Открытый урок с использованием ИКТ по теме: "Вышивка крестом"
Автор: Савкова Елена Юрьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "Вистинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Ленинградская область, Кингисеппский район, д.Вистино Наименование материала: методическая разработка Тема: Открытый урок с использованием ИКТ по теме: "Вышивка крестом" Раздел: среднее профессиональное
МБОУ «Вистинская средняя общеобразовательная школа»
Савкова Елена Юрьевна – учитель технологии
Открытый урок с использованием ИКТ по теме:
«Вышивка крестом»
6 класс
Цель урока. Научить учащихся технике вышивания крестом.
Задачи:
Формировать у учащихся ключевые компетенции (информационную,
культуроведческую, учебно-познавательную, здоровьесберегающую,
профессиональную);
Развивать познавательный интерес через ИКТ к вышивке крестом;
развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
развивать индивидуальные творческие способности обучающихся.
воспитывать уважение к труду;
воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям.
Ход урока:
1.
Организационный момент (подвод к определению темы урока, запись в
тетради)
2.
«Мозговой штурм».
3.
Самостоятельная работа с целью получения новой, интересной
информации.
4.
Творческая работа (составление синквейна о вышивке).
5.
Изучение нового материала «Техника выполнения шва «крестик» с
презентацией.
6.
Практическая работа
1. Текущий инструктаж по ТБ ( в форме юмористического
стихотворения)
2. Вводный инструктаж: обучение овладению приемами вышивки
крестом.
3. Вышивание рисунка под ижорские мотивы.
4. Заключительный инструктаж: контроль качества стежков.
5. Физкультминутка (гимнастика для глаз.)
7.
Подведение итогов. (Систематизация и обобщение приобретенных
знаний. Оценки за урок, демонстрация лучших работ)
8.
Домашнее задание. ( На основе выявленных результатов.)
9.
Уборка рабочих мест.
Конспект урока
1.
Организационный момент. (3 минуты)
Здравствуйте ребята! Садитесь. Рада вас видеть!
Кто сегодня отсутствует? Вижу , что присутствуют все. Проверьте,
пожалуйста, все ли у вас приготовлено к уроку. На столах у вас должны
лежать рабочие тетради, раздаточный материал, принадлежности для
вышивания ( канва с рисунком, ножницы, иголка, нитки, пяльцы).
Сегодня 7 февраля и мы продолжаем изучать раздел «Вышивка», в
частности выполнение вышивательных швов. Изучили несколько видов
вышивательных швов и уже выполнили практическую работу
Какие же виды швов мы изучили? (игла вперед, за иголку, стебельчатый,
тамбурный, шнурок)
-Слайд № 1
Посмотрите , ребята, на экран, на выставочный стенд, и может быть кто-
нибудь из вас знает каким швом изготовлены эти вышивки, догадается и
назовет тему нашего сегодняшнего урока.
-Слайд № 2
Конечно же тема нашего урока «Вышивка крестом»
В старину вышивали крестом обычно полотенца, наволочки для подушек,
одежду и делали это по льну.
- Слайд № 3, 4
В современное время чаще всего вышивают картины, панно и делают это
по канве.
- Слайд № 5, 6.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему
урока.
2.
«Мозговой штурм»( 3 минуты)
Посмотрите на меня. Для того, чтобы изготавливать такие изумительные
вещи, так красиво вышивать, что нужно знать и уметь? Т.Е. какие знания и
умения мы должны иметь, чтобы вышивать крестом?
А) Знать и уметь пользоваться инструментом для вышивания
Б) Чтобы сохранить здоровье и не получить травму знать правила ТБ
В) Технику вышивания (какие действия иглой должны производить)
Г) Знать сочетание цветов нитей (нитки по цветовой гамме должны
подходить друг к другу).
Д) Знать информацию о этом виде вязания (историю возникновения, где
используется)
Е) Уметь наносить рисунок на ткань.
Ж) иметь желание этим заниматься.
Из вышеперечисленного мы уже многое знаем, и многое умеем делать.
Недостающие знания получим на сегодняшнем уроке.
3.
Самостоятельная работа. (6 минут)
- Слайд №7
Сейчас мы ознакомимся с историей русской вышивки крестом. И эту
информацию вы получите самостоятельно. Перед вами на столе находиться
раздаточный материал под № 1. Вам нужно прочитать текст, выбрать из
текста информацию новую или интересную для вас и записать это в виде
нескольких предложений в тетради. На это вам дается 5 минут.
Расскажите, что же нового для себя вы узнали ….
4.
Творческая работа. (10 минут)
А сейчас мне хочется, чтобы вы выполнили творческую работу. Кто из вас
знает, что такое «синквейн».
- Слайд № 8.
«Синквейн» в переводе с французского означает стихотворение,
состоящее из пяти строк. «Синквейн» пишется по определённым правилам :
1. На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и
есть тема
2. На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему.
3.Третья строка – три глагола , описывающих действия.
4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи
которого нужно выразить своё отношение к теме.
5. Пятая строка включает слово-резюме , выражает личное отношение
автора синквейна к теме.
Приведу пример:
Девушки
Молодые, красивые
Собираются, вышивают, поют
Приданное готовят
Радостно!
Попробуйте по парно составить синквейн со словами относящимися к
вышивке
( Вышивка, иголка, нитки, сарафан, швы, узор).
Молодцы!
5.
Объяснение нового материала. «Техника выполнения шва
крестом» (2 минуты)
Пришло время для изучения техники выполнения вышивки крестом.
Техника вышивания крестом одна из самых известных и популярных. Крест –
это два перекрещивающихся диагональных стежка. Видов самих крестов и
способов их вышивания очень много. Приведу только несколько примеров.
(простой, двойной, двухсторонний, удлиненный, разряженный, полукрест,
звездочка)
-Слайд № 9, 10.
Способы (обычный , болгарский, славянский, и т.д.) Кресты по способу
расположения могут быть вертикальные, горизонтальные, диагональные,
вышиваться снизу в верх, сверху вниз, слева на право, и наоборот.
Но сегодня мы научимся вышивать простой крест двумя способами:
1.
Обычным или традиционный
2.
Датским
И вышивать их будем по горизонтали
- Слайд № 11
Обычный или традиционный способ используется для выполнения
изолированных крестиков
- Слайд № 12
Когда надо связать много стежков используют «датский метод».
В большинстве случаев используются оба метода. Например, «датский
метод» для большинства стежков и «традиционный» - для изолированных
крестиков.
6.
Практическая работа.
6.1.
Текущий инструктаж по ТБ ( 2 минуты)
Прежде чем приступить к практической работе по выполнению этого шва,
как всегда нам нужно вспомнить правила безопасного труда при работе с
иглой и ножницами.
Перед вами лежат листы с правилами ТБ, кто хочет может прочитать с
экрана. Прочитайте самостоятельно, вспомните.
- Слайд № 13
Арутюнян Яна подготовила юмористические правила по технике
безопасности.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке….
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
6.2 Обучение учащихся приемам вышивки крестом.
Приступаем к практической работе. У вас на столах лежит канва с
рисунком. Напоминаю , что канва – это специальная ткань с мелкими
клеточками.
Вышивать начнем с нижнего горизонтального ряда. Поэтому берете нитку
того цвета, какая соответствует вашему рисунку. У каждого свой цвет.
Замеряете нить и вставляете ее в иголку так, чтобы на изнаночной стороне
ткани не было узлов.. Как это делается вы уже знаете. Заколите иглу в ткань и
все внимание на экран.
- Видеоролик
Сначала закрепим нить безузелковым способом для этого вводим иглу в
левый нижний угол с изнаночной стороны, вытягиваем нить, оставив
петельку, делаем диагональный стежок, выводим иглу на изнаночную
сторону, пропускаем через петлю. … вышиваем крест обычным способом.
- Видеоролик
Начнем вышивать датским способом т.е. сначала провязываем стежки в
одну сторону до конца рисунка, затем возвращаемся.
- Слайд № 14, 15
6.3. Вышивание рисунка под ижорские мотивы. Представьте себе, что вы
собрались в светелке, горит лучина, вы вышиваете и поете ижорские песни.
Девочки из 7 класса вам в этом помогут. Продолжаем вышивать.
6.4. Заключительный инструктаж: контроль качества стежков. В конце
второго урока будут поставлены оценки за практическую работу. Главным
критерием будет качество работы (нет узлов, ровные кресты) объем тоже
будет иметь значение.
6.4. Физкультминутка (гимнастика для глаз.)
- Слайд № 16
7. Итоги урока.
Систематизация и обобщение приобретенных знаний. Оценки за урок,
демонстрация лучших работ.
- Слайд № 17
8.Домашнее задание. На основе выявленных результатов.
Раздаточный материал № 1
Истоки русской вышивки
На Руси вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия.
Все женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было
связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе
вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Особенно это касается
вышивания крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег,
который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих
напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую
ткань в настоящее произведение художественного творчества.
После прихода на Русь христианства украшать вышитыми полотенцами
стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых праздниках — таких, как
рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в качестве необходимого
атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение, что
вышитые изделия (особенно вышитые крестом) обладают защитной силой.
Особенно ценными в этом отношении считались полотенца обыденные, то
есть «об один день сделанные». Как правило, над созданием его работали
несколько мастериц одновременно. Если, начав работу на рассвете, они
успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось
безупречно чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и
различных болезней.
Мотивы, используемые вышивальщицами для своих работ, были
разнообразными. Часто можно встретить изображение человеческой фигуры
с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц
и сказочных животных. В узорах и орнаментах рукодельницы скрывали
особый смысл. Так, например, ромб и круг символизировали солнце, а
крючковатый крест — пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных.
Вплоть до 18 века этим видом рукоделия занимались монахини и
представительницы знати. Начиная с 18 века, вышивание перестает быть
привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых
крестьянских девушек. Их работы выполнялись, безусловно, не из дорогих
материалов, но художественная ценность их от этого была ничуть не меньше.
Начиная с семи-восьмилетнего возраста девочки из крестьянских семей
начинали готовить себе приданое к свадьбе. В него входили не только
праздничная и будничная одежда, но и полотенца, скатерти, подзоры в
расчете на несколько лет.
Кроме того, необходимо было вышить специальные подарки для
родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе
устраивалась выставка приданого. Представленные работы позволяли
присутствующим по достоинству оценить трудолюбие, аккуратность и
мастерство невесты.
Из текста я узнал для себя новое: