Автор: Розум Виктория Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБУ детский сад №16 "Машенька" Населённый пункт: город Тольятти Наименование материала: Статья Тема: Коррекция нарушения слоговой структуры слова Раздел: дошкольное образование
нарушения слоговой структуры слова
Коррекция нарушения слоговой структуры слова— одна из приоритетных задач в
логопедической
работе
с
дошкольниками
с
системными
нарушениями
речи.
Формирование
слоговой
структуры
слова
влияет
на
успешность
овладения
грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из
них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В
логопедической
работе
с
детьми
часто
на
первый
план
выдвигается
преодоление
недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения
в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении
ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой
степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность
приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения
и овладением слоговой структурой слова.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в
структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь
этим
детям
была
максимально
эффективной,
необходимы
ранняя
диагностика
и
коррекционная работа по устранению слогового оформления слов.
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.
Лурия
Александр
Романович
дал
нейропсихологическое
обоснование
формирования
слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что чувство ритма
является
основой
слогосложения.
Жукова
Надежда
Сергеевна
дает
периодизацию
формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.
Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева,
В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной
алалией.
Н.Н.
Китаева
в
своей
диссертации
затронула
проблему
нарушения
звуко-
слоговой
структуры
слов
у
дошкольников
с
задержкой
психического
развития.
З.Е.
Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С.
Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции
нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.
Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова
значимыми
являются
такие
неречевые
процессы, как
оптико-пространственная
ориентация,
возможности
темпо-ритмической
организации
движений
и
действий,
способность к серийно-последовательной обработке информации.
Итак, слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове
(Четверушкина
Надежда
Сергеевна).
При
этом
речь
ребенка
имеет
выраженные
отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или
иной
характер
изменений
правильного
слогового
звучании
и
могут
проявляться
следующим образом:
Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога – «моток»- «молоток»
Опускание слогообразующей гласной – «пинино»- «пианино»
Увеличение
числа
слогов
за
счет
вставки
гласных
в
стечения
согласных
–«команата»-«комната».
Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов – «деворе»-«дерево»
Перестановка звуков соседних слогов – «гебемот»- «бегемот»
Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечение согласных – «тул»-«стул»
Вставки согласных в слог – «лимонт» — «лимон»
Уподобление слогов – «кококосы»-«абрикосы»
Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)
«били…били…билитекарь»-«библиотекарь»
Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
«нананасы»-«ананасы»
Контаминации (смешение слов)
« в холодильнице»- «в хлебнице и холодильнике»
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов,
свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа
сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных
указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с
ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова,
усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении
этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет
степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо
известные ребенку.
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме
нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно
сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение
правильной
речью
имеет
важное
значение
для
становления
полноценной
личности
ребенка,
а
усвоение
слоговой
структуры
слова
является
одной
из
предпосылок
для
овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может
ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она
должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием,
словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций
(мышления, памяти, внимания).
Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и,
рассчитанный
на
учебно-игровую
форму
работы,
материал.
Сделана
попытка
систематизировать
весь
практический
материал.
В
основу
положена
классификация
Марковой А.К., которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей
степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова
односложные,
двухсложные,
трехсложные
и
четырехсложные),
так
и
в
отношении
сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных
и без него):
Двухсложные слова из открытых слогов: вода, дыня, сова и т.д.
Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, утята и т.д.
Односложные слова: мак, лук, мед и т.д.
Двухсложные слова с закрытым слогом: банан, совок, каток и т.д.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ванна, тапки и т.д.
Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, бублик и т.д.
Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор и т.д.
Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, конфеты и т.д.
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, шиповник,
художник и т.д.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, клубника и т.д.
Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: лист, куст, клей и
т.д.
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, травка и т.д.
Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
Многосложные слова из открытых слогов.
Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на
два
учебных
года
(старшая
и
подготовительная
группа).
Вся
коррекционная
работа
представлена
в
форме
разнообразных
игр
и
игровых
упражнений.
Лексический
материалдолжен подбираться с учетом правильного звукопроизношения.
Психолого-педагогические условия коррекции звуко-слоговой структуры слова
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у детей недоразвитием речи
определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:
1. Поэтапность
в
работе,
которая
предполагает
постепенный
переход
от
развития
невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной
отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное
и
одновременное
развитие
речеслухового
и
речедвигательного
навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь
в
работе
логопеда
над
слоговой
структурой
слова
с
учителями,
воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова
выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический)
Работа
проводится
на
невербальном
и
вербальном
материале.
Цель
данного
этапа
–
подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный).
Работа
проводится
на
вербальном
материале.
Цель
этого
этапа
–
непосредственная
коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры
слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима
коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например,
воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие
артикуляционного
праксиса.
Такая
работа
облегчает
детям
артикуляционные
переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.
Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов на основном этапе в свою
очередь состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе
анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного.
От
того,
насколько
продуманно
скомбинирован
лексический
материал
с
работой
различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.
I этап. Работа с гласными звуками и буквами.
В
процессе
развития
слогового
анализа
в
речевом
плане
важным
является
умение
выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на
гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как
пропуски гласных или их добавления.
Детям предлагаются следующие задания:
- Произношение гласных звуков. Параллельно проводится работа по развитию ощущений
артикуляционных
движений.
При
назывании
каждого
гласного
звука
дети
сжимают
ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг
поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе
слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.
- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).
- Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И).
- Пение серий звуков с чёткой артикуляцией: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд
звуковиков выставляется на наборном полотне или доске).
-
Пение
серий
звуков
с
выделением
ударного
звука: АИУ,
АИУ,
АИУ
и
т.п.
(подготовительная работа к определению ударного слога).
- Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы
ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п.
- Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию
карточек с буквами).
II этап: Коррекционная работа на уровне слога.
Степень
сложности
слогового
анализа
во
многом
зависит
от
характера
слогов
и
их
произносительной
трудности.
В
прямом
слоге
(ту)
звуки
более
тесно
слиты
в
произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети
часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое
внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого.
Слоги изучаются в следующей последовательности:
обратные: АМ, УХ, ОП и т. п.;
прямые: НО, ЛУ, ПЯ и т. п;
со стечением согласных:
1.
ТРА, СВО, ПТУ и т. п;
2.
ОСТ, УНК, ИЛК и т. п;
3.
ДОЛ, НУС, ВИТ и т. п;
Детям предлагаются следующие задания:
- «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например:
С Н А
– э т о
с л о г ,
п о т о м у
ч т о
з д е с ь
е с т ь
г л а с н ы й
А.
Н или ВЛ – это не слог, потому что здесь нет гласного.
- Составление слоговых таблиц
- Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов
- Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных.
- Подбор слов на заданный слог в определённой позиции
III этап. Коррекционная работа на уровне слова.
Коррекционно-логопедическая
работа
ведётся
последовательно
в
соответствии
с
основными типами слоговой структуры слов.
Детям предлагаются следующие задания:
-
Назвать
в
слове
гласные.
Утрированно
показать
артикуляцию
каждого
гласного.
Предлагаются
слова,
произношение
которых
не
отличается
от
написания.
«Слепить
комочки», чётко назвав каждый слог.
- Разложить картинки под схемами
- Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово: шок, пе, ту; на, та, ком; из,
ка, буш и т.п
- Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами.
Записать пары слов. Например: насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.
- Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом
следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – ... и т. д.
- Отгадывание ребусов, например: тигр, стрекоза, огород.
-
Изменять
слова
по
образцу,
добавляя
по
одному
слогу.
На
каждый
слог
«лепить
комочек».
Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.
- Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика.
Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово
разбирается
на
слоги.
Каждый
слог
отрабатывается
отдельно,
с
утрированной
артикуляцией
и
сжиманием
ладоней
«комочком».
Особое
внимание
уделяется
проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-
гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить.
Логопеду
нужно
внимательно
следить,
чтобы
во
время
синтеза
не
было
пропусков,
перестановок, добавлений и искажений. В работе над многосложными словами, помимо
вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:
- Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза –
голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные
уши
–
длинноухий,
любить
тепло
–
теплолюбивый,
дарить
благо
–
благодарить,
благодарный и т.п.
IV этап: Коррекционная работа на уровне предложения и текста.
Следующим
этапом
является
отработка
слоговой
структуры
слов
на
материале
предложений, чистоговорок, текстов, стихов. Конкретный лексический материал учитель-
логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.
Детям можно предложить следующие задания:
- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым
рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка.
- Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – ….
- Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура
отгадок усложняется постепенно).
- Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении), например:
Са-ша пил мо-ло-ко.
- Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.
- Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо
которых нарисована картинка