Напоминание

Организация детской деятельности в познавательно-игровом комплексе "ЛЕГО-класс"


Автор: Меньшикова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: п. Ясная Поляна
Наименование материала: статья
Тема: Организация детской деятельности в познавательно-игровом комплексе "ЛЕГО-класс"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация детской деятельности

в познавательно-игровом комплексе «ЛЕГО-класс»
Для полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте особое значение, как известно, имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности, например конструирование – увлекательное, ин- тересное и полезное занятие. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они рас- тут. В играх воспитанники развивают свои естественные задатки - воображение, ловкость, эмоции, чув- ства, интеллект, общение и др. Дошкольники играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нуж- ны для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментиро- вания и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов эле- ментов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Конструкторы любимы детьми любого возраста, пригодны для использования в детском саду, дома и в школе. Они способствуют раннему становлению интеллектуального и логического мышления у детей, расширяют границы познания окружающего мира, стимулируют проектно-конструкторскую и художе- ственную деятельность. Когда мы приступили к организации своего ЛЕГО-класса перед нами встал ряд вопросов: - с чего начать?
-как организовать развивающую среду? - как обустроить лего-кабинет? Сначала обустроили место для игр с воспитанниками - ЛЕГО-класс. Здесь мы разместили стеллажи для лего-конструкторов, подиумы с фотопечатью для игры с собранными игрушками, доску для занятий, картины с лего-постройками. Помимо этого наш класс оснащён шестью ортопедическими партами фир- мы ДЕМИ и ноутбуками, в которых загружена программа Лего-конструирования. Затем разработали план образовательной деятельности по конструированию для воспитанников младшей, средней и старшей групп. Цель деятельности Лего-класса – развитие конструкторских способностей воспитанников. Задачи: - формировать у воспитанников познавательную и исследовательскую активности, стремления к ум- ственной деятельности; - развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. Свою работу мы выстраиваем таким образом, чтобы в процессе деятельности у дошкольников фор- мировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.
Для развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, используются следующие формы организации обучения. Конструирование по образцу. Данная форма обучения обеспечивает воспитанникам прямую переда- чу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Конструктирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать зада- чи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. Эта форма – усложнённая разновидность конструирования по образцу. Воспитанникам в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Та- ким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких за- дач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по условиям. Не давая дошкольникам образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как прави- ло, подчёркивают практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются че- рез условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наи- большей степени способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функци- ональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм нагляд- ного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развёртывания творчества воспитанников и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают за- мыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распро- странённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструирование по за- мыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Все перечисленные формы организации обучения подходят и для компьютерного конструирования и могут быть использованы как при индивидуальной работе ребёнка, так и при работе в микрогруппе. Плю- сом компьютерной программы является возможность отслеживания алгоритма выполнения работы что позволяет найти имеющуюся ошибку. Воспитательно-профилактическая работа с детьми дошкольного возраста по формированию ответ- ственного отношения к правилам безопасного поведения на улицах – важнейший этап освоения моделей социального поведения. Занятия конструированием в ЛЕГО-классе предоставляют возможность обучать правилам дорожного движения дошкольников посредством активной и интересной для них деятельности. В процессе конструирования у детей развиваются: - сенсорно-аналитическая деятельность – умение анализировать объекты и их составные элементы; - умственная деятельность, логическое мышление и память; - обобщённое представление о конструируемых объектах; - умение конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями; - элементарная поисковая деятельность и экспериментирование. Всё это положительно сказывается на общем развитии дошкольников, способствует повышению об- разовательного процесса в ДОУ.


В раздел образования