офилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Автор: Юманкулова Бэла Каплановна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 Населённый пункт: П.Дружба, Кошехабльский район Наименование материала: статья Тема: офилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних Раздел: среднее образование
Юманкулова Б.К.
Социальный педагог
МБОУ СОШ№6 Кошехабльского района
Взаимодействие семьи и образовательной организации по профилактике
преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Воспитание
в
семье
–
процесс
целенаправленного
формирования
личности
ребенка
под
руководством
родителей.
Руководствуясь
теми
же,
воспитательными
целями,
что
и
общество
в
целом,
семья
своими
специфическими средствами обеспечивает всесторонне развитие детей. Ведь
семья — это первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои
первые шаги по пути социализации, взаимодействие школы с родителями
имеет большое значение в воспитательном процессе.
Три педагогических
вектора
определяют
три
общих
вида
взаимодействия
с
родителями:
родительское собрание, педагогическое осмысление семейного воспитания,
совместная
деятельность
родителей
и
детей.
Важнейшим
условием
эффективности
использования
педагогического
потенциала
семьи
в
воспитании
детей
является
педагогически
целесообразная
организация
работы по изучению семьи школьника. Такую работу школьного инспектора
по охране прав детства веду я. Мне приходится регулярно посещать семьи с
проверкой
жилищно-бытовых
условий
обучающихся
в
неблагополучных
семей.
С е г о д н я
п р о б л е м а
п р о ф и л а к т и к и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних, их полезной занятости волнует многих учителей.
Как только дети начинают заниматься каким- ни будь делом – будь то
учеба, отдых или труд, - так сразу между ними складываются и определенные
отношения, появляется как бы внутренний, мир еще никем официально не
оформленный план их жизни с целями с правилами с системой требований к
себе
и
к
другим
со
своими
понятиями
чести
справедливости.
Нередко
мальчишечьи законы и представления о добре и зле расходятся с правилами
морали взрослых. И, словно зная и чувствуя это дети прячут свои законы от
педагогов и о тех кому, по их твердому убеждению, нельзя довериться. В
своей
педагогической
деятельности
часто
сталкиваемся
с
родительской
растерянностью. Часто приходиться общаться с так называемыми трудными
детьми из неблагополучных семей. Самое интересное, они все обладают в
целом
многими
достоинствами,
но
эти
положительные
каче ства
оборачиваются злом, и они же приводили их в детскую комнату полиции.
Когда
у
ребенка
полная
свобода,
полная
безнаказанность
и
безответственность
–
вот
та
крайность,
которая
приводит
школьников
к
совершению аморальных поступков, рождает жестокость.
Другая крайность, о которой мне хочется затронуть – подавление свободы,
унижение достоинства ребенка, жестокие наказания. Одна жестокость
порождает другую. В нашей работе важно вовремя выявить детей и семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном
положении. Часто проводить индивидуальную работу с учащимися на
профилактическом учете, проживающих в неблагополучных семьях. Надо
поддерживать связь с центрами занятости населения по трудоустройству
родителей. Действуя согласно плана работы социального педагога МБОУ
СОШ № 6 в сентябре 2015 года работа началась с составления социального
паспорта школы.
Общее число детей на 1.09. 2015 года составляло 291 учащихся. Из них
мальчиков - 134, а девочек - 157 В школе 20 классов:
Младшие классы (1-4 классы) - всего 8 классов, а учащихся - 121.
Школьники средней ступени (5-9 классы) - всего 10 классов, а учащихся 151.
Старшеклассники (10-11классы) - 2 класса, в них 19 учащихся.
Также уточнялись списки неполных, многодетных, малообеспеченных
семей и список детей инвалидов.
В школе учащихся из:
1.
Многодетных семей - 85
2.
Неполных семей - 105
3.
Малообеспеченных семей - 68
4.
Детей инвалидов - 1
Восемь учащихся находятся под опекой. В октябре 2015 года и в марте
2016 года составляла акты жилищно - бытовых условий жизни опекаемых
детей. Сданы отчеты опекунов о расходовании пособий за I и II кварталы.
Школой была проделана определенная работа. В течение 2015-2016 учебного
года социальным педагогом была оказана консультативно - правовая помощь
несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов.
Социальный педагог проводила беседы с воспитанниками и родителями по
проблеме:
нарушение родительских и детских отношений;
неуспеваемость в обучении;
причины нарушения дисциплины;
проблемы бродяжничества;
проблемы воровства;
профилактика ПАВ, ведение здорового образа жизни.
Социальный
педагог
проводила
индивидуальные
консультации
с
родителями, опекунами детьми, педагогами (по запросу в течение года).
Оказывала индивидуально – консультационную помощь детям, родителям,
педагогам. В МБОУ СОШ №6 обучается 13 опекаемых. Все опекаемые
учатся хорошо, уроки не пропускают по неуважительным причинам. Дети
посещают кружки при школе. На каждого ребёнка составлен банк данных.
Все семьи посещаются социальным педагогом, классными руководителями
(по
плану),
зам.
директора
по
ВР
(цель-
выявление
жилищно-бытовых
условий семьи); постоянно проводятся собеседования с детьми, из которых мы
узнаём
проблемах
и
помогаем
их
решить. В
течение
учебного
года
проводились собеседования с опекунами, детьми, классными руководителями
по вопросам посещаемости, поведения, успеваемости учащихся, выполнения
режима
дня,
подготовки
домашнего
задания. Поддерживалась
связь
с
опекунами
через
родительские
собрания,
дневники
учащихся,
индивидуальные беседы, посещения семей. Было много проведено работы с
опекаемыми
психологом
школы.
Все
обследуемые
семьи
посещались
по
плану.
Были проведены опекунские собрания с опекунами:
1.
«Обязанности
опекунов
по
воспитанию
детей
в
семье».
Итоги
контрольных обследований семей.
2.
«Формирование
у
подростка
правосознания,
культуры
поведения,
ответственности
за
свои поступки
в
школе,
семье,
общественных
местах».
3.
«Круг
общения
подростков
и
его
влияние
на формирование
нравственного поведения».
4.
«Проблема
взаимоотношения
родителей
и
подростков.
Авторитет
родителей в воспитании детей в семье».
Оказание индивидуально - консультационной помощи за 2013-2014у.г.
К
сожалению,
не
все
родители
умеют
правильно
организовать
педагогический процесс в семье. Поэтому школе приходится брать на себя
направляющую
роль
в
воспитании.
Классные
руководители
постоянно
изучают теоретические и методические основы семейного воспитания, умеют
хорошо
ориентироваться
в
практической
семейной
педагогике,
знают
особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника с целью
усиления влияния школы на внутрисемейный процесс воспитания детей
Особое
внимание
надо
обращать
на
эмоциональные
состояния
учащихся
всех
возрастов.
С
раннего
детства
родители
заботятся
о
физическом развитии ребенка. Соблюдение правил гигиены, закаливание,
правильный
режим
и
правильное
питание
необходимы
для
того
чтобы
ребенок
рос
здоровым.
Следует
поощрять
подвижные
игры.
Одним
из
важнейших вопросов семейного воспитания является приобщение детей к
труду. Ребенок осмысляет отношение родителей к себе. На основе своего
жизненного
опыта
и
обобщения
его
доступными
интеллектуальными
средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Эти
позиции отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и
как он сам относится к себе.
Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
Я нужен и любим, а вы существуйте ради меня.
Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
Я не нужен и нелюбим, Оставьте меня в покое.
Первая позиция самая выгодная, так как дети с высокой самооценкой и
доверием
к
окружающим
людям.
Эта
установка
может
формироваться
в
семье,
в
которой
ребенок
постоянно
чувствует
собственную
близость
к
родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность
и
вместе
с
родителями
испытывают
радость.
При
таких,
относительно
постоянных,
условиях
жизни
ни
в
семье
ребенок
постепенно
постигает,
находит жизненные истины, которые способствуют полноценному развитию
личности.
Интересная
позиция
при
третьей
установке.
Почти
каждый
несчастливый
ребенок
ощущает,
что
родители
недостаточно
его
любят.
Восприятие любви и внимание родителей является важнейшим условием
полноценного
развития
личности,
оно
дает
ощущение
собственной
значимости в семье.
И во всем этом страшно, когда ребенок думает, что он не нужен и
нелюбим,
и
все
должны
оставьте
меня
в
покое.
Когда
ребенок
«мстит»
родителям, последние еще остаются для него значимыми людьми, и ребенок
в глубине души надеется, что вот они вдруг услышат его, увидят бурлящий
котел его чувств и начнут его любить, заботиться о нем. Детская «месть»
часто имеет скрытое содержание – «посмотрите, как мне плохо». Это крик
души, крик о помощи к родителям.
Дети в семье – дополнение. Обогащение жизни двух людей, связавших
себя
узами
брака.
Они
приносят
радость
и
заботу,
которые
расширяют
любовь друг другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой,
осмысленной,
человеческой.
Я
не
сомневаюсь,
что
ребенку
нужны
оба
родителя – любящие отец и мать. Не крик о помощи должно звучать, а
детский,
звонкий
смех.
Самая
хорошая
профилактика
–
оздоровление,
улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не
изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребенком. Супружеские
и собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный фактор
развития личности вашего ребенка.
Рекомендации родителям:
*Надо научиться слушать и слышать своего ребенка.
*Научите своих детей брать ответственность за свои поступки на себя,
не обвиняя в этом никого.
*Научить детей различать свои чувства, понимать их анализировать.
* Надо развивать чувство сострадания к людям.
* Направить ребенка, какими способами он может само утверждаться.
*Научить адекватно оценивать свое эмоциональное состояние в себе.
*Учить ребенка выплескивать гнев всеми нормальными способами.
*Уметь принять и любить своего ребенка таким, какой он есть.
Литература
1.П.В. Дроздов.
Особенности принятия решения детьми разного возраста в зависимости
от эмоционального состояния. // Воспитание школьников – 2012 -№ 5с.54.
2. К. Воробьёв.
Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного
воспитания//
Воспитание школьников -2008 № 7 с.48.
3.О.В.Чуп.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних: механизм
взаимодействия членов штаба воспитательной работы школы. //Воспитание
школьников -2010 г №10 с3.
5.
Щуркова Н.Е.
Взаимодействие с родителями как педагогическое влияние на
семейное воспитание ученика. // Классный руководитель
-2015 №7с.12.
5.Петрушин В.И., Петрушина Н.В.
Проблемные дети: психологические особенности и психология
общения. // Классный руководитель – 2015 № 4 с.61.
6.
Азаров Ю.П.
Семейная педагогика 1985г.
7.Г.Т.Хоментаускас.
Семья глазами ребенка.
8.Внеурочная деятельность по правовому образованию
школьников. – М
1999 г.
9.Семейное воспитание – словарь.