Организация детской деятельности в познавательно-игровом комплексе "ЛЕГО-класс"
Автор: Меньшикова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад" Населённый пункт: п. Ясная Поляна Наименование материала: статья Тема: Организация детской деятельности в познавательно-игровом комплексе "ЛЕГО-класс" Раздел: дошкольное образование
в познавательно-игровом комплексе «ЛЕГО-класс»
Для полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте особое значение, как известно, имеют
игра и первые попытки продуктивной деятельности, например конструирование – увлекательное, ин-
тересное и полезное занятие. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они рас-
тут. В играх воспитанники развивают свои естественные задатки - воображение, ловкость, эмоции, чув-
ства, интеллект, общение и др. Дошкольники играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нуж-
ны для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментиро-
вания и самовыражения.
Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов эле-
ментов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Конструкторы любимы детьми любого возраста, пригодны для использования в детском саду, дома и
в школе.
Они способствуют раннему становлению интеллектуального и логического мышления у детей,
расширяют границы познания окружающего мира, стимулируют проектно-конструкторскую и художе-
ственную деятельность.
Когда мы приступили к организации своего ЛЕГО-класса перед нами встал ряд вопросов:
- с чего начать?
-как организовать развивающую среду?
- как обустроить лего-кабинет?
Сначала обустроили место для игр с воспитанниками - ЛЕГО-класс. Здесь мы разместили стеллажи
для лего-конструкторов, подиумы с фотопечатью для игры с собранными игрушками, доску для занятий,
картины с лего-постройками. Помимо этого наш класс оснащён шестью ортопедическими партами фир-
мы ДЕМИ и ноутбуками, в которых загружена программа Лего-конструирования.
Затем разработали план образовательной деятельности по конструированию для воспитанников
младшей, средней и старшей групп.
Цель деятельности Лего-класса – развитие конструкторских способностей воспитанников.
Задачи:
- формировать у воспитанников познавательную и исследовательскую активности, стремления к ум-
ственной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Свою работу мы выстраиваем таким образом, чтобы в процессе деятельности у дошкольников фор-
мировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и
умение работать в коллективе.
Для развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок,
используются следующие формы организации обучения.
Конструирование по образцу. Данная форма обучения обеспечивает воспитанникам прямую переда-
чу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Конструктирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать зада-
чи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Эта форма – усложнённая разновидность конструирования по образцу.
Воспитанникам в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её
элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Та-
ким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких за-
дач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство активизации их мышления.
Конструирование по условиям. Не давая дошкольникам образца постройки, рисунков и способов её
возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как прави-
ло, подчёркивают практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются че-
рез условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого
конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наи-
большей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой
деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функци-
ональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм нагляд-
ного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные
способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развёртывания творчества
воспитанников и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают за-
мыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распро-
странённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструирование по за-
мыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей ограничиваются определённой темой. Основная цель
конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Все перечисленные формы организации обучения подходят и для компьютерного конструирования и
могут быть использованы как при индивидуальной работе ребёнка, так и при работе в микрогруппе. Плю-
сом компьютерной программы является возможность отслеживания алгоритма выполнения работы что
позволяет найти имеющуюся ошибку.
Воспитательно-профилактическая работа с детьми дошкольного возраста по формированию ответ-
ственного отношения к правилам безопасного поведения на улицах – важнейший этап освоения моделей
социального поведения. Занятия конструированием в ЛЕГО-классе предоставляют возможность обучать
правилам дорожного движения дошкольников посредством активной и интересной для них деятельности.
В процессе конструирования у детей развиваются:
- сенсорно-аналитическая деятельность – умение анализировать объекты и их составные элементы;
- умственная деятельность, логическое мышление и память;
- обобщённое представление о конструируемых объектах;
- умение конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями;
- элементарная поисковая деятельность и экспериментирование.
Всё это положительно сказывается на общем развитии дошкольников, способствует повышению об-
разовательного процесса в ДОУ.