Рекомендации педагога-психолога по созданию условий для индивидуализации воспитанников ДОУ
Автор: Гребнева Эльмира Абетдиновна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 24" г. Усинска Населённый пункт: Республика Коми, город Усинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рекомендации педагога-психолога по созданию условий для индивидуализации воспитанников ДОУ Раздел: дошкольное образование
по созданию условий для индивидуализации воспитанников ДОУ.
Гребнева
Эльмира
Абетдиновна,
педагог – психолог
г. Усинск
2016
Рекомендации педагога – психолога для педагогов
по созданию условий для индивидуализации воспитанников.
Условия
Индивидуализация
Индивидуальный
подход
1.
ФГОС ДО НЕ ОТМЕНЯЛ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД!
2.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ В
СООТВЕТСТВИИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРИНЦИПА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ!
Цель
Содействие максимальному
раскрытию и самораскрытию
потенциальных возможностей
развития личности.
Целевые ориентиры
Организация
процесса передачи
суммы знаний,
умений, навыков с
учетом
индивидуальных
особенностей
ребенка,
обеспечение
своевременной
коррекции
недостатков в
развитии.
ЗУН
Личность
Инициативный, самостоятельный,
способный ясно сформулировать
свои цели, желания:
-сообщение темы, цели, задач
занятия не рекомендуется,
подвести детей к этому, чтобы
они смогли самостоятельно
назвать тему - что?, цель – зачем?,
задачи – как?
-следовать этими вопросами на
протяжении всей структуры
занятия (что? зачем? как?
делайте, пробуйте, что у вас
получилось).
Диагностика – догнал и
перегнал самого себя.
Следующий
заданному
(предложенному)
взрослым способу
(образцу)
выполнения действия
- модель выпускника.
Диагностика –
догнал группу.
Условия
Индивидуализация
Индивидуальный
подход
Тактика
Сотрудничество и партнерские
Диктат и опека
отношения:
-«Разрешите мне…»
-«Я думала, а может нам сделать
так или нет, как вы считаете?»
-«Что можно сделать, как
научиться, как повторить,
закрепить…».
-«А давайте ребята
мы с вами или мы с
тобой…».
Форма общения
Признание права выбора
(н-р: ИЗО – карандаши,
пластилин, краски, аппликация)
проблемы, совместное
обсуждение целей и деталей,
акцент на достоинствах и
сильных сторонах личности.
н-р: «Молодец, Саша выбрал
карандаши, потому что у него
карандашами получается
рисунок лучше»)
Прямое обучение
в соответствие с
целями,
поставленными
взрослыми,
требование и оценка
результата
(«Мы сегодня будем
рисовать
красками»)
Убеждения
Ребенок учится самостоятельно в
процессе взаимодействия с
окружающим миром, самое
ценное для полноценного и
своевременного развития –
приобретение ребенком
собственного опыта.
Ребенок учится
лучше и научится
большему под
непосредственным
руководством
взрослого, усвоение
опыта взрослых
наиболее ценный
способ развития.
Итог
-индивидуализация
распространяется на каждого
ребенка
-от педагога ожидается большая
гибкость и открытость новым
идеям
-способность к импровизации,
постоянному осмыслению
происходящего.
-индивидуальный
подход
распространяется на
небольшую часть
детей группы
-от педагога
требуется умение
выявить стороны,
требующие
усиленного внимания
(проблемы и
недостатки в
развитии) и знание
нормы (требования
программы).