Напоминание

"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"


Автор: Афанасьева Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Гномик» города Чебоксары Чувашской Республики Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых» Подготовила и Воспитатель Е.Л. 2016
В настоящее время детей дошкольного в мире профессий и в взрослых рассматривается неотъемлемое условие их и полноценного развития. Дошкольный возраст – этап в развитии Это период социализации ребенка, его к миру общечеловеческих ценностей, установления начальных с различными сферами Воспитывать трудолюбие, к труду и трудовые необходимо с ранних Поэтому, одно из направлений воспитания в детском саду – воспитание, главной которого является правильного отношения к у детей дошкольного Чтобы данной цели решить задачи, определены примерной в программе дошкольного в образовательной области развитие», раздел « самостоятельность, трудовое »: - развитие деятельности; - воспитание ценностного к собственному труду, других людей и результатам; - формирование представлений о труде его роли в и жизни каждого Реализация задач – актуальное и направление работы работников дошкольных организаций. четыре основных детского труда: хозяйственно – бытовой труд в природе и труд. Самообслуживание направленно на за собой (умывание, одевание, уборка подготовка рабочего и т.п.). Воспитательное этого вида деятельности заключено всего в ее жизненной В силу ежедневной действий навыки прочно усваиваются самообслуживание начинает как обязанность. – бытовой труд направлен на поддержание и порядка в помещении и на помощь взрослым организации режимных Дети научаются любое нарушения в групповой комнате на участке и по собственной устранять его. – бытовой труд на обслуживание коллектива и заключает в себе возможности для заботливого отношения к 2
Труд в предусматривает участие в уходе за растениями и выращивание растений в природы, на огороде, в Особое значение вид труда для развития воспитания бережного ко всему живому, к родной природе. Ручной труд – конструктивные способности полезные практические и ориентировки, формирует к работе, готовность за справится с ней, оценить свои стремление выполнить как можно (прочнее, устойчивее, аккуратнее). В труда дети с простейшими техническими осваивают навыки некоторыми инструментами, бережно относиться к предметам труда, Труд дошкольного возраста в саду организуется в основных формах: в поручения, дежурств, трудовой деятельности. – это задания, воспитатель эпизодически одному или детям, учитывая их и индивидуальные возможности, опыта, а также задачи. Поручения быть кратковременными длительными, индивидуальными общими, простыми в себе одно не конкретное действие) более сложными, в себя целую последовательных действий. Выполнения поручений способствуют у детей интереса к чувства ответственности за дело. Ребенок сосредоточить внимание, волевое усилие, довести дело до и сообщить воспитателю о поручения. В младших группах индивидуальны, конкретны и содержат в себе – два действия ложки на столе, лейку, снять с платья для и т.д.). Такие задания включают в деятельность, направленную на коллектива, в условиях, они еще не организовать труд по побуждению. В средней воспитатель поручает самостоятельно постирать белье, вымыть подмести дорожки, песок в кучу. задания боле ибо содержат в не только несколько но и элементы самоорганизации место для определить последовательность ее и В старшей индивидуальные поручения в тех видах в которых у детей развиты умения, тогда, когда их новым умениям. поручения даются детям, нуждающимся в обучении или тщательном контроле ребенок невнимателен, отвлекается) т.е. необходимости индивидуализировать воздействия. 3
В подготовительной к школе при выполнении поручений дети проявлять необходимые самоорганизации, и поэтому более требователен к переходит от разъяснения к напоминанию. – форма организации детей, предполагающая выполнение ребенком направленной на обслуживание Дети поочередно в разные виды что обеспечивает их участие в труде. и смена дежурных ежедневно. Дежурства ребенка в условия выполнения определенных нужных для Это позволяет у детей ответственность коллективом, заботливость, а понимание необходимости работы для В младшей группе в выполнения поручений приобрели навыки, для накрывания на стали более при выполнении Это позволяет в группе в начале ввести дежурства по Ежедневно за каждым работает один Во второй половине вводятся дежурства по к занятиям. В старших вводится дежурства по природы. Дежурные сменяются, каждый из систематически участвует во видах дежурств. сложной формой труда детей коллективный труд. Он используется в старшей и группах детского когда навыки более устойчивыми, а труда имеют и общественную значимость. уже имеют опыт участия в видах дежурств, в разнообразных поручений. возможности позволяют решать более задачи трудового он приучает детей о предстоящей работе, в нужном темпе, задание в определенный В старшей группе использует такую объединения детей, общий труд, дети получают для всех и, когда в конце подводится общий В подготовительной группе значение приобретает труд, когда оказываются в зависимости от друга в процессе Совместный труд педагогу возможность положительные формы между детьми: вежливо обращаться к другу с просьбой, о совместных действиях, друг другу. Необходимо у детей представления об значимости труда Формирование этой труда взрослых наличия у детей, всего четких о том, что в конкретном процессе результат, имеющий название – удовлетворять 4
ту иную потребность. значение назначения позволяют ребенку конкретную ценность процесса. На основе представлений о результативности процессов труда формировать обобщение о необходимости того иного вида человека определенной (Посуда – посуда ею накрыли столы к – можно есть и Такие представления формировать отношение к людям, представителям или иной бережное отношение к их труда. На основе первичных обобщений, формировать более представления о том, разные виды позволяют обеспечивать потребности людей. возможно более обобщение: труд – заботы друг о Освоение детьми обобщения дает при последующей каждый новый деятельности взрослых с этих позиций и правильное отношение к и к людям, ее исполняющим. высокий уровень и он доступен лишь старшего дошкольного при условии всех предшествующих младшим и средним Следовательно, работа по представлений об общественной труда должна последовательно: этап – обучение умению видеть в каждом процессе ожидать его понимать для он нужен. Чтобы детей видеть труда на достижение целесообразно при наблюдений за работой использовать следующие - Создавать когда у детей потребность в предметах, не оказалось в наличии (у не оказалось теплой которую они ли взять на прогулку, – ее нельзя взять с она озябнет). проблемная ситуация внимание детей на нужного предмета. - нужный предмет в детей (шить или вязать). появления нужного вызывает у детей направленность внимания на труда, ожидание результата позволяет трудовой процесс с результатом – получением предмета. - созданную на глазах у вещь в соответствии с ее и потребностями детей надели шапочку, тепло, и дети взять ее на прогулку). Такие способствуют формирование у устойчивой направленности на результата, формируя его вычленять, У детей появляется отношение к созданным Освоение знаний о труда, представленных продуктом, это 5
задача для младших групп. знания оказываются для формирования к труду, бережного к его результатам. здесь являются методы и приемы: за разными трудовыми одного вида с акцентом на результат; наблюдений, позволяющая отчетливые знания о достижения результатов и их значимости; игры-занятия, тот или труд, обобщающие проводимые с широким наглядности. Трудовая взрослых, которую могут наблюдать, оказывает более влияние. Живые и привлекательные примеры вызывают подражание. На втором этапе интерес к труду Это отражается в у детей желании участие в труде, игры, отображающие труд. Третий этап подготовительная группы) – обобщенных представлений о труда на основе большого количества видов, разнообразия и его результата людей. Здесь используются наблюдения и детей с разными профессий по производству са различных вещей, . В это время ознакомление с общественным труда и показывается разных его в удовлетворении потребностей (чтобы сшить нужна ткань, ее сделать, нужен – то есть связь ребенка в мир и показывая, как создаются взрослыми в труда, можно следующие экскурсии и в процедурный кабинет. узнают: - в процедурном хранятся: бинт, шприцы, термометр, йод. Все в процедурном кабинете в холодильнике; прививки, тоже делают в кабинете. Там чисто, стерильно. 2.Беседа с детского сада. Дети узнают: - она занимается: детей, составляет делает прививки, раны, следит за детей, витаминизирует на кухне для приносит вакцины прививок. - форма одежды белый халат, головной убор, если она укол или 3. Экскурсия в Дети узнают: - в библиотеке есть: стеллажи, каталоги, ксероксы, карточки, книжки. 6
4. Беседа с узнают: - чем библиографы. Библиографы познавательные, научные, выставки, посвященные писателям и поэтам, детских рисунков, праздники. 5. Экскурсия к светофору. знакомятся: - с машиной Дети - понятия: светофор, переход, регулировщик, безопасность движения, дороги, жезл, сирена, инспектор. - дорог называется Это самое место и здесь стоят светофоры. через улицу линиями разметки и дорожными знаками. должны знать и все участники движения. Трудовое дошкольников осуществляется с ряда средств: литература, музыка, искусство. С помощью группы средств у формируются представления о труда, об отношении к труду, о том, оценивают окружающие других людей и Эти средства для воспитания чувств и отношений. С художественных средств вызвать у детей к труду, желание похожим на тех, трудится, понять и общественную значимость людей. В работе с детьми воспитатель использует и поговорки. Они ему в лаконичной похвалить и подбодрить высказать отношение к подчеркнуть важность Пословица не воспринимается как нотация, и она эффективнее средство воспитания. Моральная труда утверждается и в Во многих народных положительный герой, правило, трудолюбив, помочь другому и в конце концов любовью, богатством, Своей эмоциональностью, живостью детская заряжает детей труда: пробуждает уважение к труду, подражать героям произведений, подобно хорошо трудиться. впечатления на детей образы скромных из произведений С. Маршака – Кузьмы («Пожар»), («Почта»), С. Михалкова – Степы- милиционера. просто и глубоко говорит с детьми о работе столяра, 7
инженера, врача, о и кондукторе, о шофере и подводя детей к о том, что всякого, нужна и что «чего не сделает – сделаем Эти произведения воспитывать у детей и уважение к труду возбуждают желание им. Читая художественные произведения о воспитатель решает несколько важных и воспитательных задач: узнают о разных у них появляется к еще одной деятельности взрослого формируется отношение к по крупицам складывается к которому ребенок стремиться, создавая Средством воспитания выступают и произведения искусства. Рассматривая мастеров-художников, дети не видят процесс но, что важно, проникаются картины. Вывод: трудовое является одной из сторон воспитания поколения. В детском трудовое воспитание в ознакомлении детей с взрослых, в приобщении к доступной им трудовой В процессе ознакомления с взрослых у детей положительное отношение к их бережное отношение к результатам, стремление взрослым посильную 8


В раздел образования