на каждую строчку загибает пальчики, начиная с большого) Чай с вареньем я попью. Вот как я сейчас живу. (ребенок попеременно хлопает в ладоши и стучит кулачками по столу)
ИГРА «ПОТЯГУШКИ»

Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись И встряхнулись… (ребенок выполняет указанные движения) По ладошке побежали, (ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот) Побежали, побежали, Поскакали, поскакали (ребенок выполняет указанные движения) И устали. Сели отдыхать. (ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол) ,
ИГРА «КОШКИ-МЫШКИ»
Мягко кошка, посмотри Выпускает коготки (пальчики ребенка на обеих руках сжаты В кулак и лежат на столе ладонями вниз; Затем ребенок медленно разжимает Кулачки, разводя пальчики в стороны, Показывая, как кошка выпускает коготки) И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, (ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки убегает.
ИГРА «ШЕЛ ОДИН Я…»
Шел один я по дорожке, (ребенок показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки (ребенок показывает два пальчика) Вдруг навстречу три мышонка (ребенок показывает три пальчика) Ой, мы видели котенка! (ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой) У него четыре лапки, (ребенок показывает четыре пальчика) На лапках острые царапки. (ребенок «царапает» поверхность стола) Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать. (ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола)
ИГРА «КАШКА»
В поле каша росла, (ребенок поднимает руки вверх и шевелит пальчиками) К нам в тарелочку пришла. (ребенок «идет» пальчиками по столу) Всех друзей мы угостим, (ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки) По тарелке всем дадим. (ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке, (загибать по одному пальчику на обеих руках) Всем дадим по ложке! (ребенок сжимает и разжимает кулачки)
ИГРА «МИШКА»
Мишка косолапый по лесу идет, (ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону) Шишки собирает (нагибаемся) И в карман кладет (ручку сжать в кулачок) Вдруг одна из шишек Прямо мишке в лоб (бить кулачком в лобик) Мишка рассердился (голову поднять вверх и погрозить пальчиком) И ногою топ. (топнуть ногой)
РЕКОМЕНДАЦИИ

 Поскольку развитие ручной моторики зависит от степени зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с тех упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.  Выполнение упражнений должно быть совместным. Взрослый следит за точным выполнением движений, в противном случае результат не будет достигнут.  Упражнения не должны быть долгими, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет время занятия – около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.  Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения упражнений.  Очень важны участие и одобрение взрослого.  Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».  Повторение инструкции, а также проговаривание действий во время упражнения облегчает работу ребенка.




ТРЕНИРОВКА ПАЛЬЦЕВ РУК

В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 мес. В этот период полезно делать массаж кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2 -3 мин ежедневно. С девятимесячного возраста следует давать ребенку ежедневно перебирать сначала крупные, ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные цветные бусы, нанизанные на резинку. Можно использовать и кольца от пирамидок. Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.
«Переложи игрушки».
Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок повторяет действия левой рукой.
«Забей мяч в ворота».
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.. Можно играть вдвоем, тогда педагог и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Перебираем крупу».
Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, или крупными и мелкими бусинками, или картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Шофер».
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5 – 7 см друг от друга. Передвигая одним пальцем фишку – пластмассовый или деревянный кружок, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«Поймай рыбку».
На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» - мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой. Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия: - изготовление бус; - собирание пирамидок, матрешек, мозаики; - работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины; - лепка; - аппликация; - обведение лекал с последующей их штриховкой; - игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия; - работа с дошкольными прописями.



В раздел образования