Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся
Автор: Капина Галина Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ г.Мценска "Средняя школа №9" Населённый пункт: г. Мценск Орловская обл. Наименование материала: статья Тема: Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся Раздел: среднее образование
Об экономии времени учителя при проверке тетрадей учащихся
Время – это материальная и духовная ценность особого рода. Другие материальные и
духовные ценности можно собирать, сберегать. Время ежесекундно ускользает, исчезает, оно
неповторимо.
К экономии времени, в конечном счете, как указывал К.Маркс (а учение этого классика
еще никто не отменял) сводится вся экономия. А вот слова замечательного польского врача и
педагога Януша Корчака: «Берегите текущий час и сегодняшний день…, каждую минуту, ибо
умрет она и никогда не повторится».
Труд
педагога
–
особый
труд.
Сложность
и
специфичность
педагогического
труда
требует значительного уровня его организации. Одна из составляющих – проверка тетрадей.
Это огромный труд, занимающий большую часть времени педагога. По данным статистики на
проверку тетрадей ежедневно тратится, в среднем, 2,5 часа, 15 часов в неделю даже при 18-
часовой недельной нагрузке учителя. Возникает противоречие между стремлением учителя
постоянно расширять свой кругозор для более содержательной работы с детьми и недостатком
у него свободного времени.
Одним из способов хотя бы минимально сэкономить время на проверку тетрадей ( а от
нее мы не можем отказаться) является следующий. Ученики сдают тетради в раскрытом виде на
той
странице,
где
начинается
предназначенная
для
проверки
работа,
при
необходимости
раскладывают и по вариантам от двух и более. Ребята это делают легко. Затем учитель может
проверять их в классе ли свернуть, чтобы было удобней нести домой.
Учитель проверяет работу одного ученика и ставит оценку правой рукой (если он
правша),
левая
рука
уже
отодвигает
эту
тетрадь
в
сторону,
а
перед
глазами
учителя
уже
следующая работа и т.д. Еще один момент: перед глазами учителя возникает сначала работа
ученика, а не его фамилия, что способствует большей объективности проверки.
Не все мои коллеги соглашаются с таким способом из-за того, например, что им больше
нравятся аккуратно сложенные стопки тетрадей, как на полках в магазине, а то, что приходится,
теряя несколько секунд, в каждой тетради искать нужную страницу, слюнявя при этом пальцы,
их не смущает.
Вернемся к проверке. Левой рукой можно сразу закрывать тетради и складывать их не
глядя в ту самую аккуратную стопку, которая так радует учительский глаз. Но я не сразу
закрываю тетради, т.к. заношу эти оценки со всеми минусами, двойными минусами и плюсами
в свой личный журнал (что делает каждый уважающий свою работу учитель, чтобы вся картина
успеваемости класса была под рукой, как на ладони, для беседы с родителями, классным
руководителем и пр., а не рассматривать ее «сквозь игольное ушко» или «через замочную
скважину» в электронном журнале на компьютере, в который надо предварительно войти,
найти, раскрыть, где не видны «+» и «-» рядом с оценками и прочие учительские заметочки,
вроде забытых тетрадей, учебников, отсутствия домашних работ и т.п.). Заканчивая процесс
проверки, заношу оценки из открытых тетрадей учащихся в свой личный журнал правой рукой,
а левая рука в это время закрывает тетрадь и складывает ее не глядя в ту же аккуратную
стопочку.
Использование
рабочих
тетрадей
на
печатной
основе,
входящих
в
состав
УМК,
значительно
увеличивает
объем
каждой
проверяемой
работы.
Описанный
выше
способ
проверки открытых тетрадей позволяет сократить время на их проверку.
Работаю учителем математики более 45 лет и более сорока из них собираю тетради в
раскрытом виде. Мысль о таком способе не нова, многие учителя этим пользуются. Об этом
была заметка в журнале «Математика в школе» в начале 70-х годов прошлого века. Ради
забавы
можно
было
бы
подсчитать
за
годы
моего
педагогического
стажа
количество
проверенных тетрадей и количество сэкономленного времени, но нет на это времени.
Очевидно,
когда
все
школы
страны,
а
не
только
московские,
будут
обеспечены
компьютерами,
отпадет
надобность
ведения
электронных
классных
журналов
наряду
с
бумажными, проверки ученических тетрадей, отпадет и необходимость экономить крохи своей
жизни. Очень хочется доработать до этого времени.