Автор: Ким Светлана Владиславовна Должность: преподаватель информатики Учебное заведение: КГБ ПОУ Уссурийский агропромышленный колледж Населённый пункт: город Уссурийск Приморского края Наименование материала: лабораторные работы Тема: язык программирования Паскаль Раздел: среднее профессиональное
_Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №1
По предмету : Информатика.
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление линейных программ в Тurbo Pascal.
Цель
занятия:
Научиться
создавать,
вводить
в
компьютер,
выполнять
и
исправлять
линейные
программы
на
языке
Тurbo
Pascal,
познакомиться
с
диагностическими
сообщениями
компилятора
об
ошибках
при
выполнении
программ,
реализующих
программирование алгоритмов линейной структуры.
Приобретаемые умения и навыки: Умение составлять программы в Тurbo Pascal.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению:
1.
Загрузить систему Турбо – Паскаль.
2.
Набрать строку PROGRAM P1;
3.
Начиная со второй строки, набрать следующий текст программы:
BEGIN
writeln (' это моя первая работа в системе');
END.
4.
Открыть новое окно.
5.
Вернуться в первое окно.
6.
Выделить текст: PROGRAM P1;
BEGIN
writeln (' это моя первая работа в системе');
7.
Скопировать выделенный текст в буфер.
8.
Перейти во второе окно.
9.
Вставить фрагмент из буфера
10.
Между строкам PROGRAM P1 и BEGIN вставить пустую строку и в ней набрать
строку USES
CRT;
11.
После скопированного фрагмента добавить следующие строки:
readln; clrscr;
writeln (' Меня зовут ...');
и вместо многоточия вставить свои фамилию и имя.
12.Далее перейти в первое окно. Выделить слово END и скопировать его во второе окно
в конце текста
13. . Перейти в первое окно и запустить программу на исполнение.
14. Открыть окно с результатом
15. Закрыть окно с результатом. Закрыть первое окно.
16. Сохранить программу из второго окна под именем filel. pas
17. Запустить программу filel на исполнение.
18. Изменить строку PROGRAM P1; на PROGRAM P2;
21.После строки USES CRT; добавить строки:
const n = 255;
VAR a, b: string; T:boolean; х, у, z: real;
22. Перед словом END вставить строки:
write (' Введите год и день рождения");
readln (a); readln (b); t:= a<>b;
writeln('a<>b:', t); writeln (' Введите два числа');
readln(x); readln(y);
z:= abs (x) + sin (y) * n;
writeln ('z =' ,z);
23. Запишите полученную программу на диск с именем file2.pas.
24. Запустите ее на исполнение, исправьте ошибки, если они есть.
31. Откройте новое окно.
33.Наберите следующий текст программы:
PROGRAM РЗ;
USES CRT;
VAR х, у, z : real; a, b, c, d: integer;
BEGIN
clrscr;
writeln (' Введите три целых числа');
readln (a, b, с);
writeln (‘ Введите 2 действительных числа');
readln (x, у);
d := a div b; writeln (' Деление нацело:', d:3); d := d mod 2;
END .
34. 3апустите ее на исполнение, исправьте ошибки, если это необходимо.
35. Запишите как выглядит арифметическая формула z на обычном математическом языке.
36. Запишите программу на диске с именем file3.pas.
Контрольные вопросы:
1.
Как запустить программу на исполнение? Как открыть окно с результатом?
2.
Как сохранить программу на диске? Как считать ее с диска?
3.
Как открыть новое окно? Как перейти из окна в окно?
4.
Что такое константа? Переменная?
5.
Что такое логическое выражение? Арифметическое?
6.
Понятие оператора. Виды операторов.
Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №2
По предмету : Информатика.
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление разветвляющихся программ. Оператор ветвления if.
Цель
занятия:
Научиться
создавать,
вводить
в
компьютер,
выполнять
и
исправлять
разветвляющиеся программы на языке Pascal, используя оператор if.
Приобретаемые
умения
и
навыки:
Умение
составлять
программы
в
Тurbo
Pascal,
используя оператор if.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению:
Задание 1. Реализовать алгоритм вашей задачи из варианта на языке
Тurbo Pascal.
Задание 2. Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3. Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Варианты
1 вариант. Определить, будет ли треугольник со сторонами a,b,c прямоугольным.
2 вариант . Решить квадратное уравнение вида x
2
+px+q=0
3 вариант . Найти наибольшее из трех заданных чисел a,b,c.
4 вариант . Найти наименьшее из трех заданных чисел a,b,c.
5 вариант . Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными
относительно оси х.
6 вариант . Вычислить расстояние между точками М1(х1,у1), М2(х2,у2), М3(х3,у3).
Определить какое из этих расстояний наименьшее.
7 вариант . Определить, находится ли точка М(х,у) на прямой у=к*х+в.
8 вариант . Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными
относительно начала координат.
9 вариант . Даны три числа а,в,с. Вычислить х1=а
2
-в
2
+с
2
, х2= авс, х3=1-с. Определить
наибольшее из х1, х2 и х3.
10 вариант . Вычислить расстояние между точками М1(х1,у1), М2(х2,у2), М3(х3,у3).
Определить какое из этих расстояний наибольшее.
11 вариант . Даны три числа а,в,с. Вычислить х1=а
2
-в
2-
с
2
, х2= авс, х3=а+в+с. Определить
наименьшее из х1, х2 и х3.
12 вариант . Если действительные числа х и у одного знака, найти их среднее
геометрическое, в противном случае найти их среднее арифметическое.
13 вариант . Определить, являются ли точки М1(х1,у1) и М2(х2,у2) симметричными
относительно оси у.
14 вариант . Определить, принадлежит ли точка М(х,у) кругу радиуса r с центром в точке
С(а,в).
Контрольные вопросы
:
1. В каких задачах используются разветвляющиеся алгоритмы?
2. Что такое условие разветвления?
3. Как выглядит полный
условный оператор на Тurbo Pascal
?
Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №3
По предмету : Информатика.
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление разветвляющихся программ. Оператор case.
Цель
занятия:
Научиться
создавать,
вводить
в
компьютер,
выполнять
и
исправлять
разветвляющиеся программы на языке Pascal, используя оператор выбора case.
Приобретаемые умения и навыки: Умение составлять программы в Тurbo Pascal, используя
оператор выбора case.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению
Задание 1. Используя оператор
case составить программу решения задачи из указанного
варианта.
Задание 2. Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать преподавателю.
Контрольные вопросы
:
1.
Если выбор вариантов осуществляется из конечного числа элементов выбора, то
лучше взять для этого оператор if или case?
2.
Какой тип переменной можно использовать в качестве ключа оператора case?
3.
Каков формат оператора case?
Варианты
1.
y
=
{
sinx
cosx
tgx
, x
=
1
, x
=
2
, x
=
3
3.
y
=
{
t
+
2 t , t
=−
10
2 t
2
+
4 t
4
, t
=−
8
3 t
3
+
5 t
5
, t
=−
6
7.
y
=
{
a
+
bx
+
c x
2
, x
=
2
a
+
sinx , x
=
3
√
a
+
b x
2
, x
=
4
8.
y
=
{
t
+
2 t , t
=
9
2 t
2
+
4 t
4
, t
=
8
3 t
3
+
5 t
5
, t
=
7
10.
y
=
{
e
a
+
b
, x
=
2
ln
|
a
b
|
−
x , x
=
4
√
a
+
b
∗
x
2
, x
=
6
12.
13.
14.
Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №4
По предмету : Информатика .
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление программы с организацией циклов. Оператор While.
Цель занятия: Научиться составлять программы циклической структуры, используя
оператор While.
Приобретаемые умения и навыки: Умение составлять программы алгоритма
циклической структуры, используя оператор While.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению:
Задание 1. Реализовать алгоритм вашей задачи из варианта на языке
Тurbo Pascal используя
цикл While.
Задание 2. Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3. Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Варианты
1 вариант. Дано натуральное число n. Вычислить значение суммы
s
=
1
sin 1
+
2
sin 2
+
…
+
n
sinn
2 вариант
.
Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить значение
суммы s= sinx+ 2sinx+…+ nsinx.
3 вариант. Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, -2, 4, -8, 16, -32,… , которые
меньше заданного числа а по абсолютной величине.
4 вариант. Дано натуральное число n. Вычислить n!
5 вариант. Дано натуральное число n. Вычислить значение произведение
p
=
cos 1
sin 2
∗
cos 2
sin 3
∗
…
∗
cosn
sin
(
n
+
1
)
6 вариант. Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, 4, 7, 10, 13,… , которые меньше
заданного числа а.
7 вариант. Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, 1+1/2, 1+1/3, 1+1/4,… , которые
меньше заданного числа в, где 1<в<2.
8 вариант. Дано пять чисел х1, х2, х3, х4, х5. Найти их среднее арифметическое.
9 вариант. Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить значение
суммы s= sin(x+1)+ sin(x+2)…+ sin(x+n).
10 вариант. Дано натуральное число n. Вычислить значение произведение
p
=
cos 1
sin 2
∗
cos 1
sin 3
∗
…
∗
cos1
sin
(
n
+
1
)
11 вариант. Дано натуральное число n. Вычислить
n !
n !
∗
(
n
+
1
)
!
12 вариант
.
Вычислить сумму тех членов прогрессии 1, -4, 7, -10, 13, -16, 19… , которые
лежат в промежутке между числами -50 и 50.
13 вариант.
Дано натуральное число n. Вычислить значение суммы
s
=
2
sin 1
+
3
sin 2
+
…
+
n
+
1
sinn
14 вариант. Дано пять чисел х1, х2, х3, х4, х5. Найти их среднее геометрическое.
Контрольные вопросы:
1.
Что такое цикл?
2.
Что такое условие? Тело цикла?
3.
Как выглядит формат оператора цикла While?
Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №5
По предмету : Информатика .
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление программы с организацией циклов. Оператор Repeat.
Цель занятия: Научиться составлять программы циклической структуры, используя
оператор Repeat.
Приобретаемые умения и навыки: Умение составлять программы алгоритма
циклической структуры, используя оператор Repeat.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению:
Задание 1. Реализовать алгоритм вашей задачи из работы №4 на языке
Тurbo Pascal
используя
цикл Repeat.
Задание 2. Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3. Открыть окно с результатом и продемонстрировать его преподавателю.
Контрольные вопросы:
1.
Что такое цикл?
2.
Что такое условие? Тело цикла?
3.
Как выглядит формат оператора цикла Repeat?
Информационно-технологическая карта на выполнение практической работы №6
По предмету : Информатика .
Тема: Язык программирования Тurbo Pascal.
Наименование: Составление программы с организацией циклов. Оператор For.
Цель занятия: Научиться составлять программы циклической структуры, используя
оператор For.
Приобретаемые умения и навыки: Умение составлять программы алгоритма
циклической структуры, используя оператор For..
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Инструкция к выполнению:
Задание 1. Используя оператор
For составить программу решения задачи из указанного
варианта.
Задание 2. Запустить программу на исполнение, исправить ошибки, если необходимо.
Задание 3.
Открыть окно с результатом и продемонстрировать преподавателю.
Контрольные вопросы:
1 Что называется циклом, телом цикла?
2 Формат и принцип действия оператора for…to…do. Особенности применения
Варианты
1.
∑
i
=
1
100
i
2
+
i
+
1
2.
∑
i
=
22
55
i
2
+
1
i
+
1
3.
∑
i
=
1
100
i
+
1
i
4.
∑
i
=
15
120
1
i
+
6
5.
∑
i
=
3
80
i
3
+
i
+
5
6.
∑
i
=
12
100
i
2
−
1
7.
∑
i
=
21
100
i
2
+
i
+
1
8.
∑
i
=
2
77
1
−
i
1
+
i
2
9.
∑
i
=
1
100
i
❑
+
1
i
+
1
10.
∑
i
=
15
45
1
+
i
1
−
i
2
11.
∑
i
=
15
100
1
i
−
i
2
12.
∑
i
=
1
100
i
2
+
1
i
+
5
13.
∑
i
=
15
45
6 i
+
1
i
14.