Программа дополнительного образования "Наш дом голубая планета Земля"
Автор: Морозова Любовь Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству пгт Преображение" Населённый пункт: пгт Преображение Приморского края Наименование материала: Программа дополнительного образования Тема: Программа дополнительного образования "Наш дом голубая планета Земля" Раздел: дошкольное образование
Краевое Государственное Общеобразовательное Казенное Учреждение
«Детский дом п. Преображение»
Утвержден Утверждаю директор КГОКУ
методическим советом «Детский дом п.Преображение»
протокол № ______от______ - - - - - - - -
Программа дополнительного образования
«Наш дом голубая планета Земля»
(Для воспитанников 5 – 11 лет)
(Срок реализации 1 год)
Разработала
Морозова Любовь Александровна.
Воспитатель высшей категории.
п. Преображение
2015 – 2016 уч.год
Государственное образовательное казенное учреждение
«Детский дом п. Преображение».
Пояснительная записка.
Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято
называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и
подчиняется общим закономерностям развития.
Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого
ребенок черпает многие знания и впечатления.
Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского
отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по-
настоящему, принимать природу, относиться к ней бережно, ценить ее
красоту и неповторимость.
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых
актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном и младшем
школьном возрасте идет становление важнейших качеств человеческой
личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.
Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и
любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится
ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим
себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от
взрослых, участвующих в его воспитании.
С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о
том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот
почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот
возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому
образу жизни.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена
на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на
совершенствование речи дошкольников и младших школьников, их
мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не
механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке
происходящего, элементам системного анализа, совместной практической
деятельности воспитателя и детей.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача
полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение
излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать
интерес детей, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить
желание активно защищать окружающую среду.
Наряду с теоретическими знаниями ребята получат практические умения
и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности
детей. Практические действия каждого в защиту природы необходимы
ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный
труд.
Программное содержание:
Цель программы:
Создать условия к формированию экологической культуры детей, основной
чертой которой является ответственное отношение к природе. На основе
удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи программы:
1.Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с
его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные на занятиях.
2.Развивающие
-развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и
изяществом природы;
-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при
взаимодействии с миром природы;
-повышать общий интеллектуальный уровень детей;
-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка, с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,
реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
3.Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас
миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Проблемная область программы:
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и
пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И "Рыбе-вода,
птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу - значит охранять Родину".
Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда
угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над
человечеством и проблема экологизации материальной и духовной
деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на
насильственное вторжение человека в её территорию: на планете
стремительно исчезают различные виды животных и растений, а
освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в
том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение
аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей,
имеющих врождённые аномалий.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не
всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят
глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе
развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую
остроту. Человек должен знать, что можно и нужно, а что нельзя и опасно
делать в нашем большом доме под названием Земля. В этом главный смысл
экологического воспитания и образования.
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное
отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к
запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической
морали. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в
единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.
Ценностные ориентиры содержания программы.
-Гуманизм.
-Демократизм.
-Научность.
-Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных
категорий.
-Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечении
эффективности воспитания экологической культуры у детей.
Методы используемые при реализации программы.
-теоретическое осмысление элементарных практических основ
экологии;
-групповые практические занятия;
-индивидуальные занятия (подготовка докладов, проектов,
исследовательской деятельности);
-коллективные мероприятия по экологии (экологические конкурсы,
викторины, экологические сказки, игры, беседы, праздники);
-участие в природоохранных акциях;
-книжные выставки;
-использование видео - аудиозаписей, электронной презентации,
-опыты, эксперименты, наблюдения.
Методы стимулирования деятельности и поведения.
-Сотрудничество,
-вовлечение в деятельность,
-доверие
-соревнование,
-поощрение ,
-самостоятельность,
-взаимовыручка,
-создание ситуации успеха,
-анализ выполненной работы
Программа «Природа наш общий дом» обладает широкими
возможностями, в ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1 Физическое здоровье- состояние организма, основу которого составляют
функциональные резервы, обеспечивающие адаптациoнные peзервы.
2 Психическое здоровье- состояние психической сферы, основу, которой
составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего
адекватную поведенческую реакцию воспитанника.
3 Нравственное здоровье- система ценностей, установок и мотивов
поведения детей в обществе. Нравственное здоровье основывается на
общечеловеческих ценностях - добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков
поведения, позволяющих вести образ жизни, изучив данную программу,
дети значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения.
Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а
также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние
окружающей среды, в которой они живут, научатся принимать решения и не
оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в
поселке, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
-принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его
индивидуальных и возрастных особенностей;
-принцип единого подхода к экологическому воспитанию со стороны
педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов
на необходимость воспитания экологического сознания.
-принцип дифференцированного и поэтапного характера экологического
воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и
моральной подготовленности к будущей жизни.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Познавательная.
-Игровая.
-Досуго - развлекательная.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1 - уровень- приобретение воспитанниками устойчивых знаний
в области экологии.
-осознание нравственных ценностей жизни
2 - уровень -формирование таких качеств, как любознательность,
усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
3 - уровень- также научатся самостоятельно оценивать экологическое
состояние окружающей среды, в которой они живут.
Условия реализации программы.
Содержание программы предполагает активное использование ТCO :
видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический
материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и
художественной литературы. В практической части реализации программы
предполагается активное участие в природоохранительных акциях, в
создании цветочных клумб, альпинариев на территории детского дома.
Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных
форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает
сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная
форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник
получает определенный багаж знаний и можно оценивать результаты своей
работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный
жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает
дифференцированный подход к каждому воспитаннику и тем самым
обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и
возможностей детей в условиях детского дома.
Для реализации программы привлекались все службы детского дома:
медработники, психолог, администрация, социальный педагог.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы 1 год. Общее количество часов-
18. 'Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 30 мин. для
дошкольников, 40 мин для школьников.
Форма подведения итогов
Мониторинг, презентация, буклеты, рефлексия результатов.
Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем поселке;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе.
Дети будут уметь:
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
изготовлять кормушки для птиц;
оформлять результаты своей деятельности.
Литература:
1.Пашканг, К.В. Охрана природы /Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение,
1983.
2.Плешаков, А.А. Природоведение: Программы общеобразовательных
учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002.
3.Плешаков, А.А. Экология для младших школьников: Программы
общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,
2002.
4.Плешаков, А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. нач. шк. / А.А.
Плешаков // под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
5.Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология./ Авт.-сост.
6.А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
Календарно - тематический план экологической
программы
«Наш дом голубая планета земля»
Тема занятий
часы
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
Вводное занятие «Природа наш общий дом».
Веселое путешествие в природу.
Красная книга – важная книга. Охраняемые
животные нашего края – презентация.
Октябрь.
Солнце и свет в нашей жизни – беседа –
презентация.
Луна и звезды – что это – познавательное
занятие.
Ноябрь
Вода в жизни растений и животных. Рассказ
воспитателя – презентация.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Вода и здоровье. Личная гигиена. Практика,
чтение
произведения «Мойдодыр», Чуковского.
Декабрь
«Кто улетает, а кто остается» - Викторина.
Мы друзья птиц. Изготовление кормушек.
Январь
Человек и животные. Жизнь среди людей.
Познавательное занятие.
Вечер загадок. Дикие и домашние животные.
Февраль
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом.
Как бороться с гололедом - Беседа.
Предсказание погоды по народным приметам
наблюдения, Презентация.
Март
Презентация « Как рубашка в поле выросла»
Исследовательская работа «Влияние тепла и
света на комнатные растения»
Апрель
Человек часть живой природы.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
17
18
Познавательное занятие.
Практическое занятие. Посадка семян на
рассаду.
Май
Практическое занятие по подготовке почвы к
посадке.
Почему нужно защищать природу.
Презентация.
1 час
1 час
1 час
1 час