Напоминание

язык программирования Паскаль


Автор: Ким Светлана Владиславовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: КГБ ПОУ Уссурийский агропромышленный колледж
Населённый пункт: город Уссурийск Приморского края
Наименование материала: лабораторные работы
Тема: язык программирования Паскаль
Раздел: среднее профессиональное





Назад





_Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №1

По предмету
: Информатика.
Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление линейных программ в Тurbo Pascal.
Цель

занятия:
Научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять линейные программы на языке Тurbo Pascal, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих программирование алгоритмов линейной структуры.
Приобретаемые умения и навыки:
Умение составлять программы в Тurbo Pascal.
Норма времени:
2 часа.
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению: 1. Загрузить систему Турбо – Паскаль.
2.
Набрать строку
PROGRAM P1;

3.
Начиная со второй строки, набрать следующий текст программы:
BEGIN

writeln (' это моя первая работа в системе');

END.

4.
Открыть новое окно.
5.
Вернуться в первое окно.
6.
Выделить текст:
PROGRAM P1;

BEGIN

writeln (' это моя первая работа в системе');

7.
Скопировать выделенный текст в буфер.
8.
Перейти во второе окно.
9.
Вставить фрагмент из буфера
10.
Между строкам
PROGRAM P1
и
BEGIN
вставить пустую строку и в ней набрать строку
USES

CRT;

11.
После скопированного фрагмента добавить следующие строки:
readln; clrscr;

writeln (' Меня зовут
...'); и вместо многоточия вставить свои фамилию и имя. 12.Далее перейти в первое окно. Выделить слово
END
и скопировать его во второе окно в конце текста
13.
. Перейти в первое окно и запустить программу на исполнение.
14.
Открыть окно с результатом
15.
Закрыть окно с результатом. Закрыть первое окно.
16.
Сохранить программу из второго окна под именем filel. pas
17.
Запустить программу filel на исполнение.
18.
Изменить строку
PROGRAM P1;
на
PROGRAM P2;
21.После строки
USES CRT;
добавить строки:
const n = 255;

VAR a, b: string; T:boolean; х, у, z: real;

22. Перед словом
END
вставить строки:
write (' Введите год и день рождения");

readln (a); readln (b); t:= a<>b;

writeln('a<>b:', t); writeln (' Введите два числа');

readln(x); readln(y);

z:= abs (x) + sin (y) * n;

writeln ('z
='
,z);
23. Запишите полученную программу на диск с именем file2.pas. 24. Запустите ее на исполнение, исправьте ошибки, если они есть. 31. Откройте новое окно. 33.Наберите следующий текст программы:
PROGRAM РЗ;

USES CRT;

VAR х, у, z : real; a, b, c, d: integer;

BEGIN

clrscr;

writeln (' Введите три целых числа');

readln (a, b, с);

writeln (‘ Введите 2 действительных числа');

readln (x, у);

d := a div b; writeln (' Деление нацело:', d:3); d := d mod 2;

writeln (' Остаток от деления:' ,d);

z := (abs(x) + exp(y)) / (ln(a) + sqrt (d)) + pi*sin(x);

writeln ('z=',z: 10:3); d:= round (z);

writeln ('Округленное z=' ,d);

END
. 34. 3апустите ее на исполнение, исправьте ошибки, если это необходимо. 35. Запишите как выглядит арифметическая формула z на обычном математическом языке. 36. Запишите программу на диске с именем file3.pas.
Контрольные вопросы:
1. Как запустить программу на исполнение? Как открыть окно с результатом? 2. Как сохранить программу на диске? Как считать ее с диска? 3. Как открыть новое окно? Как перейти из окна в окно? 4. Что такое константа? Переменная? 5. Что такое логическое выражение? Арифметическое? 6. Понятие оператора. Виды операторов.

Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №2

По предмету
: Информатика.
Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление разветвляющихся программ. Оператор ветвления if.
Цель

занятия:
Научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять разветвляющиеся программы на языке Pascal, используя оператор if.
Приобретаемые

умения

и

навыки:
Умение составлять программы в Тurbo Pascal, используя оператор if.
Норма времени:
2 часа.
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению:
Задание 1.
Реализовать алгоритм вашей задачи из варианта на языке Тurbo Pascal.
Задание 2.
Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Варианты

1 вариант.
Определить, будет ли треугольник со сторонами a,b,c прямоугольным.
2 вариант
. Решить квадратное уравнение вида x 2 +px+q=0
3 вариант
. Найти наибольшее из трех заданных чисел a,b,c.
4 вариант
. Найти наименьшее из трех заданных чисел a,b,c.
5 вариант
. Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными относительно оси х.
6 вариант
. Вычислить расстояние между точками М1(х1,у1), М2(х2,у2), М3(х3,у3). Определить какое из этих расстояний наименьшее.
7 вариант
. Определить, находится ли точка М(х,у) на прямой у=к*х+в.
8 вариант
. Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными относительно начала координат.
9 вариант
. Даны три числа а,в,с. Вычислить х1=а 2 -в 2 +с 2 , х2= авс, х3=1-с. Определить наибольшее из х1, х2 и х3.
10 вариант
. Вычислить расстояние между точками М1(х1,у1), М2(х2,у2), М3(х3,у3). Определить какое из этих расстояний наибольшее.
11 вариант
. Даны три числа а,в,с. Вычислить х1=а 2 -в 2- с 2 , х2= авс, х3=а+в+с. Определить наименьшее из х1, х2 и х3.
12 вариант
. Если действительные числа х и у одного знака, найти их среднее геометрическое, в противном случае найти их среднее арифметическое.

13 вариант
. Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными относительно оси у.
14 вариант
. Определить, принадлежит ли точка М(х,у) кругу радиуса r с центром в точке С(а,в).
Контрольные вопросы

:
1. В каких задачах используются разветвляющиеся алгоритмы? 2. Что такое условие разветвления? 3. Как выглядит полный условный оператор на Тurbo Pascal ?

Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №3

По предмету
: Информатика.
Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление разветвляющихся программ. Оператор case.
Цель

занятия:
Научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять разветвляющиеся программы на языке Pascal, используя оператор выбора case.
Приобретаемые умения и навыки:
Умение составлять программы в Тurbo Pascal, используя оператор выбора case.
Норма времени:
2 часа.
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению
Задание 1.
Используя оператор case составить программу решения задачи из указанного варианта.
Задание 2.
Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать преподавателю.
Контрольные вопросы

:
1. Если выбор вариантов осуществляется из конечного числа элементов выбора, то лучше взять для этого оператор if или case? 2. Какой тип переменной можно использовать в качестве ключа оператора case? 3. Каков формат оператора case?
Варианты

1.
y = { sinx cosx tgx , x = 1 , x = 2 , x = 3
3.
y = { t + 2 t , t =− 10 2 t 2 + 4 t 4 , t =− 8 3 t 3 + 5 t 5 , t =− 6



7.
y = { a + bx + c x 2 , x = 2 a + sinx , x = 3 √ a + b x 2 , x = 4
8.
y = { t + 2 t , t = 9 2 t 2 + 4 t 4 , t = 8 3 t 3 + 5 t 5 , t = 7
10.
y = { e a + b , x = 2 ln | a b | − x , x = 4 √ a + b ∗ x 2 , x = 6

12.

13.

14.


Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №4

По предмету
: Информатика
.

Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление программы с организацией циклов. Оператор While.
Цель занятия:
Научиться составлять программы циклической структуры, используя оператор While.
Приобретаемые умения и навыки:
Умение составлять программы алгоритма циклической структуры, используя оператор While.
Норма времени:
2 часа.
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению:
Задание 1.
Реализовать алгоритм вашей задачи из варианта на языке Тurbo Pascal используя цикл While.
Задание 2.
Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Варианты

1 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить значение суммы s = 1 sin 1 + 2 sin 2 + … + n sinn
2 вариант

.
Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить значение суммы s= sinx+ 2sinx+…+ nsinx.
3 вариант.
Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, -2, 4, -8, 16, -32,… , которые меньше заданного числа а по абсолютной величине.
4 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить n!
5 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить значение произведение p = cos 1 sin 2 ∗ cos 2 sin 3 ∗ … ∗ cosn sin ⁡ ( n + 1 )
6 вариант.
Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, 4, 7, 10, 13,… , которые меньше заданного числа а.
7 вариант.
Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, 1+1/2, 1+1/3, 1+1/4,… , которые меньше заданного числа в, где 1<в<2.

8 вариант.
Дано пять чисел х1, х2, х3, х4, х5. Найти их среднее арифметическое.
9 вариант.
Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить значение суммы s= sin(x+1)+ sin(x+2)…+ sin(x+n).
10 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить значение произведение p = cos 1 sin 2 ∗ cos 1 sin 3 ∗ … ∗ cos1 sin ⁡ ( n + 1 )
11 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить n ! n ! ∗ ( n + 1 ) !
12 вариант
. Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, -4, 7, -10, 13, -16, 19… , которые лежат в промежутке между числами -50 и 50.
13 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить значение суммы s = 2 sin 1 + 3 sin 2 + … + n + 1 sinn
14 вариант.
Дано пять чисел х1, х2, х3, х4, х5. Найти их среднее геометрическое.
Контрольные вопросы:
1. Что такое цикл? 2. Что такое условие? Тело цикла? 3. Как выглядит формат оператора цикла While?

Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №5

По предмету
: Информатика
.

Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление программы с организацией циклов. Оператор Repeat.
Цель занятия:
Научиться составлять программы циклической структуры, используя оператор Repeat.
Приобретаемые умения и навыки:
Умение составлять программы алгоритма циклической структуры, используя оператор Repeat.
Норма времени:
2 часа.
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению:
Задание 1.
Реализовать алгоритм вашей задачи из работы №4 на языке Тurbo Pascal используя цикл Repeat.
Задание 2.
Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Контрольные вопросы:
1. Что такое цикл? 2. Что такое условие? Тело цикла? 3. Как выглядит формат оператора цикла Repeat?

Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №6

По предмету
: Информатика
.

Тема:
Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование:
Составление программы с организацией циклов. Оператор For.
Цель занятия:
Научиться составлять программы циклической структуры, используя оператор For.
Приобретаемые умения и навыки:
Умение составлять программы алгоритма циклической структуры, используя оператор For..
Оборудование:
ПК, инструкционная карта. Инструкция к выполнению:
Задание 1.
Используя оператор For составить программу решения задачи из указанного варианта.
Задание 2.
Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать преподавателю.
Контрольные вопросы:
1 Что называется циклом, телом цикла? 2 Формат и принцип действия оператора for…to…do. Особенности применения
Варианты

1.


∑ i = 1 100 i 2 + i + 1
2.
∑ i = 22 55 i 2 + 1 i + 1
3.
∑ i = 1 100 i + 1 i
4.
∑ i = 15 120 1 i + 6
5.
∑ i = 3 80 i 3 + i + 5
6.
∑ i = 12 100 i 2 − 1
7.
∑ i = 21 100 i 2 + i + 1
8.
∑ i = 2 77 1 − i 1 + i 2

9.
∑ i = 1 100 i ❑ + 1 i + 1
10.


∑ i = 15 45 1 + i 1 − i 2
11.
∑ i = 15 100 1 i − i 2
12.
∑ i = 1 100 i 2 + 1 i + 5
13.
∑ i = 15 45 6 i + 1 i
14.


∑ i = 5 12 1 + i − i 3 1 + i 2


В раздел образования