Напоминание

"Проводы Масленицы"


Автор: Акберова Милауша Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Андреевка
Населённый пункт: Илишевский район, с.Андреевка
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Проводы Масленицы"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования РБ
Разработка

внеклассного мероприятия

«Проводы Масленицы»
Разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Андреевка Акберова Милауша Наиловна
с.Андреевка
Тема:

Проводы Масленицы.

Цель
: ознакомить учащихся с устным народным творчеством, развивать речь школьников, привить интерес к русскому творчеству, русской речи.
Действующие лица:
Ведущий, чтецы, Масленица (нарядно одетая девочка с соломенной куклой в руках), Звери и Птицы, у которых шесты с украшенными лентами, кругами-символом солнца.
Оборудование:
плакаты с пословицами и поговорками о зиме, о Масленице; компьютер.
Ведущий:
Не пришла ли пора передать власть от зимы весне –красне, новой гостье. Поможем весне, поможем солнцу! Встанем в кружок, заведём хоровод.
(Все водят хоровод, инсценируя русскую народную песню «Зимушка-

зима»).

Ведущий:
Зиму проводить да весну встретить поможет нам весёлая масленичная неделя и её хозяйка – щедрая душа Масленица. Кто готов позвать Масленицу?
Чтец:
Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь, Приезжай ко мне в гости На широкий двор: На горах покататься, В блинах поваляться.
Чтец:
Уж ты, моя Масленица, Красная краса, русская коса, Тридцати братьев сестра, Трёх матушек дочка, Приезжай ко мне во тесовый дом, Умом повеселиться, Речью насладиться.
Чтец:
Приезжай, честная Масленица, Широкая боярыня, На семидесяти семи санях, На широкой лодочке В город пировать!
Ведущий:
Нет, не идёт Масленица! Как же мы будем без неё весну встречать? Видно, придётся всем её звать. Давайте сделаем так. Я начну звать Масленицу, а вы, ребята, повторяйте за мной каждую фразу. И в конце все
вместе дружным хором произнесём: «Приезжай, Масленица, в гости, на широкий двор!» Ну-ка, попробуем все вместе!
(Взмахивает руками, вместе

с детьми несколько раз, репетирует повтор фразы).
Ну что же, дружно получилось. А теперь я примусь Масленицу звать, буду её нахваливать, а вы подхватывайте.
(Дети хором повторяют за Ведущим каждую строчку).

Ведущий:
Дорогая гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, трёхаршинная, Лента алая, двухполтинная, Платок беленький, новомодненький, Шуба синяя, латки красные, Лапти частые, головастые,
Все хором
: Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор
!

( Появляется Масленица со своей свитой).

Ведущий:
Здравствуй, сударыня Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной. Ты надолго ли к нам пришла – пожаловала?
Масленица:
Всего на семь денёчков. Первый день – понедельник – называется Встречей. Всех гостей привечают блинами. По домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.
Чтец:
А мы Масленицу встречали, Сыром гору поливали, На широк двор зазывали Да блинами заедали.
Чтец:
Вторник – Заигрыш. Играют в разные игры, в снежки и катаются на санках. Парням разрешалось на второй день Масленицы поухаживать за девушками – невестами.
Чтец:
Среда –Лакомка. Этот день – семейный. Тёщи угощают зятьёв блинами и другими вкусными кушаньями.Блины были и дома, и на улице. С утра до вечера ходили блинщики, зазывая: «Кому блины горячи, кому маслены!»
Чтец:
Четверг – Широкий (Широкая Масленица). Опять же продолжаются разные забавы: ряженые, скоморохи, тройки лошадей с колокольчиками. Всё гремит, веселится и шумит.
Чтец:
Пятница – Тёщины вечёрки. В этот день зятья угощают тёщ.
Чтец:
Суббота – Золовкины посиделки, на которые родные собирались у золовки. День делился на две части: сперва строили снежные и ледяные крепости, а после окончания «боя» шли пировать к родственникам мужа.
Чтец:
Воскресенье – Прощёный день. Самый последний важный день Масленицы. С утра народ толпами отправлялся на кладбища и погосты просить «прощения» у родителей и других. В это воскресенье полагается простить друг другу все обиды. После вечерней молитвы младшие члены семьи подходили к старшим, кланялись им в ноги и просили прощения: - Прости меня Христа ради!
- Бог тебя простит! Ты меня прости! – отвечали те в свою очередь и кланялись в пояс. Этот день называли по-разному: проводы, прощанья, Прощёный день. Устраивали пышные Проводы зимы, водили хороводы, дарили друг другу подарки, разыгрывали медвежьи представления, сжигали чучело Масленицы. Пели песни: «Прощай, прощай, Масленица, широкая, вольная Масленица!»
Чтец:
Наша Масленица дорогая Ненадолго к нам пришла. Мы думали – на семь недель, Оказалось – на семь дней. А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречайте меня сытостью и довольством. Ведь я – праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете , тем богаче у хлебороба этот год окажется.
Ведущий:
Мы встречаем тебя хороводом. Поможем солнцу, поводим хоровод да споём «Вдоль по улице метелица метёт.»
(Все поют).

Ведущий:
Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощения. Какое главное кушание готовят на масленичной неделе?
(Дети хором отвечают: «Блины!»)
Верно. Издревле на Руси считалось, что круг – символ солнца. Поэтому носили на шестах вот такие круглые украшения, водили хороводы, ребята и девушки кругами гуляли вокруг своих деревенек. А ещё на Масленицу готовили специальное блюдо, тоже круглое. Это наши русские блины.
Масленица:
Блины печь – дело сложное, дело сложное и мудрёное. Растворю я квашонку на донышке, Поставлю квашонушку на столбушке, Будет моя квашенка полным – полна, Полным – полна, с краями ровна. Чтобы вкусные блины получились, надо много специальных секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, на вечерней заре, когда всходит месяц, да приговаривать (
произносит: Месяц ты, месяц,

Золотые рожки, выгляни в окошко,

Пойду на опару
). (
Звери выносят глубокую миску, покрытую вышитым полотенцем.

Ещё раз повторяют заклинание Масленицы, надевают фартуки, берут

сковородки и большие разливательные ложки.)

Звери (вместе):
Хороша опара уродилась, пора из неё блины печь!
Заяц
: А ну, угадайте, что я делаю?
(Показывает сковородку и

жестами демонстрирует всё, о чём говорит):
На плешивого маслом капну, По плешивому тестом хлопну, Плешь обдеру да опять наведу.
Дети:
Печёшь блины!
Медведь:
Правильно! А теперь – моя загадка. Скажи, кто таков – Иван Громоков?
Сел на конь и поехал в огонь!
Дети:
Блин!
(Исполняется русская народная песня «Блины»).

Масленица:
А вы хорошо меня встречали – дожидались?
Ведущий:
Сильно ждали тебя, Масленица, крепко готовились.
Чтец:
Масленица – кривошейка, Встретим тебя хорошенько: С блинами, с каравайцами, С вареничками, С сыром, маслом, калачом И с печёным яйцом.
Ведущий
: Мы даже песню знаем о твоей щедрости, широкая Масленица.
(Звучит народная закличка «А мы Масленицу дожидали»).

Ведущий:
А кто с тобой пришёл, Масленица?
Масленица:
Это мои друзья – лесные звери, по весне меня знающие. Сейчас они о себе загадают загадки, и вы попробуйте узнать их имена. Итак, первыми о приходе весны возвещают птицы.
Сорока:
Как сажа черна, Как сметана бела, люблю всем в лесу Стрекотать, где была.
Воробей:
Видали вы меня не раз, Скачу я в двух шагах от вас. Чирик – чирик, чирик – чирик. Кто к этой песенке привык?
Петух:
Не артист, а голосист, Не ездок, а шпоры у ног.
Масленица:
А теперь – просыпайтесь звери, большие и малые!
Лиса:
За деревьями – кустами Промелькнуло быстро пламя, Промелькнуло – пробежало, Но ни дыма, ни пожара.
Заяц
: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год, Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.
Медведь:
Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу?
Ведущий:
Масленицу провожаем – весну встречаем. Гостья погостилася, с зимушкой простилася, С крыши – капели. Грачи прилетели. Воробьи чирикают, они весну кликают.
Чтец:
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом, Опять весна душистая повеяла крылом.
Сторонкой тучки носятся, теплом озарены, И в душу снова просятся пленительные сны. Везде разнообразною картиной занят взгляд. Шумит толпою праздною народ, чему – то рад. Какой-то тайной жаждою мечта распалена, И над душою каждого проносится весна.
(Танец «Во поле берёзонька стояла»).

Ведущий:
Весна – начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки зерна. Сначала её вскапывают лопатами – как покажите. А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают, как сорняки вырывают?
(Ребята показывают).
Молодцы! А теперь давайте проведём игру «Здравствуй, дедушка Мазай». Посчитаем, кто будет Мазаем. Считалочка: Делом нужным занят грач, Ходит в поле, словно врач, Лечит пашни и поля: «Где болит, скажи, земля?»
(Дети подходят к выбранному «дедушке Мазаю»).

Дети:
Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
Дедушка Мазай
: Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели?
Дети:
Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!
(Ребята показывают пантомиму на тему «весенний трудовой

процесс». «Мазай» отгадывает, какой именно).

Масленица:
А знаете ли вы пословицы о труде? Сейчас проверим. Я начну читать пословицу, а вы должны будете её закончить. Итак, ученье – свет, (а неученье –тьма); Маленькое дело (лучше большого безделья); Чем дальше в лес, (тем больше дров); Не сиди сложа руки, (не будет в доме скуки); Труд человека кормит, (а лень портит). Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили. Я гуляла с вами, теперь села в сани, Пела и плясала, больно я устала. Кончилось веселище – беритесь за делице, Направляйте сошенку выехать на пашенку. А со мной проститеся, блинами угоститеся.
(Масленица и её свита уходят).

(Звучит песня «Перед весной». Ведущий угощает всех блинами).


В раздел образования