Напоминание

Программа дополнительного образования "Наш дом голубая планета Земля"


Автор: Морозова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству пгт Преображение"
Населённый пункт: пгт Преображение Приморского края
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа дополнительного образования "Наш дом голубая планета Земля"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краевое Государственное Общеобразовательное Казенное Учреждение «Детский дом п. Преображение» Утвержден Утверждаю директор КГОКУ методическим советом «Детский дом п.Преображение» протокол № ______от______ - - - - - - - - Программа дополнительного образования «Наш дом голубая планета Земля» (Для воспитанников 5 – 11 лет) (Срок реализации 1 год) Разработала Морозова Любовь Александровна. Воспитатель высшей категории. п. Преображение 2015 – 2016 уч.год
Государственное образовательное казенное учреждение «Детский дом п. Преображение». Пояснительная записка. Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития. Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по- настоящему, принимать природу, относиться к ней бережно, ценить ее красоту и неповторимость. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников и младших школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес детей, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями ребята получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности детей. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Программное содержание: Цель программы: Создать условия к формированию экологической культуры детей, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру. В соответствии с поставленной целью формируются и задачи программы: 1.Обучающие: - дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; - научиться применять на практике знания, полученные на занятиях. 2.Развивающие
-развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; -формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; -повышать общий интеллектуальный уровень детей; -развивать коммуникативные способности каждого ребёнка, с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. 3.Воспитательные: - прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; - воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; - воспитывать потребность в общении с природой; -способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; - способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. Проблемная область программы: Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение
аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий. Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Человек должен знать, что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем большом доме под названием Земля. В этом главный смысл экологического воспитания и образования. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста. Ценностные ориентиры содержания программы. -Гуманизм. -Демократизм. -Научность. -Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных категорий. -Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечении эффективности воспитания экологической культуры у детей. Методы используемые при реализации программы. -теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии; -групповые практические занятия; -индивидуальные занятия (подготовка докладов, проектов, исследовательской деятельности);
-коллективные мероприятия по экологии (экологические конкурсы, викторины, экологические сказки, игры, беседы, праздники); -участие в природоохранных акциях; -книжные выставки; -использование видео - аудиозаписей, электронной презентации, -опыты, эксперименты, наблюдения. Методы стимулирования деятельности и поведения. -Сотрудничество, -вовлечение в деятельность, -доверие -соревнование, -поощрение , -самостоятельность, -взаимовыручка, -создание ситуации успеха, -анализ выполненной работы Программа «Природа наш общий дом» обладает широкими возможностями, в ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 Физическое здоровье- состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптациoнные peзервы. 2 Психическое здоровье- состояние психической сферы, основу, которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника. 3 Нравственное здоровье- система ценностей, установок и мотивов поведения детей в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях - добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести образ жизни, изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: -принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; -принцип единого подхода к экологическому воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания экологического сознания. -принцип дифференцированного и поэтапного характера экологического воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -Познавательная. -Игровая. -Досуго - развлекательная. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. 1 - уровень- приобретение воспитанниками устойчивых знаний в области экологии. -осознание нравственных ценностей жизни 2 - уровень -формирование таких качеств, как любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
3 - уровень- также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут. Условия реализации программы. Содержание программы предполагает активное использование ТCO : видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в природоохранительных акциях, в создании цветочных клумб, альпинариев на территории детского дома. Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и можно оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома. Для реализации программы привлекались все службы детского дома: медработники, психолог, администрация, социальный педагог. Продолжительность реализации программы. Продолжительность реализации программы 1 год. Общее количество часов- 18. 'Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 30 мин. для дошкольников, 40 мин для школьников. Форма подведения итогов Мониторинг, презентация, буклеты, рефлексия результатов. Ожидаемые результаты Дети будут знать: связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем поселке; исчезающие растения и животные своей местности; правила поведения в природе. Дети будут уметь: работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; изготовлять кормушки для птиц; оформлять результаты своей деятельности. Литература: 1.Пашканг, К.В. Охрана природы /Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983. 2.Плешаков, А.А. Природоведение: Программы общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002. 3.Плешаков, А.А. Экология для младших школьников: Программы общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002. 4.Плешаков, А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков // под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2002. 5.Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология./ Авт.-сост. 6.А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
Календарно - тематический план экологической программы «Наш дом голубая планета земля» Тема занятий часы 1 2 3 4 5 6 Сентябрь Вводное занятие «Природа наш общий дом». Веселое путешествие в природу. Красная книга – важная книга. Охраняемые животные нашего края – презентация. Октябрь. Солнце и свет в нашей жизни – беседа – презентация. Луна и звезды – что это – познавательное занятие. Ноябрь Вода в жизни растений и животных. Рассказ воспитателя – презентация. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Вода и здоровье. Личная гигиена. Практика, чтение произведения «Мойдодыр», Чуковского. Декабрь «Кто улетает, а кто остается» - Викторина. Мы друзья птиц. Изготовление кормушек. Январь Человек и животные. Жизнь среди людей. Познавательное занятие. Вечер загадок. Дикие и домашние животные. Февраль Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом - Беседа. Предсказание погоды по народным приметам наблюдения, Презентация. Март Презентация « Как рубашка в поле выросла» Исследовательская работа «Влияние тепла и света на комнатные растения» Апрель Человек часть живой природы. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
17 18 Познавательное занятие. Практическое занятие. Посадка семян на рассаду. Май Практическое занятие по подготовке почвы к посадке. Почему нужно защищать природу. Презентация. 1 час 1 час 1 час 1 час



В раздел образования