Напоминание

Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся


Автор: Капина Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Мценска "Средняя школа №9"
Населённый пункт: г. Мценск Орловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся
Время – это материальная и духовная ценность особого рода. Другие материальные и духовные ценности можно собирать, сберегать. Время ежесекундно ускользает, исчезает, оно неповторимо. К экономии времени, в конечном счете, как указывал К.Маркс (а учение этого классика еще никто не отменял) сводится вся экономия. А вот слова замечательного польского врача и педагога Януша Корчака: «Берегите текущий час и сегодняшний день…, каждую минуту, ибо умрет она и никогда не повторится». Труд педагога – особый труд. Сложность и специфичность педагогического труда требует значительного уровня его организации. Одна из составляющих – проверка тетрадей. Это огромный труд, занимающий большую часть времени педагога. По данным статистики на проверку тетрадей ежедневно тратится, в среднем, 2,5 часа, 15 часов в неделю даже при 18- часовой недельной нагрузке учителя. Возникает противоречие между стремлением учителя постоянно расширять свой кругозор для более содержательной работы с детьми и недостатком у него свободного времени. Одним из способов хотя бы минимально сэкономить время на проверку тетрадей ( а от нее мы не можем отказаться) является следующий. Ученики сдают тетради в раскрытом виде на той странице, где начинается предназначенная для проверки работа, при необходимости раскладывают и по вариантам от двух и более. Ребята это делают легко. Затем учитель может проверять их в классе ли свернуть, чтобы было удобней нести домой. Учитель проверяет работу одного ученика и ставит оценку правой рукой (если он правша), левая рука уже отодвигает эту тетрадь в сторону, а перед глазами учителя уже следующая работа и т.д. Еще один момент: перед глазами учителя возникает сначала работа ученика, а не его фамилия, что способствует большей объективности проверки. Не все мои коллеги соглашаются с таким способом из-за того, например, что им больше нравятся аккуратно сложенные стопки тетрадей, как на полках в магазине, а то, что приходится, теряя несколько секунд, в каждой тетради искать нужную страницу, слюнявя при этом пальцы, их не смущает. Вернемся к проверке. Левой рукой можно сразу закрывать тетради и складывать их не глядя в ту самую аккуратную стопку, которая так радует учительский глаз. Но я не сразу закрываю тетради, т.к. заношу эти оценки со всеми минусами, двойными минусами и плюсами в свой личный журнал (что делает каждый уважающий свою работу учитель, чтобы вся картина успеваемости класса была под рукой, как на ладони, для беседы с родителями, классным
руководителем и пр., а не рассматривать ее «сквозь игольное ушко» или «через замочную скважину» в электронном журнале на компьютере, в который надо предварительно войти, найти, раскрыть, где не видны «+» и «-» рядом с оценками и прочие учительские заметочки, вроде забытых тетрадей, учебников, отсутствия домашних работ и т.п.). Заканчивая процесс проверки, заношу оценки из открытых тетрадей учащихся в свой личный журнал правой рукой, а левая рука в это время закрывает тетрадь и складывает ее не глядя в ту же аккуратную стопочку. Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК, значительно увеличивает объем каждой проверяемой работы. Описанный выше способ проверки открытых тетрадей позволяет сократить время на их проверку. Работаю учителем математики более 45 лет и более сорока из них собираю тетради в раскрытом виде. Мысль о таком способе не нова, многие учителя этим пользуются. Об этом была заметка в журнале «Математика в школе» в начале 70-х годов прошлого века. Ради забавы можно было бы подсчитать за годы моего педагогического стажа количество проверенных тетрадей и количество сэкономленного времени, но нет на это времени. Очевидно, когда все школы страны, а не только московские, будут обеспечены компьютерами, отпадет надобность ведения электронных классных журналов наряду с бумажными, проверки ученических тетрадей, отпадет и необходимость экономить крохи своей жизни. Очень хочется доработать до этого времени.


В раздел образования