Действие сказок на полоролевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Автор: Гусева Виктория Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 70 детский сад "Солнышко" Населённый пункт: город Улан - Удэ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Действие сказок на полоролевое развитие детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
От рождения до 5-6ти лет происходит становление полового
самосознания. Ребенок начинает осознавать себя представителем
человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью.
Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности,
понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация.
Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает
сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям
своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом
наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами,
спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он»,
«она».
Старший дошкольный возраст - это момент формирования личности,
поэтому важно не упустить проблемы, возникающие в этот период - их
необходимо решать и решать немедленно, а лучше всего стараться
предупредить. И помочь может сказкотерапия.
Сказкотерапия - это не только древнейший метод в психотерапии, при
котором для достижения терапевтического эффекта используются сказки. Это
огромная мощь в руках психолога, способная излечить, пожалуй, любой
недуг: начиная от простейших фобий и заканчивая серьезными
психическими заболеваниями.
Возможности сказкотерапии практически безграничны. Во-первых, её
можно использовать, помимо психотерапии, и в воспитании, и в развитии, и в
образовании, и в тренинговом воздействии. Во-вторых, данную терапию
можно применять как к детям, так и к взрослым, хотя последние при первом
знакомстве часто скептически относятся к данному методу, мол, это
несерьезно и сказки для детей. Но нет. Познакомившись с процессом ближе,
они понимают все благотворное влияние такого способа.
Что же касается детей старшего дошкольного возраста, то они с
восторгом воспринимают предложение взрослого послушать сказку, а затем
обсудить характер героев.[8] В данной форме сказкотерапия носит
поучительных характер: ребенку дается пример того или иного поведения в
различных ситуациях, предлагается оценить его и предложить вариант своих
действий. Это дает ребенку хороший социальный опыт, развивает
вариативность действий, возможность мыслить не стандартно, учит
самостоятельно решать ту или иную задачу.
Так же ребенок может сочинить сказку сам, что развивает его творческие
способности, воображение и фантазию. Известно, что сказки, хотя бы как
проекции фантазии, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем
процессами. В своей типичной структуре сказки описывают формы
функционирования душевных сил и их целей, а это значит, что ребенок,
скорее всего, напишет сказку о себе и расскажет в ней о своих проблемах,
хотя может их и не осознавать на сознательном уровне. Такой вариант
сказкотерапии поможет взрослому увидеть суть проблемы и предложить
ребенку переделать сказку с учетом положительных изменений в поведении
героя.
Детям очень близок этот метод. Сказки приходят в жизнь ребенка с
самого раннего детства, а иногда и в перинатальный период, их не стоит
недооценивать и воспринимать как развлечение, разнообразие досуга. Они
несут в себе огромную смысловую нагрузку и народную мудрость, а так же
воспитывают необходимые для социализации качества, обучают.
Возраст 5-6 лет является сенситивным периодом для формирования
эмоциональной сферы ребенка, а это значит, что старший дошкольник
начинает очень ярко реагировать на различные явления, он очень
впечатлителен и отзывчив.[15]
Это опасный период, когда малейшее негативное явление со стороны
взрослого (критика, наказание, равнодушие к ребенку, конфликты) может
затормозить развитие эмоциональной сферы, познавательной мотивации, так
как ребенку нужно выстроить доверительное общение с взрослым. А ведь
детям так хочется чувствовать себя нужными и любимыми, заслужить
похвалу, одобрение, поддержку взрослого!
В такой момент важно не оставить ребенка наедине со своими драмами и
неразрешенными вопросами.
И тут свои двери открывает сказкотерапия. Она позволяет выбрать для
каждого ребенка близкий именно ему прием:
1. Прорисовывание сказок. Если ребенку нравится рисовать, то можно
предложить запечатлеть сюжет выбранной сказки. Здесь не обязательно
рисовать сказку по определенному плану, сюжету: можно менять поведение
персонажей, место действия, концовку... Помимо этого, ребенок сам выбирает
цветовую гамму и элементы рисунка, даже инструменты (карандаши, краски,
фломастеры…). Возможность вариантов помогает диагностике, а дети
занимаются любимым делом - рисованием, что, опять же, вызовет
положительные переживания, благоприятно воздействующие на
формирующуюся эмоциональную сферу.[14]
2. Дописывание сказок. Если ребенок фантазер, то можно предложить
переписать сказку в желаемом малышу ключе, либо дописать уже
предложенную. Находясь в процессе написания, ребенок ставит себя на место
героев, вместе с ними проживает те или иные ситуации, испытывает всю
гамму чувств и вместе с этим развивает и обогащает свою эмоциональную
сферу.
3. Сочинение сказок. Данный прием сложнее: нужно определиться с
сюжетом, придумать героев (внешность, характер, описать их образ жизни),
заложить связи между ними, придумать проблемную ситуацию. Зато ребенок
во время этого процесса чувствует себя настоящим писателем, самооценка
повышается, теперь он настоящий творец, в чьих руках сосредоточена жизнь
всего сказочного мира! У малыша появляется уверенность в своих силах, он
начинает видеть множество исходов той или иной ситуации, ярко выражает
свои эмоции.
4. Постановка сказок. Прием интересен тем, что сходен с ведущей
деятельностью дошкольника – игрой. Ребенок чувствует себя в своей среде,
ему интересно и комфортно. Ведь что может быть лучше игры! И в этом
случае он развивает в себе коммуникативные качества, воображение, вновь и
вновь учится сопереживать героям, воспринимать их чувства, как свои.
5. Нетрадиционные приемы работы со сказками. Нетрадиционно - это
значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только
воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход
повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность
уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую
ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было
наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе,
конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для
блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.[35]
Во время формирования эмоциональной сферы так важно дать ребенку
испытать всю многогранность эмоций, предложить ребенку пережить те или
иные моменты в жизни сказочного героя, решить поставленные задачи вместе
с ним. При использовании любого из этих приемов специалист без труда
сможет выявить проблемный момент, так как у каждого ребенка будет свое
понимание сюжета, а это значит, что и акценты будут поставлены по-разному,
а именно в моментах, схожих с болезненными ситуациями ребенка.
Сказка без труда способна затронуть каждое сердце: помочь открыться
замкнутому ребенку, усмирить забияку, помирить врагов, уладить конфликты,
повысить самооценку ребенка, наладить доверительное общение с взрослым,
в тот момент, когда любой другой метод с трудом можно применить.
Выводы по первой главе: Таким образом, период дошкольного детства –
это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять
ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны
ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными
нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку,
характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так
и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном
образовательном учреждении.[27]