Автор: Афанасьева Елена Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103" Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: консультация для педагогов Тема: "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103 «Гномик» города Чебоксары Чувашской Республики
Консультация для педагогов
«Ознакомление дошкольников с
трудом взрослых»
Подготовила и
Воспитатель Е.Л.
2016
В
настоящее
время
детей
дошкольного
в
мире
профессий
и
в
взрослых
рассматривается
неотъемлемое
условие
их
и
полноценного
развития.
Дошкольный возраст – этап в развитии Это период социализации
ребенка, его к миру общечеловеческих ценностей, установления начальных
с различными сферами
Воспитывать трудолюбие,
к труду и трудовые
необходимо с ранних Поэтому, одно из направлений воспитания в детском
саду – воспитание, главной которого является правильного отношения к у
детей дошкольного
Чтобы
данной цели
решить задачи,
определены примерной
в
программе дошкольного
в образовательной области
развитие», раздел «
самостоятельность, трудовое »:
- развитие деятельности;
- воспитание ценностного
к собственному труду,
других людей и
результатам;
- формирование представлений о труде его роли в и жизни каждого
Реализация
задач – актуальное и
направление работы
работников
дошкольных организаций.
четыре основных детского труда: хозяйственно – бытовой труд в
природе и труд.
Самообслуживание направленно на
за собой (умывание,
одевание,
уборка
подготовка
рабочего
и
т.п.).
Воспитательное
этого
вида
деятельности заключено всего в ее жизненной В силу ежедневной действий
навыки прочно усваиваются самообслуживание начинает как обязанность.
– бытовой труд направлен на поддержание и порядка в помещении и
на
помощь взрослым
организации режимных
Дети научаются
любое
нарушения в групповой комнате на участке и по собственной устранять его.
–
бытовой
труд
на
обслуживание
коллектива
и
заключает
в
себе
возможности для заботливого отношения к
2
Труд
в
предусматривает
участие
в
уходе
за
растениями
и
выращивание растений в природы, на огороде, в Особое значение вид труда
для развития воспитания бережного ко всему живому, к родной природе.
Ручной труд – конструктивные способности полезные практические и
ориентировки, формирует к работе, готовность за справится с ней, оценить
свои стремление выполнить как можно (прочнее, устойчивее, аккуратнее).
В
труда дети
с простейшими техническими
осваивают навыки
некоторыми инструментами, бережно относиться к предметам труда,
Труд дошкольного возраста в саду организуется в основных формах: в
поручения, дежурств, трудовой деятельности.
– это задания,
воспитатель эпизодически
одному или
детям,
учитывая их и индивидуальные возможности, опыта, а также задачи.
Поручения быть кратковременными длительными, индивидуальными
общими, простыми в себе одно не конкретное действие) более сложными, в
себя целую последовательных действий.
Выполнения поручений способствуют у детей интереса к чувства
ответственности за дело. Ребенок сосредоточить внимание, волевое усилие,
довести дело до и сообщить воспитателю о поручения.
В младших группах индивидуальны, конкретны и содержат в себе –
два действия
ложки на столе,
лейку, снять с
платья для
и т.д.). Такие
задания включают в деятельность, направленную на коллектива, в условиях,
они еще не организовать труд по побуждению.
В средней воспитатель поручает самостоятельно постирать белье,
вымыть подмести дорожки, песок в кучу. задания боле ибо содержат в не
только несколько но и элементы самоорганизации место для определить
последовательность ее и
В старшей индивидуальные поручения в тех видах в которых у детей
развиты умения, тогда, когда их новым умениям. поручения даются детям,
нуждающимся в обучении или тщательном контроле ребенок невнимателен,
отвлекается) т.е. необходимости индивидуализировать воздействия.
3
В
подготовительной
к
школе
при
выполнении
поручений
дети
проявлять необходимые самоорганизации, и поэтому более требователен к
переходит от разъяснения к напоминанию.
– форма организации детей, предполагающая выполнение ребенком
направленной на обслуживание
Дети поочередно
в разные виды
что
обеспечивает их участие в труде. и смена дежурных ежедневно. Дежурства
ребенка в условия выполнения определенных нужных для Это позволяет у
детей
ответственность
коллективом,
заботливость,
а
понимание
необходимости работы для
В младшей группе в выполнения поручений приобрели навыки, для
накрывания на стали более при выполнении Это позволяет в группе в
начале
ввести дежурства по
Ежедневно за каждым
работает один
Во
второй половине вводятся дежурства по к занятиям. В старших вводится
дежурства по природы. Дежурные сменяются, каждый из систематически
участвует во видах дежурств.
сложной формой труда детей коллективный труд. Он используется в
старшей и группах детского когда навыки более устойчивыми, а труда
имеют и общественную значимость. уже имеют опыт участия в видах
дежурств, в
разнообразных поручений.
возможности позволяют
решать
более задачи трудового он приучает детей о предстоящей работе, в нужном
темпе,
задание в определенный
В старшей группе
использует такую
объединения детей, общий труд, дети получают для всех и, когда в конце
подводится общий
В
подготовительной
группе
значение
приобретает
труд,
когда
оказываются в зависимости от друга в процессе Совместный труд педагогу
возможность положительные формы между детьми: вежливо обращаться к
другу с просьбой, о совместных действиях, друг другу.
Необходимо
у
детей
представления
об
значимости
труда
Формирование этой труда взрослых наличия у детей, всего четких о том,
что в конкретном процессе результат, имеющий название – удовлетворять
4
ту иную потребность. значение назначения позволяют ребенку конкретную
ценность процесса. На основе представлений о результативности процессов
труда формировать обобщение о необходимости того иного вида человека
определенной (Посуда – посуда ею накрыли столы к – можно есть и Такие
представления формировать отношение к людям, представителям или иной
бережное
отношение
к
их
труда.
На
основе
первичных
обобщений,
формировать
более
представления
о
том,
разные
виды
позволяют
обеспечивать
потребности людей.
возможно более
обобщение: труд –
заботы друг о Освоение детьми обобщения дает при последующей каждый
новый деятельности взрослых с этих позиций и правильное отношение к и
к людям, ее исполняющим. высокий уровень и он доступен лишь старшего
дошкольного при условии всех предшествующих младшим и средним
Следовательно, работа по
представлений об общественной
труда
должна последовательно:
этап – обучение умению видеть в каждом процессе ожидать его
понимать
для
он нужен.
Чтобы
детей видеть
труда на достижение
целесообразно при наблюдений за работой использовать следующие
-
Создавать когда у детей потребность в предметах, не оказалось
в наличии (у не оказалось теплой которую они ли взять на прогулку, – ее
нельзя взять с
она озябнет).
проблемная ситуация
внимание детей на
нужного предмета.
-
нужный предмет в детей (шить или вязать). появления нужного
вызывает у детей направленность внимания на труда, ожидание результата
позволяет трудовой процесс с результатом – получением предмета.
-
созданную
на
глазах
у
вещь
в
соответствии
с
ее
и
потребностями детей надели шапочку, тепло, и дети взять ее на прогулку).
Такие способствуют формирование у устойчивой направленности на
результата, формируя
его вычленять,
У детей появляется
отношение к
созданным
Освоение знаний о
труда, представленных
продуктом, это
5
задача для младших групп. знания оказываются для формирования к труду,
бережного к его результатам.
здесь являются методы и приемы: за разными трудовыми одного вида
с акцентом на результат; наблюдений, позволяющая отчетливые знания о
достижения результатов
и их значимости; игры-занятия,
тот или
труд,
обобщающие проводимые с широким наглядности.
Трудовая
взрослых, которую
могут наблюдать,
оказывает более
влияние. Живые и привлекательные примеры вызывают подражание.
На втором этапе интерес к труду Это отражается в у детей желании
участие в труде, игры, отображающие труд.
Третий этап подготовительная группы) – обобщенных представлений
о
труда на основе
большого количества
видов, разнообразия и
его
результата
людей. Здесь
используются наблюдения и
детей с разными
профессий по производству са различных вещей, . В это время ознакомление
с общественным
труда и показывается
разных его
в удовлетворении
потребностей (чтобы сшить нужна ткань, ее сделать, нужен – то есть связь
ребенка в мир и показывая, как создаются взрослыми в труда, можно
следующие экскурсии и
в процедурный кабинет.
узнают: - в процедурном хранятся: бинт, шприцы, термометр, йод.
Все в процедурном кабинете в холодильнике; прививки, тоже делают в
кабинете. Там чисто, стерильно.
2.Беседа с детского сада.
Дети
узнают:
-
она
занимается:
детей, составляет
делает
прививки, раны, следит за детей, витаминизирует на кухне для приносит
вакцины прививок.
- форма одежды белый халат, головной убор, если она укол или
3. Экскурсия в
Дети узнают: - в библиотеке есть: стеллажи, каталоги, ксероксы,
карточки, книжки.
6
4.
Беседа с
узнают: - чем библиографы. Библиографы познавательные, научные,
выставки,
посвященные
писателям
и
поэтам,
детских
рисунков,
праздники.
5.
Экскурсия к светофору.
знакомятся: - с машиной
Дети - понятия: светофор, переход, регулировщик, безопасность
движения, дороги, жезл, сирена, инспектор.
- дорог называется Это самое место и здесь стоят светофоры.
через улицу линиями разметки и дорожными знаками. должны знать и все
участники движения.
Трудовое дошкольников осуществляется с ряда средств: литература,
музыка,
искусство.
С
помощью
группы
средств
у
формируются
представления
о
труда,
об
отношении
к
труду,
о
том,
оценивают
окружающие
других людей и
Эти средства
для воспитания
чувств и
отношений.
С художественных средств вызвать у детей к труду, желание похожим
на тех, трудится, понять и общественную значимость людей.
В работе с детьми воспитатель использует и поговорки. Они ему в
лаконичной похвалить и подбодрить высказать отношение к подчеркнуть
важность Пословица не воспринимается как нотация, и она эффективнее
средство воспитания.
Моральная
труда
утверждается
и
в
Во
многих
народных
положительный герой, правило, трудолюбив, помочь другому и в конце
концов любовью, богатством,
Своей эмоциональностью, живостью детская заряжает детей труда:
пробуждает уважение к труду, подражать героям произведений, подобно
хорошо
трудиться.
впечатления
на
детей
образы
скромных
из
произведений С. Маршака – Кузьмы («Пожар»), («Почта»), С. Михалкова –
Степы- милиционера. просто и глубоко говорит с детьми о работе столяра,
7
инженера, врача, о и кондукторе, о шофере и подводя детей к о том, что
всякого, нужна
и что «чего
не сделает – сделаем
Эти произведения
воспитывать у детей и уважение к труду возбуждают желание им.
Читая художественные произведения о воспитатель решает несколько
важных и воспитательных задач: узнают о разных у них появляется к еще
одной
деятельности взрослого
формируется отношение к
по крупицам
складывается к которому ребенок стремиться, создавая
Средством
воспитания
выступают
и
произведения
искусства.
Рассматривая мастеров-художников, дети не видят процесс но, что важно,
проникаются картины.
Вывод: трудовое является одной из сторон воспитания поколения. В
детском
трудовое
воспитание
в
ознакомлении
детей
с
взрослых,
в
приобщении к доступной им трудовой В процессе ознакомления с взрослых
у детей положительное отношение к их бережное отношение к результатам,
стремление взрослым посильную
8